Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРIЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Чинъ Избранія на Патріаршескій Россійскій Престолъ, 1640 года.

Лѣта 7149 (1640) Ноемврія въ 28 день, Великій Господинъ святѣйшій Іоасафъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи, оставя свой святительской престолъ, отъиде съ миромъ въ вѣчное блаженство, въ небесное царство, еже уготова Богъ любящимъ Его отъ сложенія міра.

А кому по немъ въ Велицѣй Росіи на его высочайшемъ святительскомъ престолѣ крайнему святителю быти, и то онъ великій святитель положилъ на волю Всемогущаго Бога, и на Пречистую Его Матерь, и на изволеніе благочестиваго Государя Царя и великаго Князя Михаила Ѳеодоровича, всея Русіи Самодержца, кого Богъ и Пречистая Богородица изберетъ, и онъ великій Государь изволитъ, тотъ и будетъ.

Благочестивый же и Христолюбивый и Богомъ превознесенный и благочестію рачитель по святѣй Христіянстѣй непорочнѣй вѣрѣ крѣпкій поборникъ, и святымъ Божіимъ церквамъ украситель, великій Государь Царь и великій Князь Михаилъ Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, немогій зрѣти церковнаго благолѣпія въ сѣтованіи, и великаго святительскаго превысочайшего престола, иже въ Велицѣй Россіи, безъ крайнего пастыря и учителя, а святую Божію соборную церковь яко вдовствующу: и жалѣя о благолѣпіи и красотѣ тоя святыя великія соборныя церкви, повелѣ послати свои Государевы грамоты во всѣ Россійскіе концы, ко всѣмѣ священныхъ престолъ Намѣстникомъ, къ Митрополитомъ и ко Архіепископомъ и Епископомъ и Архимаритомъ (Архимандритамъ) и Игуменомъ, возвѣщая имъ отца ихъ и пастыря, и Божественныхъ догматъ учителя, Великаго Господина святѣйшаго Іоасафа, Патріарха Московскаго и всея Росіи, ко Господу отшествіе, и чтобъ имъ снитися въ царствующій градъ Москву, ко Богонасажденнѣй святѣй Апостольстѣй церкви, благочестиваго ради Собора, и для избранія великаго святителя на превысочайшій Патріаршескій престолъ, иже въ Велицѣй Россіи.

Богодухновенныи же Отцы Митрополиты, Архіепископы, и Епископы, Архимариты и Игумены, кійждо прочетше Его Царскаго Величества грамоту, и услышавъ отшествіе ко Богу крайнего пастыря, отца своего, Великаго Господина, святѣйшаго Іоасафа Патріарха Московскаго и всея Русіи, зѣло сердцы своими поболѣша, и веліе тщаніе показаша, къ пути скоро касахуся: да поне благочестиваго великаго Государя повелѣніе слышати сподобятся, и у гроба великаго святителя прощеніе получатъ, и должную честь и любовь о Христѣ вмѣсто погребальнаго плача, яко отцу своему и пастырю, воздадутъ.

И тако убо Преосвященныи Митрополиты и Архіепископы, и Епископы, и Архимариты, и Игумены отъ конецъ всея великія Росіи, овіи убо отъ востоку, иныи же отъ западныхъ, сѣверныхъ и южныхъ странъ, кійждо отъ своея Богомъ спасаемыя паствы, въ царствующій градъ Москву единъ по единому стекошася, яко орли слетахуся, якоже рече Господь нашъ Ісусъ Христосъ во святѣмъ своемъ Евангеліи: идѣже бо трупъ, ту соберутся и орли.

Всѣхъ же святыхъ отецъ въ царствующій градъ Москву снидошася: Аѳоній Митрополитъ Новгородскій и Великолуцкій, Варлаамъ Митрополитъ Ростовскій и Ярославскій, Серапіонъ Митрополитъ Сарскій и Подонскій, Серапіонъ Архіепископъ Суждальскій и Торускій, Моисей Архіепископъ Рязанскій и Муромскій, Рафаилъ Епископъ Коломенскій и Коширскій, и мнозіи же Архимариты и Игумены изъ великихъ обителей, и изъ честныхъ монастырей, и изъ соборовъ Протопопы и Священницы и Діяконы со всѣми освященными соборы, въ царствующій градъ съѣхашеся.

Аще ли же которымъ отъ нихъ святителемъ не возможно бысть прійти къ тому собору и избранію на уреченное время, дальнаго ради разстоянія, или нѣкоея ради належащія великія нужды, и тіи прислаша ко братіи своей, къ Митрополитомъ, и ко Архіепископомъ, и ко освященному собору грамоты о согласіи за своими руками, сице пиша:

«Да еже аще что сотворитъ соборъ, по Его Царскаго Величества указу, собравшіися Боголюбивыи Митрополиты и Архіепископы на поставленіе на превысочайшій Патріаршескій престолъ, въ царствующемъ градѣ Москвѣ и всея Великія Росіи, и они тогожъ держатся по ихъ святительскому совѣту и хотѣнію, и неразлучны своея братіи».

Егда же убо кійждо отъ нихъ святитель къ царствующему граду прихождаше, и въ великую соборную церковь Пресвятыя Богородицы вхождаху, и ко святымъ мѣстомъ, къ Живоноснѣй и цѣльбоноснѣй ризѣ Спасителя нашего Бога, и ко святѣй чудотворнѣй иконѣ Божія Матере, юже написа и учреди святый Апостолъ и Евангелистъ Лука, еще при самой Богородицѣ живой сущей; и къ чюдотворнымъ ракамъ святыхъ Митрополитъ Петра и Іоны, и ко всѣмъ святымъ и чюдотворнымъ иконамъ прихождаху и знаменовахуся.

По томъ же со тщаніемъ прихождаху ко гробу, прежде бывшаго въ Велицѣй Росіи великаго святителя, пастыря и учителя своего крайняго, святителя Великаго Господина и Государя, блаженныя памяти святѣйшаго Патрірха, Киръ Филарета Никитича, Московскаго и всея Русіи, и благословенія и прощенія отъ него, яко отъ жива суща, требующе. Такожъ и ко гробу Великаго Господина, святѣйшаго Іоасафа Патріарха Московскаго и всея Русіи прихождаху, и зряще уже его подъ спудомъ скрывшася, а святую Божію церковь вдовствующу, такоже и Іереевъ и причетниковъ, яко во уныніи дряхлостію стѣсняемыхъ, жалостію угнѣтахуся, и надъ гробомъ великаго святителя погребальнаго плача, пѣснь, яко долгъ нѣкій воздающе отцу своему и пастырю, за его духовную и неизмѣримую ко всѣмъ, яже о Христѣ, любовь.

Егда же вси святителіе въ царствующій градъ снидошася, тогда благочестивый великій Государь Царь и великій Князь Михаилъ Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, повелѣ имъ видѣти свои Государскіе очи, въ Золотой подписной палатѣ.

Святителіе же, Аѳоній Митрополитъ Новгородскій и прочіи Митрополиты и Архіепископы, Архимариты и Игумены, со освященнымъ своимъ соборомъ внидоша ко благочестивому Царю, и творяху Достойно и проч. по своему святительскому чину.

Благочестивый же и Боголюбивый великій Государь Царь и великій Князь Михаилъ Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, принявъ отъ нихъ святителей миръ и благословеніе, по своему Царскаго Величества достоянію и чину, отверзъ Государскіе свои уста и сицевая глаголы къ нимъ изрече:

«Апостольскихъ престоловъ воспріемницы, святыя православныя Христіянскія вѣры столпы, пастыри Христова словеснаго стада, преосвященныи Митрополиты и Архіепископы и весь освященный соборъ! Вѣдомо вамъ, яко отецъ нашъ и богомолецъ святѣйшій Іоасафъ Патріархъ Московскій и всея Русіи, его же имѣ святая и великая соборная и Апостольская церковь пастыря и учителя, великая же Росія отцемъ отца и духовнаго правителя, судьбами неизреченнаго смотрѣнія Божія, оставя свой святительскій престолъ, преселися въ вѣчныя небесныя кровы. Святая же соборная и Апостольская Церковь нынѣ смиреніемъ вдовства обложися; понеже бо свято сопряженнаго жениха своего лишися. Вы же убо честныи отцы и пастыріе Христовыхъ словесныхъ овецъ, пролійте ко Богу свои молитвы отъ чистыя своея вѣры, якоже и святыи Апостоли по вознесеніи Господни въ постѣ и молитвѣ выну въ церкви пребываху, такожде и вы день и нощь въ молитвахъ и мольбахъ въ келіяхъ и въ соборѣхъ подвигнитеся у человѣколюбца Бога просити милости, да возведетъ намъ вмѣсто отшедшаго отъ насъ великаго отца, иного пастыря и учителя, ему же благоволитъ Богъ и Пресвятая Богородица въ руководительство предати святую Свою Церковь, такожъ и душъ нашихъ спасительное правленіе. А о комъ всесвятый Параклитъ озаритъ въ сердцахъ вашихъ, еже быти пастырю и учителю Великія Росіи, и сихъ имена, елико изберете, и нашаму Царскому слышанію привнесете. Да нѣчто коснется Утѣшитель просвѣщеніемъ сіятельнаго дательства, и нашего сердца крайнею благостынею своея милости, и возвѣститъ намъ о семъ, иже достоинъ будетъ Божественнаго Его винограда дѣлателемъ быти».

Преосвященныи же Митпрополиты, Архіепископи, и Епископи, и весь освященный соборъ, услышавъ благочестиваго Государя Царя благосовѣтная повелѣнія, упразднившеся на молитву, пѣніе всенощное, и просиша у всещедраго Бога, и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, да изберетъ Господь Богъ, и Пречистая Богородица, кому быть на великомъ и превысочайшемъ святительскомъ престолѣ Патріархомъ.

По томъ же благочестивому и Боголюбивому Государю Царю и великому Князю Михайлу Ѳеодоровичу, всея Русіи Самодержцу, внесе святый Параклитъ въ мысль его Государскую, и коснуся благодать Божія сердцу его, яко да не восхититъ на ся суда Божія, возложитъ то превеликое дѣло на волю всемогущаго и всесильнаго въ Троицѣ славимаго Бога, и на Пречистую Богородицу, и на святыхъ великихъ чюдотворцовъ первопрестольниковъ Московскихъ и всея Русіи, Петра, и Алексѣя, и Іону, повелѣ учинити по Апостольски жребіи; и святыи Апостоли, по воскресеніи Господа нашего Ісуса Христа, во отшедшихъ Апостолъ мѣсто избираху во Апостольскій ликъ жребіями. Такожъ и онъ великій Государь своимъ бодроопаснымъ разумомъ повелѣ учинити жребіи, да отразитъ рвеніе и зависть у всѣхъ помышляющихъ и хотящихъ на томъ превысочайшемъ престолѣ быти. И повелѣ Государь учинити шесть жребіевъ, и на тѣхъ жребіяхъ повелѣ написати имена особно по единому. И избра изъ Архіепископовъ и изъ Архимаритовъ и изъ Игуменовъ благоговѣйныхъ и преподобныхъ, изъ нихъ же кого изволитъ всемилостивый Богъ и Пречистая Богородица, изберетъ на высокій и великій Патріаршескій престолъ, яже въ Велицѣй Росіи, Патріархомъ.

И по его Государскому указу, написаны бяху къ тому Патріаршескому обиранью на жребіяхъ при немъ Государѣ: Серапіонъ Архіепископъ Суздальскій и Торускій, Пахомій Архіепископъ Астраханскій и Терскій, Іосифъ Архимаритъ Спаса Симонова монастыря, Іона Игуменъ изъ заторгу Богоявленскаго монастыря, Маркелъ Игуменъ Соловецкій, Макарій Игуменъ изъ Пскова, Святогорскаго монастыря.

А написавъ тѣ имена, велѣлъ Государь передъ собою Государемъ положить въ чистомъ воску, и умѣривъ всѣ равны, и запечатавъ своею Царскою печатью, послалъ тѣ шесть жребій, передъ святою литургіею въ соборную и Апостольскую церковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успенія, къ Преосвященному Митрополиту Аѳонію Новгородскому и Великолуцкому, и къ прочимъ Митрополитомъ и Архіепископомъ и Епископомъ, и ко всему освященному собору, со своимъ Государевымъ Бояриномъ, со Княземъ Алексѣемъ Михайловичемъ Львовымъ. А велѣлъ онъ великій Государь Митрополитомъ и Архіепископомъ говорити рѣчь.

А по его Государскому указу, Бояринъ Князь Алексѣй Михайловичь Львовъ, въ соборную Апостольскую церковь ко всему освященному собору пришедъ, жребіи, которыя съ нимъ благочестивый Государь Царь послалъ, принесъ, и рѣчь властемъ говорилъ такову:

«Преосвященныи отцы, и пастыріе духовныи словеснаго стада, Митрополиты, и Архіепископи, и Епископи и весь освященный соборъ! Богомъ избранный и Богомъ превознесенный и Богомъ украшенный великій Государь Царь и великій Князь Михаилъ Ѳеодоровичь, всея Русіи, велѣлъ вамъ говорити:

Божіею волею Великій Господинъ, святѣйшій Іоасафъ Патріархъ Московскій и всея Русіи, оставя свой святительскій престолъ, преселися въ небесные кровы; святая жъ соборная церковь нынѣ безъ крайнего пастыря вдовствуетъ. И онъ великій Государь, не терпя зрѣти великія соборныя Апостольскія Церкви вдовствуемы, и превысочайшаго святительскаго престола безъ крайнего пастыря и Христовыхъ словесныхъ овецъ учителя, кому изволитъ Богъ быть и Пресвятая Богородица изберетъ, для того святительскаго обиранья въ царствующемъ градѣ Москвѣ и всея великія Русіи Патріархомъ, велѣлъ вамъ съѣхатися въ свой царствующій градъ Москву; и о томъ съ вами совѣтовалъ, и приказалъ вамъ всѣмъ молити Бога и Пречистую Его Матерь о томъ, кого изволитъ Богъ и Пречистая Богородица изберетъ на великій Патріаршескій престолъ. А по томъ онъ благочестивый великій Государь, по своему Государскому бодроопасному разуму, мысля въ сердцѣ своемъ, да не восхититъ на ся суда Божія, но полагая такое великое дѣло на Его Божію волю и на Пречистую Его Матерь, избра изъ Архіепископовъ и изъ Архимаритовъ и изъ Игуменовъ шти (шести) благоговѣйныхъ и преподобныхъ мужей, Апостольскія сотвори жребіи, и написавъ имена ихъ и запечатавъ въ воску своею Царскою печатью, прислалъ къ нимъ богомольцемъ своимъ. И имъ бы Его Царскаго Величества богомольцемъ, преосвященнымъ Митрополитомъ, и Архіепископомъ, и Епископомъ со всемъ освященнымъ соборомъ вкупѣ, нынѣ въ соборнѣй Апостольской церкви, Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Успенія, предъ Ея чудотворною иконою пѣти молебная, и молити въ Троицѣ славимаго Бога, и Пречистые Богородицы, и святыхъ великихъ Московскихъ чюдотворцевъ Петра и Алексѣя и Іону, съ теплою вѣрою и со слезами, о избираніи на святый великій Патріаршескій престолъ въ Патріархи, и выняти бъ жребій предъ Ея чюдотворнымъ образомъ пречистыя Богородицы Владимирскія при немъ; да которой жребій вымется, кого Богъ изволитъ и Пречистая Богородица изберетъ быти Патріархомъ, и тотъ жребій прислати вамъ къ нему великому Государю, съ нимъ же, за тою жъ его Государевою печатью, Бояриномъ со Княземъ Алексѣемъ Михайловичемъ».

Преосвященный же Митрополитъ Аѳоній, всѣ Митрополиты, Архіепископи и Епископи со всемъ освященнымъ соборомъ, слыше выше благочестиваго великаго Государя Царя и великаго Князя Михаила Ѳеодоровича, всея Русіи Самодержца, благосовѣтіе и повелѣнія, отъ Его Государева Боярина, отъ Князя Алексѣя Михайловича, зѣло возрадовашася, и благодариша Бога, и Пречистую Богородицу и великихъ Московскихъ чюдотворцовъ, Петра, Алексѣя и Іону. И тако изволи Богъ Его Царскаго Величества мудроопасному въ Велицѣй Россіи на превысочайшемъ святительскомъ престолѣ Патріарху со жребіи, и тѣ жребіи за Его Царскими печатьми у Боярина пріяша, и упразднишася на молитву и на пѣнія. И облекошася во вся освященныя одежды, и принесоша предъ чудотворную икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и присно Дѣвы Маріи, зовомыя Владимирскіе, юже написа и учреди святый Апостолъ и Евангелистъ Лука, святую понагію злату, со драгимъ каменіемъ, юже ношаху прежніи святіи Патріарси, и въ тое понагію положиша изъ тѣхъ шти жребіевъ три жребіи, и поставиша ту святую понагію въ кіотѣ на пеленѣ предъ чюдотворною иконою Пречистыя Богородицы, и начаша всемъ преосвященнымъ соборомъ пѣти молебенъ. Первую статью живоначальные Троицы, да святымъ Архангеломъ и Ангеломъ безплотнымъ, а Евангеліе челъ и послѣ молебна молитву Пресвятѣй Троицѣ, что говорятъ по вся воскресенія на полунощницѣ: Всемогущая и Животворящая Троице, говорилъ Аѳоній Митрополитъ Новгородскій и Великолуцкій; а по молитвѣ Аѳоній Митрополитъ со всемъ освященнымъ соборомъ повелѣлъ изъ трехъ жребіевъ, которые положены быша во святую понагію, Варлааму Митрополиту Ростовскому и Ярославскому единъ жребій вынуть. И Варлаамъ Митрополитъ изъ тѣхъ жребіевъ, которые положены въ понагіѣ, предо всемъ соборомъ вынялъ единъ жребій, и держалъ въ руцѣ; а два, которые осталися въ понагіѣ, отложиша, и велѣша тѣ оставшія два жребіи блюсти до времени.

А по томъ положиша въ тужъ понагію другія три жребіи, и поставиша и начаша пѣти предъ тою иконою Пречистыя Богородицы на пеленѣ молебенъ, Вторую статью Успенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, да святымъ Апостоломъ, а Евангеліе челъ и молитву Богородицѣ: О Всемилостивая еси Богородице Владычицѣ! по совѣту всего священнаго собора, говорилъ Серапіонъ Митрополитъ Сарскій и Подонскій, и вынялъ такоже изъ тѣхъ вторыхъ трехъ жребіевъ единъ жребій, предъ всемъ же соборомъ, и держалъ въ руцѣ, а два жребія оставшіи отложиша, и даша блюсти тѣ оставшіи жребіи до времени.

А по томъ Аѳоній Митрополитъ, со всемъ же освященнымъ соборомъ, повелѣша положити въ ту же святую понагію Варлааму Митрополиту Ростовскому и Серапіону Митрополиту Крутицкому оба жребіи, которыя они выняли, коемуждо свой жребій, который кто вынялъ. И Варлаамъ Митрополитъ и Серапіонъ Митрополитъ по совѣту всего собора, тѣ два жребіи, которые они выняли, въ понагію положиша, и поставиша предъ тою чудотворною иконою Пречистые Владычицы нашея Богородицы на пелены, и пѣли всемъ же освященнымъ соборомъ молебенъ. Третью статью, Пречистой Богородицѣ акафистъ, и святымъ первопрестольникомъ трехъ святителемъ Петру, Алексѣю и Іонѣ, Московскимъ и всея Русіи чудотворцамъ; а Евангеліе чолъ и молитву, яже по акафистѣ говорится: Пріими, о всемилостивая Владычице Богородице, говорилъ Серапіонъ Архіепископъ же Суждальскій и Торускій. А послѣ молитвы, по совѣту всего освященнаго собора, Серапіонъ Архіепископъ, предъ всемъ же освященнымъ соборомъ вынялъ изъ понагіи изъ тѣхъ же изъ дву жребіевъ единъ жребій, и поднесъ Аѳонію Митрополиту Новгородскому и всему освященному собору. И Аѳоній Митрополитъ со всемъ освященнымъ соборомъ предъ всѣми жъ ту стоящими той жребій, который изволилъ Богъ и Пресвятая Богородица, быти Патріархомъ, отдаша не распечатывая, за тою же Царскаго Величества печатью, его Боярину Князю Алексѣю Михайловичу Львову. Онъ же поднесе ко благочестивому великому Государю, Царю и великому Князю Михаилу Ѳеодоровичу, всея Русіи Самодержцу. Благочестивый же великій Государь съ радостію принялъ отъ Боярина своего тотъ жребій, предъ всѣмъ своимъ Царскимъ синклитомъ роспечатавъ, и узрѣ, яко благоволи Богъ и Пресвятая Богородица быти на превысочайшемъ Святительскомъ Патріаршескомъ престолѣ Патріархомъ, Іосифу Архимариту Симонова монастыря [1]. И о томъ воздаде хвалу Богу въ Троицѣ славимому, и Пресвятѣй Богородицѣ, и святымъ Московскимъ чудотворцамъ Петру, Алексѣю, и Іонѣ, и всѣмъ святымъ, и положи то превеликое дѣло на его Божію волю, и Пречистые Богородицы милость. И посла въ соборную церковь Пресвятые Богородицы Боярина своего Князь Алексѣя Михайловича Львова, и повелѣ ему Архимариту Іосифу съ нимъ Божіе изволеніе сказати предъ всемъ освященнымъ соборомъ. Бояринъ же Князь Алексѣй Михайловичь, по Царскаго Величества велѣнью пришедъ въ соборную церковь, Іосифу Архимариту сіе благоволеніе Божіе и Царское изволеніе сказа предъ всемъ освященнымъ соборомъ, и повелѣ ему побыть до времени у себя на монастырскомъ подворьѣ.

На утрее же Марта въ 21 день, великій Государь, Царь и великій Князь Михайло Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, указалъ быти у себя Государя, для объявленія на великій Патріаршескій престолъ Россійскаго царствія, его же избра Богъ со жребія, Симонова монастыря Архимариту Іосифу.

А дѣйствовати въ первыхъ указалъ Государь Аѳонію Митрополиту Новгородскому: понеже бо онъ по степени первый въ Російскихъ Митрополитахъ. А съ нимъ Митрополитомъ, Архіепископомъ, и Епископомъ, и всему освященному собору.

И того дни Аѳоній Митрополитъ со всемъ освященнымъ соборомъ, у Его Царскаго Величества были. А Симонова монастыря Архимаритъ, на него же паде жребій, былъ съ ними жъ въ прежнемъ чину.

А дѣйствовали сицевымъ образомъ: передъ соборною обѣднею Аѳоній Митрополитъ Новгородскій и всѣ Митрополиты и Архіепископы и Епископы собрався въ Патріаршескую Крестовую палату, и вставъ проговорилъ: Достойно есть. И по вѣстямъ поидоша къ его Царскому Величеству въ верьхъ въ Золотую палату. А Іосифъ Архимаритъ шелъ съ ними жъ, не водимъ никимъ же. А шли площадью, да къ Благовѣщенью, да въ верхъ въ Золотую палату. А передъ ними шелъ Ключарь съ честнымъ и животворящимъ Крестомъ Господнимъ, и несъ на блюдѣ со святою водою.

И пришедъ ко Государю въ палату, говорилъ Аѳоній Митрополитъ и съ нимъ власти: Достойно есть, и проч. И по совершеніи отпуска Аѳоній Митрополитъ благословилъ благословящимъ Крестомъ Государя. И по семъ надъ Царемъ покропилъ образъ святою водою, и Царя, и шапку, а послѣ осѣнилъ рукою. И Государь Царь сядѣ на своемъ Царскомъ мѣстѣ, а съ нимъ Властемъ такожъ повелѣлъ сѣсти всѣмъ вкупѣ, комуждо по своей степени, и Бояромъ по своему Царскому чину.

А посидѣвъ мало, начальный Аѳоній Митрополитъ со всѣми Митрополиты и Архіепископы встали, и говорилъ Аѳоній Митрополитъ благочестивому Государю рѣчь такову:

«Великій Государь Царь и Великій Князь Михайло Ѳеодоровичь всея Русіи Самодержецъ! присылалъ ты Государь къ намъ своимъ Государевымъ богомольцемъ, по своему Царскому избранію, полагая на волю Божію, шесть жребій съ Бояриномъ со Княземъ Алексѣемъ Михайловичемъ Львовымъ; и велѣлъ молиши Бога, и Пречистую Его Матерь, и великихъ чюдотворцовъ, Петра, и Алексѣя, и Іону, кому изъ тѣхъ жребіевъ изволитъ Богъ быти Патріарху въ Велицѣй твоей Росіи. И мы твои Государевы богомольцы, по твоему Царскаго Величества указу, въ соборной и Апостольстѣй церкви, вкупѣ со всемъ освященнымъ соборомъ Бога молили, и молебны пѣли на три статіи, и жребій вынявъ, къ тебѣ Государю послали; а на кого жребій паде, и то извѣстно вамъ Государю».

И благочестивый Государь Царь тое избранную власть, на кого паде жребій, Іосифа Архимарита, велѣлъ Печатнику своему и Думному Дьяку Ѳедору Лихачеву поставить предъ собою Государемъ, и велѣлъ Государь ему говорить рѣчь.

И по повелѣнію благочестиваго Государя Печатникъ и Думный Дьякъ говорилъ рѣчь такову:

«Архимаритъ Іосифъ! Благочестивый и Христолюбивый великій Государь Царь и великій Князь Михайло Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, и многихъ государствъ Государь и Обладатель, велѣлѣ тебѣ говорити:

Волею Божіею отецъ нашъ и богомолецъ, святѣйшій Іоасафъ, Патріархъ Московскій и всея Русіи, оставя свой святительскій престолъ, преселился въ небесныя кровы: святая же соборная и Апостольская Церковь нынѣ безъ крайняго пастыря вдовствуетъ. И мы, великій Государь Царь и великій Князь Михайло Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, для того святительскаго обиранія, кого поставити въ царствующемъ градѣ Москвѣ, и всея Великія Росіи Патріархомъ, велѣли есмя съѣхатися вамъ богомольцомъ нашимъ Митрополитомъ, и Архіепископомъ, и Епископомъ, и Архимаритомъ, и Игуменомъ; и совѣтовавъ о томъ съ ними богомольцы нашими, изобраша изъ Архіепископовъ, и изъ Архимаритовъ, и Игуменовъ шти благоговѣйныхъ и преподобныхъ, въ нихъ же бѣ и ты Архимаритъ Іосифъ. Обаче же не восхищая на ся суда Божія, но полагая на волю Божію, Апостольски изобраша жребіемъ, и написавъ имена ихъ послахомъ тѣ жребіи, запечатавъ въ воску нашею Царскою печатью, въ великую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Дѣвы Маріи, честнаго и славнаго Ея Успенія, и пѣвше молебная, вынимати жребія. И богомольцы наши Митрополиты и Архіепископы, со всемъ освященнымъ соборомъ, принявъ тѣ жребія, благодариша Бога, и предъ чудотворною иконою Пречистые Богородицы Владимирскіе на пелену тѣ жребія во святую понагію клаша порознь, и молили въ Троицѣ славимаго Бога, и Пречистую Богородицу, и всѣхъ святыхъ, и соборнѣ пѣли молебны на три статіи, о избраніи на святительскій великій Патріаршескій престолъ; и тѣ жребіи вынимали трижды, а изъ послѣднихъ дву жребіевъ выняша единъ жребій. И богомольцы наши Аѳоній Митрополитъ Новгородскій, со всемъ освященнымъ соборомъ тотъ жребій, за тоюжъ нашею Царскою печатью, прислали къ намъ великому Государю. И мы великій Государь, принявъ тотъ жребій, предъ всемъ нашимъ Царскимъ синклитомъ распечатавъ, и узрѣ, яко изволи Богъ и Пречистая Богородица быти на Патріаршескомъ превысочайшемъ святительскомъ престолѣ Патріархомъ тебѣ Іосифу Архимариту Симоновскому. И мы, великій Государь, по благодати Божіи и Пречистые Богородицы, и по жребію, велѣли быти тебѣ Архимариту Іосифу на великомъ Патріаршескомъ престолѣ въ Московскомъ нашемъ государствѣ, и во всей Велицѣй Росіи Патріархомъ. И тебѣ бъ Архимариту Іосифу, Божіимъ праведнымъ неизреченнымъ судьбамъ повинутися, и той Его святой волѣ не пререковати, и превысочайшій Патріаршескій престолъ пріяти, и по благодати, даннѣй ти отъ Святаго и животворящаго Духа, Церковь Божію соблюдати ненавѣтно, и молити всещедраго и человѣколюбиваго Бога, и Пречистую Его Богоматерь, и святыхъ великихъ Московскихъ чюдотворцовъ Петра, и Алексѣя, и Іону, и всѣхъ святыхъ, о благосостояніи святыхъ Божіихъ церквей, святыя нашея истинныя православныя Христіанскія вѣры, и о всемірномъ устроеніи, и о здравіи насъ великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича, всея Русіи, и о нашей благовѣрной Царицѣ и Великой Княгинѣ Евдокеѣ Лукьяковнѣ; и о нашихъ благородныхъ чадѣхъ, о благовѣрномъ Царевичѣ Князѣ Алексѣѣ Михайловичѣ, и о благовѣрной Царевнѣ и Великой Княжнѣ Иринѣ Михайловнѣ; и о благовѣрной Царевнѣ и Великой Княжнѣ Аннѣ Михайловнѣ; и о благовѣрной Царевнѣ и Великой Княжнѣ Татіянѣ Михайловнѣ, и о всей нашей палатѣ, и о Христолюбивомъ воинствѣ, и о всемъ православномъ Христіанствѣ, чтобъ Господь Богъ вашихъ ради святыхъ молитвъ подаровалъ намъ многолѣтное здравіе и на враговъ нашихъ побѣду и одолѣніе, и царство бъ наше соблюлъ мирно и безмятежно; а нашихъ бы государствъ людемъ подаровалъ Богъ тишину и покой и благоденствіе на вѣки».

И Архимаритъ Іосифъ выслушавъ Царскіе рѣчи, говорилъ великому Государю рѣчь такову:

«Богомъ избранный, и Богомъ вѣнчанный, благородный и Христолюбивый великій Государь Царь и великій Князь Михайло Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ! Извѣстно тебѣ великому Государю самому, что мы такое великое дѣло, на высочайшій Патріаршескій престолъ не мыслили и не хотѣли. А нынѣ ты, великій Государь Царь и Великій Князь Михайло Ѳеодоровичь, всея Русіи Самодержецъ, совѣтовавъ о томъ съ своими Государскими Богомольцы съ преосвященными Митрополиты, и Архіепископи, и Епископи, со всемъ освященнымъ соборомъ Россійскаго царствія, и со всѣми Боляры, по жребію превысочайшій Патріаршескій престолъ приняти повелѣть изволили. И азъ смиренный, видя такое великое дѣло превыше моея мѣры, судьбамъ Божіимъ и вашему Царскому изволенію, и преосвященныхъ Митрополитъ, и Архіепископовъ, и Епископовъ, и всего освященнаго собора благословенію не противляюся, царствующаго града Москвы и всея Великія Росіи Патріаршескій престолъ пріемлю».

А какъ новоизбранный Патріархъ Государю рѣчь изговорилъ, и Аѳоній Митрополитъ Новгородскій благословилъ Государя крестомъ, и святою водою кропилъ. Потомъ благословилъ новоизбраннаго Патріарха крестомъ, и кропилъ святою водою.

А по благословеніи Государь Царь поздравилъ новоизбраннаго Патріарха и молвилъ:

«Новоизбранный Патріархъ Іосифъ! Буди спасенъ и здравъ въ дому Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успенія, и великихъ чудотворцовъ Петра, и Алексѣя, и Іоны, на великомъ Патріаршескомъ престолѣ всея великія Росіи».

По томъ поздравляли новоизбранному Патріарху Власти и Бояре; а молвили рѣчь туже, что и Государь говорилъ.

И по томъ Аѳоній Митрополитъ Новгородскій и съ прочими Властми говорилъ: Достойно есть, и проч. по обычаю, и благословилъ Царя крестомъ благословящимъ и избраннаго Патріарха, и надъ Царемъ образъ покропилъ святою водою, и Царя, и шапку, и избраннаго Патріарха. И здравствоваша избраннаго Патріарха Митрополиты, и Архіепископы, и Епископы и Архимариты, и Игумены. И пойдоша отъ Государя Царя всѣ Власти и съ новоизбраннымъ просто, неводимымъ ни кимъ же отъ Властей, въ соборную церковь по обычаю. А въ тѣ поры благовѣстили къ обѣднѣ.

И пришедъ въ соборную церковь, стали у Патріаршескаго мѣста, кійждо по своему чину, и творили церковные приходные поклоны, и по приходныхъ поклонѣхъ пѣли молебенъ. А молебенъ пѣли передъ литургіею соборной Протопопъ съ своимъ соборомъ.

И по совершеніи молебна поднесъ Протопопъ къ Митрополиту Аѳонію на блюдѣ Крестъ и святую воду; и Аѳоній Митрополитъ благословилъ Крестомъ, и водою кропилъ себя, и новоизбраннаго, и прочихъ, и по благословенію творили Власти межь себя цѣлованіе. И пойдоша изъ соборныя церкве новоизбранный въ свой домъ на Симоновское подворье, а власти всѣ разъѣхались по своимъ подворьямъ же. А провожали новоизбраннаго до подворья въ однихъ санѣхъ, Протопопъ съ большимъ Ключаремъ, а въ другихъ санѣхъ Протодьяконъ съ другимъ Ключаремъ, и проводивъ на его подворье, Протопопъ и Протодьяконъ, и Ключари, здравствовали новоизбраннаго, и разъѣхалися во своя домы.

Примѣчаніе:
[1] Избраніе сіе происходило 20 Марта 1642 года.

Источникъ: Чинъ Избранія на Патріаршескій Россійскій Престолъ, 1640 года. // Древняя Россійская Вивліоѳика, содержащая въ себѣ собраніе Древностей Россійскихъ, до исторіи, географіи и генеалогіи Россійскія касающихся, изданная Николаемъ Новиковымъ, Членомъ Вольнаго Россійскаго Собранія при ИМПЕРАТОРСКОМЪ Университетѣ. — Изданіе второе, вновь исправленное, умноженное и въ порядокъ хронологической по возможности приведенное. — Часть VI. — М.: Въ Типографіи Компаніи Типографической, 1788. — С. 223-245.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0