Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ВЕЛИКIЯ МИНЕИ ЧЕТІИ

Великія Минеи Четіи свт. Макарія, митр. Московскаго († 1563 г.)

Великія Минеи Четіи — монументальный сводъ древнерусской церковной письменности, составленный въ 30-50-е гг. XVI в. по иниціативѣ и подъ руководствомъ архіеп. Новгородскаго (впослѣдствіи митрополита) Макарія. ВМЧ, по мысли ихъ создателей, должны были объединить въ стройной системѣ и сдѣлать обозримымъ духовное богатство, накопленное русскимъ народомъ со времени принятія христіанства. Собирая «въ едино мѣсто... всѣ святыя книги.., которыя въ Русской землѣ обрѣтаются», свт. Макарій въ основу ихъ группировки положилъ общій планъ Миней. Подъ каждымъ числомъ, вслѣдъ за проложными чтеніями и подробнымъ Житіемъ празднуемаго святаго (для ВМЧ многія Житія были вновь написаны или отредактированы), помѣщался весь наличный матеріалъ, связанный съ даннымъ святымъ: его творенія, толкованія на нихъ, похвальныя слова, поученія и т. д. За 20 лѣтъ трудами митрополита и его сподвижниковъ была собрана, пополнена, отредактирована и переписана громадная библіотека оригинальной и переводной духовной литературы. Въ составъ ВМЧ вошли многія книги Священнаго Писанія съ толкованіями, святоотеческія творенія, древніе патерики, почти весь матеріалъ русской агіографіи, различные сборники «словъ», монастырскіе уставы, сказанія, «хожденія» и мн. другое. Полный списокъ ВМЧ занимаетъ 12 томовъ большого формата и насчитываетъ свыше 13,5 тыс. листовъ, написанныхъ въ два столбца. Подчеркивая цѣль этого подвижническаго труда, свт. Макарій писалъ: «Кто сія святыя книги... со страхомъ Божіимъ и съ великимъ вниманіемъ прочитываетъ на душевную пользу себѣ и слышащимъ, и той отъ Бога благословенъ будетъ и сугубу мзду отъ Него воспріиметъ, не токмо здѣ, но и въ будущій вѣкъ...» («Вкладная», 1552 г.). ВМЧ сохранились въ трехъ спискахъ XVI в. (т. н. «Софійскія», «Царскія» и «Успенскія» ВМЧ).

Великія Минеи Четіи

Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ.
Выпускъ первый: Сентябрь, дни 1-13.

Лѣтописецъ [1].

В лѣта 7061 г. мѣсяца Ноемвріа, въ Христолюбивое царство святѣйшаго царя и государя великого князя Ивана Василіевича, в'сея Русіи самодръж'ца. в' двадесятое лѣто царства и государьства его, в' двадесять же третіе лѣто отъ рождества его, се ıaзъ смирен'ный и грѣшный Макаріе, митрополитъ всеа Русіи, далъ есми ему сію святую великую книгу Минѣю Четью, мѣсяцъ Сен'тябрь, и прочихъ дванадесять великихъ книгъ Минѣй Четьихъ; писаны всѣ в' дест'ный листъ. И в тѣхъ Четьихъ Минѣахъ всѣ книги четьи събраны: святое Еѵангеліе, четыре Еѵангелисты тол'ковые, и святый Апостолъ, и всѣ святыя апостольскіа посланіа и дѣаніа с тол'кованіемъ, и три великіа Псал'тыри розныхъ тол'ковниковъ, и Златаустовы книги, Златаструй и Мар'гаритъ и Великій Златаустъ, и Великій Василій, и Грігорій Богословъ с тол'кованіемъ, и великая книга Никонская с прочими послан'ми его, и прочіа всѣ святыя книгы събраны, и написаны в' нихъ пророческіа и апостольскіа и отеческіа и праздничныя слова, и похвал'ныя слова, и всѣхъ святыхъ отецъ житіа, и мученіа святыхъ мученикъ и святыхъ мученицъ, житіа и подвизи преподобныхъ и Богоносныхъ отецъ, и святыхъ преподобныхъ женъ страданіе и подвизи, и всѣ святыя Патерики написаны: аз'бучныя, іеросалимскіа, і египетскіа, и сінайскіа, и скитскіа, и печер'скіа, и всѣ святыя кніги събраны и написаны, которые в Руской землѣ обрѣтаются, и с' новыми святыми чюдотвор'цы. И тѣ святыя великіа книги дванадесять Минѣй Четьихъ и что в' нихъ събраны всѣ святыя четьи кніги далъ есми пречистой Богородице в' домъ и великимъ чюдотвор'цомъ Петру и Алексію и Іонѣ; в' святую съборную церковь Успеніа пресвятыя Богородица Рускіа мітрополіа, в' пер'военадесять лѣто святительства и духовныя паствы своего сміреніа, на память своей души и по своихъ родителехъ в' вѣчный поминокъ, и по себѣ настоящимъ святѣйшимъ мітрополитомъ в'сеа Русіи в' душевную пол'зу, и прочимъ церков'никомъ, священнымъ протопопомъ и священнымъ іереомъ, і ар'хидіакономъ, и протодіакономъ, и діакономъ, и чет'цомъ, и пѣв'цомъ, и всѣмъ православнымъ христіаномъ, пріемлющимъ и съ страхомъ и со в'ниманіемь прочитающимъ сіа святыя книги, по благословению митрополита или цер'ков'наго чиноначал'ника, в' великую душев'ную пол'зу не токмо себѣ, но и прочимъ послушающимъ со вниманиемъ в' славу Божію. Аминь. И да никтоже сіа святыя великіа книги дванадесять Минѣй Четьихъ освоитъ или отъ святыя церкви пречистыя Богородица честнаго и славнаго ея Успеніа Рускіа мітрополіа и отъ великихъ чюдотвор'цовъ насильствомъ въсхититъ: таковый да судит'ся, ıaко преобидникъ и похищ'никъ Божіа церкви, не токмо здѣ, но и в' будущій вѣкъ осудит'ся. А кто сіа святыя книги пріемлетъ по благословенію святителскому, и съ страхомъ Божіимъ и с великимъ в'ниманіемъ прочитаетъ на душев'ную пол'зу себѣ же и слышащимъ, в той отъ Бога благословенъ будетъ и сугубу м'зду отъ него въспріиметъ не токмо здѣ, но и в' будущій вѣкъ, по божественому Апостолу, иже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не в'зыде, ıaже уготова Богъ любящимъ его, иже съ страхомъ и съ в'ниманиемъ почитающимъ сіа святыя книги. Аминь.

А писалъ есми сіа святыя великіа книги в' Великомъ Новѣгородѣ, какъ есми тамо былъ ар'хіепископомъ; а писалъ есми и събиралъ и въ едіно мѣсто ихъ совокуплялъ дванадесять лѣтъ многимъ имѣніемъ и многими различными писари, не щедя сребра и всякихъ почастей, но и паче же многи труды и подвиги подъıaхъ отъ исправленія иностран'скихъ и древ'нихъ пословицъ, преводя на русскую рѣчь; и сколько намъ Богъ дарова уразумѣти, толико и възмогохомъ исправити; иная же и доднесь в' нихъ неисправлена пребысть, и сіа оставихомъ по насъ могущимъ съ Божіею помощію исправити. А и где буду погрѣшихъ отъ своего неразуміа о тѣхъ стран'скихъ древнихъ пословицъ, или будетъ где посредѣ тѣхъ святыхъ книгъ написано ложное и отречен'ное слово святыми отцы, а мы того не възмогохомъ исправити и отставити, и о том' отъ Господа Бога прошу прощеніа за молитвъ всѣхъ святыхъ, иже в' книгахъ сихъ написан'ныхъ; а прочитающихъ молю сіа святыя книги, иже могущихъ з' Божіею помощію в' нихъ недокон'чан'ная таковая исправити, и за то отъ Бога воспріимутъ сугубо въздаıaние, а отъ всѣхъ святыхъ благословеніе; понеже в тѣхъ святыхъ в' Четьихъ Минѣахъ всѣ святыя книги четьи събраны и напісаны, и того ради всѣхъ молю и колѣнома касаюся с вѣрою прочитающихъ сіа святыя книги, да въспоминаютъ смірен'ную и грѣш'ную мою душу въ святыхъ своихъ ко всесил'ному Богу молитвахъ, да быхъ получилъ деснаго предстояніа съ всѣми святыми, иже отъ вѣка Богу угодив'шими, в' день в'тораго пришествіа Господа Бога и Спаса нашего Іса Христа, в оньже хощетъ Господь судити всѣмъ и въздати комуждо по дѣломъ его.

Примѣчаніе:
[1] Въ спискѣ Софійскомъ вмѣсто этого «Лѣтописца» написана слѣдующая вкладная: «В лѣто 7040 девятое, во Христолюбивое царство святѣйшаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича, всея Рѫси самодръжца и господаря нашего, в' первое же надесятое лѣто отъ рожества его, се ıaзъ смирен'ный Макаріе, архіепископъ Богоспасаемыхъ градовъ Великого Новаграда и Пскова, далъ есми сію святую великую книгу Минѣю Четью мѣсяцъ Сен'тябрь и прочихъ дванадесяти Минѣй Четихъ во святую великую в соборную церковь святыа Соѳѣıa неизреченныя Премудрости Божіıa того же преславущаго Великого Новаграда, в' шестоенадесятое лѣто святительства и паствы своего смиреніа, на память своей души и по своихъ родителехъ в' вѣчной поминокъ. И да никтоже сію святую книгу Четью Минѣю освоитъ, или отъ святыа церкви Премудрости Божіи насильствомъ въсхититъ: таковый да сѫдится ıaко преобидникъ и похищникъ Божіа церкви не токмо здѣ, но и в' будущій вѣк'. А прочитаай и пріемля сію святую к'нигу Минѣю Четью, по благословенію архіепископа или церновнаго чиноначал'ника, велику души пол'зю пріемлеть не ток'мо себѣ, но и прочимъ, послушающимъ со вниманіемъ, въ славу Божію. Амин'».
     А въ спискѣ Успенскомъ сдѣлана слѣдующая запись: «Кніга Минѣя Четьıaя, мѣсяць Семтябрь. А кнігъ в ней: в' 14 числе кніга Маргаритъ; в' 26 числѣ книга Ивана Богослова о житіи его і о престав'леніи его; да в томъ же числи кніга Алокалипси; да в томъ же дни книга Еѵангелистъ Иванъ Богословъ толковой. А тетратей в ней всѣхъ 120 безъ тетрати, а листовъ девятсотъ и шестьдесятъ; а бумаги в ней всей двѣ стопы».

Источникъ: Великія Минеи Четіи, собранныя всероссійскимъ Митрополитомъ Макаріемъ. [Выпускъ первый:] Сентябрь, дни 1-13. / Подъ редакціей П. Савваитова. — Изданіе Археографической Коммиссіи. — СПб.: Типографiя   И м п е р а т о р с к о й   Академiи наукъ, 1868. — C. I-II.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0