Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ВЕЛИКІЯ МИНЕИ ЧЕТІИ

Великія Минеи Четіи свт. Макарія, митр. Московскаго († 1563 г.)

Великія Минеи Четіи — монументальный сводъ древнерусской церковной письменности, составленный въ 30-50-е гг. XVI в. по иниціативѣ и подъ руководствомъ архіеп. Новгородскаго (впослѣдствіи митрополита) Макарія. ВМЧ, по мысли ихъ создателей, должны были объединить въ стройной системѣ и сдѣлать обозримымъ духовное богатство, накопленное русскимъ народомъ со времени принятія христіанства. Собирая «въ едино мѣсто... всѣ святыя книги.., которыя въ Русской землѣ обрѣтаются», свт. Макарій въ основу ихъ группировки положилъ общій планъ Миней. Подъ каждымъ числомъ, вслѣдъ за проложными чтеніями и подробнымъ Житіемъ празднуемаго святаго (для ВМЧ многія Житія были вновь написаны или отредактированы), помѣщался весь наличный матеріалъ, связанный съ даннымъ святымъ: его творенія, толкованія на нихъ, похвальныя слова, поученія и т. д. За 20 лѣтъ трудами митрополита и его сподвижниковъ была собрана, пополнена, отредактирована и переписана громадная библіотека оригинальной и переводной духовной литературы. Въ составъ ВМЧ вошли многія книги Священнаго Писанія съ толкованіями, святоотеческія творенія, древніе патерики, почти весь матеріалъ русской агіографіи, различные сборники «словъ», монастырскіе уставы, сказанія, «хожденія» и мн. другое. Полный списокъ ВМЧ занимаетъ 12 томовъ большого формата и насчитываетъ свыше 13,5 тыс. листовъ, написанныхъ въ два столбца. Подчеркивая цѣль этого подвижническаго труда, свт. Макарій писалъ: «Кто сія святыя книги... со страхомъ Божіимъ и съ великимъ вниманіемъ прочитываетъ на душевную пользу себѣ и слышащимъ, и той отъ Бога благословенъ будетъ и сугубу мзду отъ Него воспріиметъ, не токмо здѣ, но и въ будущій вѣкъ...» («Вкладная», 1552 г.). ВМЧ сохранились въ трехъ спискахъ XVI в. (т. н. «Софійскія», «Царскія» и «Успенскія» ВМЧ).

Великія Минеи Четіи

Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ.
Выпускъ первый: Сентябрь, дни 1-13.

/л. 11 б./ В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ [МѢСЯЦА СЕПТЕВРІА ВЪ 1 ДЕНЬ]
память преподобнаго отца нашего Симіона Столъпника.

Славный Сѵміонъ бѣ отъ Антихія Сѵрьскыя и пасяше овци родителю своею. Упразднижеся в годъ зимы, вниде въ церковь и святаго Еѵангеліа послушавъ блажаща и хваляща ненавидящихъ мира и Бога любящихъ, оставив же родителя и все имѣніе, и въслѣдова Христови; и шедъ в лавру, глаголемую ограду, и бысть мнихъ, въ царство Лва Великаго, и пребысть нѣколико в той лаврѣ, и всѣмъ старымъ мнихомъ всѣми добрыми дѣлы преодолѣвъ, и свое тѣло алканіемъ и жажею и озлобленіемъ удручивъ, ибо постися 40 дній, ихъже 20 стояше не сѣдая, а 20 /л. 11 в./ сѣдяше отъ труда. Послѣди же взиде на столпъ высокъ, на немъже многа чюдеса сътвори, я велми дивенъ бысть всѣмъ человѣкомъ, и многи отъ поганыхъ къ Господу обрати, и 40 лѣтъ работавъ ему преставися, в руци Господеви прѣдавъ святую свою душю, и погребенъ бысть славно.

Чюдо 1-е святаго Симіона, о презвѵтерѣ.

Презвѵтеру нѣкоему сѣдящу въ единъ отъ дній въ притворѣ церковнѣмъ и чтущу ему святое Еѵангеліе, и се духъ непріязненъ идяше к нему въ образѣ облака темна и мрачна, и възложися аки клобукъ на главу ему, и взяся свѣтъ его, и умъ отъ него отъяся, и разслабиша вся кості его, и не можаше глаголати. И вшедше обрѣтоша его ıaко мертва; и пребысть в той ıaзвѣ лѣтъ 9, не могый обратити себѣ на страну, аще кто не обращаше его. Слышавше же свои ему ıaже о святѣмъ Сѵміонѣ, поидоша несуще его на одрѣ къ святому Семіону; не дошедше же треи поприщъ отъ монастыря прележаше ту. Святому же Сѵміону стоящу на молитвѣ, открыся ему о презвѵтерѣ; и в полунощи призва святый отъ ученикъ его, глагола ему: пріими отъ воды сея, иди скоро, и обрящеши тамо нѣкоего презвѵтера, носима на /л. 11 г./ ложи; покропи его водою сею и рці ему: глаголеть ти грѣшный Семионъ: въ имя Господа нашего Іса Христа въстани и остави одръ свой и приди ко мнѣ своима ногама. Шедъ же ученикъ и сътвори по глаголу святаго; и въста презвѵтеръ здравь весь, и пришедъ поверже себе предъ святымъ. И рече ему святый: въстани, не бойся; аще опечали тя діаволъ лѣтъ 9, но человѣколюбіе Божіе не остави тебе до коньца погибнути: ıaко неблагобоязнено, но и прѣобидѣнно въ святемъ олтарѣ стояше и преже обрѣтенія истины слушаше клеветникъ, осужающа тай ближняго своего и без вины оскорбляюще я, отлучая причастия святыхъ таинъ; и сія творя, человѣколюбца немало опечаляше Бога, діавола же велми обрадоваше; тѣмъ на тя възможе діаволъ, но человѣколюбіе Божіе и щедроты его умножишася на тебѣ; ихъже ты еси опечалилъ, пришедъ обрящеши въ мнозѣ болѣзни молящая тебе, да прости ихъ ты; ıaкоже сътвори Богъ с тобою, тако и ты сътвори милость с ними; прьсти же вземъ здѣ, всыплеши на ня. И отшедъ презвѵтеръ с радостію, благодаря Бога, сътвори ıaкоже повелѣ ему святый, и абіе исцѣлѣша и ти, славяще Бога.

Источникъ: Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ. [Выпускъ первый:] Сентябрь, дни 1-13. / Подъ редакціей П. Савваитова. — Изданіе Археографической Коммиссіи. — СПб.: Типографiя   И м п е р а т о р с к о й   Академiи наукъ, 1868. — Cтлб. 5-6.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0