Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 28 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ВЕЛИКІЯ МИНЕИ ЧЕТІИ

Великія Минеи Четіи свт. Макарія, митр. Московскаго († 1563 г.)

Великія Минеи Четіи — монументальный сводъ древнерусской церковной письменности, составленный въ 30-50-е гг. XVI в. по иниціативѣ и подъ руководствомъ архіеп. Новгородскаго (впослѣдствіи митрополита) Макарія. ВМЧ, по мысли ихъ создателей, должны были объединить въ стройной системѣ и сдѣлать обозримымъ духовное богатство, накопленное русскимъ народомъ со времени принятія христіанства. Собирая «въ едино мѣсто... всѣ святыя книги.., которыя въ Русской землѣ обрѣтаются», свт. Макарій въ основу ихъ группировки положилъ общій планъ Миней. Подъ каждымъ числомъ, вслѣдъ за проложными чтеніями и подробнымъ Житіемъ празднуемаго святаго (для ВМЧ многія Житія были вновь написаны или отредактированы), помѣщался весь наличный матеріалъ, связанный съ даннымъ святымъ: его творенія, толкованія на нихъ, похвальныя слова, поученія и т. д. За 20 лѣтъ трудами митрополита и его сподвижниковъ была собрана, пополнена, отредактирована и переписана громадная библіотека оригинальной и переводной духовной литературы. Въ составъ ВМЧ вошли многія книги Священнаго Писанія съ толкованіями, святоотеческія творенія, древніе патерики, почти весь матеріалъ русской агіографіи, различные сборники «словъ», монастырскіе уставы, сказанія, «хожденія» и мн. другое. Полный списокъ ВМЧ занимаетъ 12 томовъ большого формата и насчитываетъ свыше 13,5 тыс. листовъ, написанныхъ въ два столбца. Подчеркивая цѣль этого подвижническаго труда, свт. Макарій писалъ: «Кто сія святыя книги... со страхомъ Божіимъ и съ великимъ вниманіемъ прочитываетъ на душевную пользу себѣ и слышащимъ, и той отъ Бога благословенъ будетъ и сугубу мзду отъ Него воспріиметъ, не токмо здѣ, но и въ будущій вѣкъ...» («Вкладная», 1552 г.). ВМЧ сохранились въ трехъ спискахъ XVI в. (т. н. «Софійскія», «Царскія» и «Успенскія» ВМЧ).

Великія Минеи Четіи

Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ.
Выпускъ первый: Сентябрь, дни 1-13.

/л. 9 а./ МѢСЯЦА СЕПТЕВРІА ВЪ 1 ДЕНЬ,
иже въ святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Константиня града, Златоустаго, слово в началѣ индикту.

Чюдна православныхъ тръжества, свѣтлы мученическыя памяти, непостыдна благочьстивыхъ веселіа, всякого очищаютъ досаженіа нашего. Не празднуемъ лѣту несъставно движиму, не почитаемъ годину человѣческыя жизни истощителницу; не покланяемся вѣку, въ тлю насъ влекущему; не служимъ твари, сърабна бо бывшимъ; не служимъ тинѣ, отъ не сущихъ бо предста: ıaкоже бо бытіе имутъ сіа, сице и тлѣніе подлежитъ кончинѣ; не чтемъ небо, ıaко дымъ бо утврьдися; не чтемъ твердь, отъ не сущихъ бо ледовидно сътворися; не почитаемъ свѣта, словомъ бо съдѣтельствовася; не чтемъ солнце, отъ свѣта бо исковася; не чтемъ луну, въображеніемъ бо украсися; не чтемъ звѣзды, потребы бо ради създашяся; не чтемъ землю, отъ воды бо призвана бысть; не служимъ огню, вещественъ бо съставъ; не чтемъ воду, текущаго бо естьства; не служимъ годинѣ, не стоить бо; не чтемъ день, повелѣніемъ бо работаетъ по вся лѣта: състарѣваетбося лѣто, съ всѣми състарѣется: Богъ же едінъ ветхости вышьши и ıaвить конечный день. /л. 9 б./ Еллини убо и Іудее братіа безаконна, діаволяа користи, грѣховьніи внуци, прельсти пища, нечьстіа тма, геенны послѣдници, гребци нечестіа, сынове клятвы. Сіи бо да празднують нечьстивѣ, понеже мудръствують непреподобнѣ; они убо прелесть да почитаютъ, овы же законъ да попираютъ, и другъ друга лукавьству да поучяютъ, съгласишябося: Іудее бо отъ Еллинъ навыкошя идолослуженіе, и Еллини отъ Іудей научишяся пророкы побивати; Іудее бо в законѣ всю еллиньскую изъıaвишя прелесть. Но или негодуеши, о Іюдею, сіа слышавъ? въспомяни съдѣяннаа и не смущайся о укоризнѣ. Гдѣ бо идоломъ не послужилъ еси, рци ми? Въ пустыни тельца изліалъ еси: побѣдивь, Веельѳегору послужилъ еси; въ Моавитѣхъ Хамосу поклонилъся еси; въ Палестинѣ Дагону пожрълъ еси; въ Вавѵлонѣ Вѵлу жрътву принеслъ еси; въ Ѳѵникыи Астаръти послуживъ; въ плѣненіи о Хамосѣ плакалъ еси. Оскудѣ мѣсто, не оскудѣ же мръзость; сего ради и праздникы ваша ненавидить Владыка: всякъ бо твой праздникъ, о Іудею, убійство принесе. Постяся, Науѳеа побилъ еси каменіемъ: празднуя, Ісаію претрълъ еси; тръжествуа, Іеремію въ ровъ каленъ /л. 9 в./ въвръже; въ суды и свары непреподобнѣ постилъся еси, обьıaдаяся; при Иліи кѵвотъ предалъ еси; Іоанну главу отъıaтъ. Аще сице празднуеши, плакати тебѣ лучьше есть. Мы же днесь празднуемъ божественая и преславная чюдеса, мученикъ страданіа, погребенныхъ ракы, невидимыхъ мрежа, разрѣшенныхъ врачеваніа, Стефановъ каменноплѣтеный вѣнецъ, преславнаго Лаврентіа ıaже смертію побѣды, Агаіно необуреванно дѣвьство. О Троице, троическая проповѣди! О мощи святыхъ, больныхъ лѣчьбы! О праше, источниче чюдесъ! О море, небесныя доброты подобіе! Обличивь срабныя, проповѣмъ и азъ Владыку: не отяготѣвает мя стопа създавшаго мя, освящають мя нозѣ Създателевѣ; Моѵси раздѣли, но съй освяти; Іону поглотихъ, сего же трепещу; Ноıa обуревахъ, но не дръзаю възрѣти на сего, иже человѣкы създавшаго; ногама мене шествовавъ освяти; небо престоломъ прослави; землю ıaсльми просвѣтли; ада гробомь уıaсни; и мене убо да освятить стопами: нѣсмь бо безуменъ или бездушенъ; познаваю, ıaко създаніе създавшаго; не глаголю съ Іудеи: съй человѣкъ нѣсть отъ Бога; съй Богъ мой, и прославлю и; покажу ıaже моего естества, обличивъ /л. 9 г./ убійць нравы, проповѣмъ и по мнѣ ходившаго дръжаву; сіи клѣврети, онъ Владыка; не отъ страха сихъ смущаюся; Владыка убо въ мори немокрено шествова; ови же, плавающе въ мори, млъву дѣяху; страхъ же бѣдствующихъ звати творяше; человѣколюбивый же пастырь еже дръзати повелѣваше, глаголя: дръзайте, Азъ есмь, не бойтеся; дръзайте, вѣры имате дръжаву, идолослуженіа млъва не потопить васъ; дръзайте, іудейская неистовьства не погрузять васъ; дръзайте, еретическыя буря не обуреваютъ васъ; Азъ есмь събезначяльное Слово Отцу, несъзданнаго начяла вѣтвь, мирьскаго грѣха агнець, градскыхъ обуреваній кръмчій, православныя вѣры съкровище, мученическыхъ подвигъ мздодатель; Азъ есмь, не бойтеся: идѣже бо свѣтъ приходить, отбѣгаетъ тма, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Ісъ Христа, емуже слава и дръжава съ безначяльнымъ Отцемь и пресвятымь и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и въ вѣкы вѣкомъ Аминь.

Источникъ: Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ. [Выпускъ первый:] Сентябрь, дни 1-13. / Подъ редакціей П. Савваитова. — Изданіе Археографической Коммиссіи. — СПб.: Типографiя   И м п е р а т о р с к о й   Академiи наукъ, 1868. — Cтлб. 2-5.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0