Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ВЕЛИКІЯ МИНЕИ ЧЕТІИ

Великія Минеи Четіи свт. Макарія, митр. Московскаго († 1563 г.)

Великія Минеи Четіи — монументальный сводъ древнерусской церковной письменности, составленный въ 30-50-е гг. XVI в. по иниціативѣ и подъ руководствомъ архіеп. Новгородскаго (впослѣдствіи митрополита) Макарія. ВМЧ, по мысли ихъ создателей, должны были объединить въ стройной системѣ и сдѣлать обозримымъ духовное богатство, накопленное русскимъ народомъ со времени принятія христіанства. Собирая «въ едино мѣсто... всѣ святыя книги.., которыя въ Русской землѣ обрѣтаются», свт. Макарій въ основу ихъ группировки положилъ общій планъ Миней. Подъ каждымъ числомъ, вслѣдъ за проложными чтеніями и подробнымъ Житіемъ празднуемаго святаго (для ВМЧ многія Житія были вновь написаны или отредактированы), помѣщался весь наличный матеріалъ, связанный съ даннымъ святымъ: его творенія, толкованія на нихъ, похвальныя слова, поученія и т. д. За 20 лѣтъ трудами митрополита и его сподвижниковъ была собрана, пополнена, отредактирована и переписана громадная библіотека оригинальной и переводной духовной литературы. Въ составъ ВМЧ вошли многія книги Священнаго Писанія съ толкованіями, святоотеческія творенія, древніе патерики, почти весь матеріалъ русской агіографіи, различные сборники «словъ», монастырскіе уставы, сказанія, «хожденія» и мн. другое. Полный списокъ ВМЧ занимаетъ 12 томовъ большого формата и насчитываетъ свыше 13,5 тыс. листовъ, написанныхъ въ два столбца. Подчеркивая цѣль этого подвижническаго труда, свт. Макарій писалъ: «Кто сія святыя книги... со страхомъ Божіимъ и съ великимъ вниманіемъ прочитываетъ на душевную пользу себѣ и слышащимъ, и той отъ Бога благословенъ будетъ и сугубу мзду отъ Него воспріиметъ, не токмо здѣ, но и въ будущій вѣкъ...» («Вкладная», 1552 г.). ВМЧ сохранились въ трехъ спискахъ XVI в. (т. н. «Софійскія», «Царскія» и «Успенскія» ВМЧ).

Великія Минеи Четіи

Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ.
Выпускъ первый: Сентябрь, дни 1-13.

Предисловіе.

Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ митрополитомъ Макаріемъ, составляютъ одинъ изъ драгоцѣннѣйшыхъ памятниковъ Славяно-русской письменности. Въ двѣнадцати огромныхъ книгахъ этого собранія [1] заключаются расположенные по днямъ мѣсяцевъ цѣлаго года краткія и пространныя житія святыхъ, торжественныя, похвальныя и поучительныя слова на праздники и памяти святыхъ, цѣлыя книги Священнаго Писанія съ толкованіями, творенія святыхъ отцевъ, учителей и писателей церковныхъ, Патерики (азбучный, іерусалимскій, египетскій, синайскій, скитскій и печерскій), разныя сказанія и повѣсти, притчи, путешествія, Кормчая книга, посланія, грамматы и т. п. Такимъ образомъ здѣсь, говоря словами собирателя, «всѣ святыя книги събраны и написаны, которые въ Русской землѣ обрѣтаются», слѣдовательно всѣ книги, на которыхъ воспитывалась Русь съ самыхъ древнихъ временъ до половины XVI столѣтія. Двѣнадцать лѣтъ своего святительства въ Новгородѣ употребилъ просвѣщенный іерархъ на это дѣло, не щадя ни трудовъ, ни издержекъ. «Писалъ есми, — говоритъ онъ, — сіа святыя великіа книги въ Великомъ Новѣгородѣ, какъ есми тамо былъ архіепископомъ; а писалъ есми и събиралъ и въ едино мѣсто ихъ совокуплялъ дванадесять лѣтъ многимъ имѣніемъ и многими различнынми писари, не щедя сребра и всякихъ почастей». Но не довольствуясь собираніемъ, трудолюбивый архипастырь занимался и возможнымъ исправленіемъ собранныхъ книгъ и статей: «паче же многи труды и подвиги подъяхъ отъ исправленія иностранскихъ и древнихъ пословицъ, преводя на русскую рѣчь; и сколько намъ Богъ дарова уразумѣти, толико и възмогохомъ исправити; иная же и доднесь въ нихъ неисправлена пребысть, и сіа оставихомъ по насъ могущимъ съ Божіею помощію исправити». Впрочемъ, предполагая не только неполноту, но и ошибочность своихъ исправленій и даже помѣщеніе «посредѣ тѣхъ святыхъ книгъ написано ложное и отреченное слово святыми отцы», святитель обращается съ молитвою къ Богу простить ему эти опущенія, и съ просьбою къ читателямъ книгь «съ Божіею помощію въ нихъ недокончанная таковая исправити» [2].

Имѣя въ виду особенное значеніе Великихъ Миней Четіихъ для Русской науки, Археографическая Коммиссія, на основаніи   В ы с о ч а й ш е   утвержденныхъ для руководства ея правилъ (§ 3), по предложенію Предсѣдателя своего Авраама Сергѣевича Норова, приступила къ изданію Великихъ Миней Четіихъ въ цѣломъ ихъ составѣ, но безъ повторенія статей совершенно между собою сходныхъ. Впрочемъ если эти статьи — разныхъ изводовъ, то Коммиссія признала полезнымъ напечатать и ихъ вполнѣ, если разность между ними очень велика; или же ограничиваться указаніемъ только тѣхъ особенностей, какія окажутся при взаимномъ ихъ сличеніи.

Для сохраненія въ печатномъ текстѣ Великихъ Миней Четіихъ главнѣйшихъ особенностей стариннаго правописанія, удержавшаго нѣкоторыя черты древнѣйшихъ подлинниковъ, съ которыхъ дѣлались списки, въ изданіи удержано правописаніе подлинника и оставлены употребленныя писцами  [3]; но допущены слѣдующія отступленія отъ рукописей: 1) замѣнены употребляемыми нынѣ з, у, я, кс и пс; 2) числительныя славянскія буквы замѣнены арабскими цыфрами; 3) слова, написанныя подъ титлами, сокращенно и слитно, напечатаны безъ титлъ, вполнѣ и раздѣльно; напр. вмѣсто и т. п. напечатано Бога, святаго мученика, рождество, в тъй же день и т. п.; 4) поставлены въ приличныхъ мѣстахъ знаки препинанія. Сверхъ того на поляхъ указаны нѣкоторыя мѣста, приведенныя изъ книгь Священнаго Писанія; въ продолжительныхъ сказаніяхъ означено главное содержаніе особенныхъ отдѣленій; и отмѣчены листы и столбцы основнаго текста.

При изданіи Сентябрской Минеи Археографическая Коммиссія имѣла три списка:

1. Царскій [4], принадлежащій Московской Сѵнодальной Библіотекѣ. Онъ состоитъ изъ 994 нумерованныхъ листовъ и начинается Лѣтописцемъ или вкладною записью (см. стр. I). По полнотѣ и исправности этотъ списокъ, въ нашемъ изданіи принятъ за основной. Другіе списки употреблены для сличенія: изъ нихъ взяты слова, напечатанныя въ (  ), которыя пропущены въ основномъ спискѣ; замѣчательныя въ нихъ разнорѣчія и недостающія статьи показаны въ подстрочныхъ примѣчаніяхъ.

2. Успенскій, принадлежащій той же Библіотекѣ. Онъ содержитъ въ себѣ 1179 нумерованныхъ листовъ; въ концѣ его помѣщено «житіе и подвизи преподобнаго и Богоноснаго отца нашего игумена Сергія чюдотвор'ца и мало исповѣданіе отъ божественныхъ чюдесъ его, списано ученикомъ его священоинокомъ Епифаніемъ». Этотъ списокъ по своей полнотѣ и исправности почти не уступаетъ предъидущему.

3. Софійскій, поступившій изъ библіотеки Новгородскаго Софійскаго собора въ библіотеку Санктпетербургской Духовной академіи. Въ немъ VIII и 469 нумерованныхъ листовъ, въ томъ числѣ 3 неписанныхъ. Этотъ списокъ составленъ ранѣе предъидущихъ, и въ него не вошли еще нѣкоторыя статьи, внесенныя въ тѣ списки.

Всѣ три списка писаны на тираксеной бумагѣ въ большой (дестный) александрійскій листъ, въ два столбца, полууставомъ разныхъ почерковъ (см. снимки); заглавныя буквы и надписанія статей писаны киноварью; заставки же расписаны красками и, во второмъ спискѣ, золотомъ.

Редакціею издаваемаго тома занимался Членъ Археографической Коммиссіи П. Савваитовъ.

Примѣчанія:
[1] По счету монаха Евфимія, составлявшаго оглавленіе этихъ Миней по Царскому списку, во всѣхъ двѣнадцати книгахъ заключается не менѣе 27,057 страницъ или 13,528 большихъ листовъ. Въ самой меньшой книгѣ (Октябрьской) — 1754 страницы или 877 листовъ; а въ самой большой (Августовской) — 2992 страницы или 1496 листовъ. См. Чт. въ Имп. Общ. ист. и древн. Росс. при Моск. Унив. г. 3, № 4. М. 1847. отд. IV. стр. 1-47.
[2] См. Лѣтоп. при спискѣ Царскомъ.
[3] Въ нашей интернетъ-вѣрсіи – ıa, ѫ и ', соотвѣтственно (прим. — А. К.).
[4] Этотъ списокъ Ундольскій называетъ Успенскимъ; а преосв. Савва — спискомъ Успенскаго собора. Мы называемъ его Царскимъ, потому что въ началѣ вкладной записи читаемъ: «въ Христолюбивое царство святейшаго царя… Ивана Василіевича... далъ есми ему сію святую великую книгу» и проч.

Источникъ: Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ. [Выпускъ первый:] Сентябрь, дни 1-13. / Подъ редакціей П. Савваитова. — Изданіе Археографической Коммиссіи. — СПб.: Типографiя   И м п е р а т о р с к о й   Академiи наукъ, 1868. — C. 1-2.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0