Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 мая 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРIЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Дѣяніе Константинопольскаго Собора 1593 года,
которымъ утверждено патріаршество въ Россіи.

(Переводено съ греческаго архимандритомъ Порфиріемъ Успенскимъ въ 1850 году.)

Въ царствованіе Ѳеодора Іоанновича благочестивѣйшаго Великаго Царя всея Великія Россіи, и богочестивой его Царицы Ирины, первымъ святѣйшимъ Патріархомъ великороссійскимъ въ Москвѣ поставленъ былъ Іовъ, прежній митрополитъ сего города. Онъ принялъ высочайшую благодать патріаршества отъ святаго Патріарха Константинопольскаго Іереміи, по разсужденію и избранію великороссійскихъ архіереевъ, вмѣстѣ съ которыми присутствовали всепреподобнѣйшій митрополитъ Монемвасійскій Іероѳей, и смиренный архіепископъ Елассонскій и Димоникскій Арсеній, въ 7096 лѣто отъ созданія міра, отъ рождества же Христова 1588-е, когда было великое собраніе и литургія въ всечестномъ и именитомъ храмѣ Пречистыя Богородицы, что близъ царскихъ палатъ, который почтили и назвали патріаршимъ, въ 26 день мѣсяца Января, въ который было и производство Κυρ Іова въ Патріарха. Тогда служили литургію всѣ архіереи, архимандриты и игумены великороссійскіе со всесвятѣйшимъ Патріархомъ Константинопольскимъ Κυρ Іереміею, въ присутствіи благочестивѣйшаго Великаго Царя всея Великія Россіи, Ѳеодора Іоанновича, окруженнаго вельможами и боярами его. По окончаніи литургіи всѣ прославили Бога, титуловали и многолѣтствовали Царя, благодарили Патріарха Іеремію, и новому Патріарху пѣли, ис поллá éти дéспота. За тѣмъ всѣ отправились въ большую трапезу Царя, тутъ угобжены были всѣми благами и прославивъ Бога и многолѣтствовавъ царя, возвратились домой.

Смиренный архіепископъ Елассонскій и Димоникскій Арсеній.


Соборное Дѣяніе.

Святаго и священнаго великаго собора, сошедшагося во имя Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа въ храмѣ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и всеблаженныя Приснодѣвы Маріи, нареченной, Утѣшеніе, въ Константинополѣ, во дни благочестивѣйшаго и боговѣнчаннаго Царя Московскаго и Самодержца всея Россіи Ѳеодора Іоанновича, подъ предсѣдательствомъ святѣйшихъ патріарховъ православныхъ, всесвятѣйшаго Іереміи Архіепископа Константина града и Патріарха Вселенскаго, и блаженнѣйшаго Мелетія Папы и Патріарха великаго града Александріи и судіи вселенной, имѣвшаго голосъ всесвятѣйшаго Іоакима Патріарха Божія града великой Антіохіи и всего Востока, и всесвятѣйшаго Софронія Патріарха святаго града Іерусалима и всея Палестины, въ бытность знатнѣйшаго посланника вышереченнаго Богочестивѣйшаго царя, Григорія Аѳанасьева, при засѣданіи и преосвященнѣйшихъ архіереевъ изъ всякой епархіи восточной Церкви православныхъ.

Блаженнѣйшій Мелетій александрійскій сказалъ: Вы знаете братіе, что отличительный признакъ любви ко Спасителю Богу есть попечительность пастырская. Ибо самъ Онъ говоритъ: Петре, любиши ли Мя? паси овцы Моя. По сей причинѣ и мы многіе подвиги и труды и опасности многократно переносили и переносимъ, какъ это знаете. И вотъ нынѣ я, бывъ приглашенъ въ Константинополь письмами всесвятѣйшаго патріарха вселенскаго, брата и сослужителя нашего, и прочихъ архіереевъ ради нуждъ Церкви, и притомъ получивъ письма изъ православнѣйшей Москвы отъ благочестивѣйшаго Царя Ѳеодора, я, заботясь о томъ и другомъ, то есть и о нуждѣ Церкви и о царскомъ дѣлѣ, прошу ваше благоговѣинство, по строгомъ разсужденіи о рѣчахъ моихъ, изъявить, что окажется справедливымъ касательно того, что будетъ говорено.

И такъ во первыхъ, поелику Церковь Христова, утвержденная благодатію Божіею, получила совершенство, и въ догматахъ благочестія и въ церковномъ благочиніи, опредѣленіями и уясненіями самаго Спасителя чрезъ посредство апостоловъ и отцовъ святыхъ, пребывавшихъ на землѣ, какъ на святомъ соборѣ 318 богоносныхъ отцовъ въ Никеѣ, и на прочихъ шести вселенскихъ соборахъ до седьмаго, созваннаго во второй разъ въ Никеѣ, такъ и на помѣстныхъ православныхъ соборахъ, бывшихъ въ разныя времена между седмью вселенскими, поелику, говорю, православная Церковь получила совершенство не только въ догматахъ боговѣдѣнія и благочестія, но и въ священно-церковномъ благочиніи; посему справедливость требуетъ, чтобы и мы устраняли всякое нововведеніе въ оградѣ Церкви, зная, что нововведенія всегда были причинами смутъ и раздѣленія Церквей, и чтобы слѣдовали опредѣленіямъ святыхъ отцевъ, сохраняя все законоположенное ими, неизмѣнно, безъ всякаго прибавленія и убавленія, по первому правилу седмаго вселенскаго собора, гласящему такъ: — «Пріявшимъ священническое достоинство, свидѣтельствами и руководствомъ служатъ начертанныя правила и постановленія, которыя охотно пріемля воспѣваемъ съ богоглаголивымъ Давидомъ ко Господу Богу глаголюще: на пути свидѣній Твоихъ насладихся, яко о всякомъ богатствѣ: и еще: заповѣдалъ еси правду; свидѣнія Твоя во вѣкъ: вразуми мя и живъ буду. И аще пророческій гласъ повелѣваетъ намъ во вѣки хранити свидѣнія Божія и жити въ нихъ: то явно есть, яко пребываютъ оныя нерушимы и непоколебимы. Ибо и боговидѣцъ Моисей тако глаголетъ: къ симъ не подобаетъ приложити, и отъ сихъ не подобаетъ отъяти. И божественный апостолъ Петръ, хваляся ими, вопіетъ: въ ня желаютъ ангели приникнути. Такожде и Павелъ вѣщаетъ: аще мы, или ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ. Понеже сіе вѣрно и засвидѣтельствовано для насъ, то радуяся о семъ, подобно какъ обрѣлъ бы кто корысть многу, божественныя правила со услажденіемъ пріемлемъ, и всецѣлое и непоколебимое содержимъ постановленіе сихъ правилъ, изложенныхъ отъ всехвальныхъ апостоловъ, святыхъ трубъ Духа, и отъ святыхъ шести Вселенскихъ Соборовъ и помѣстно собиравшихся для изданія таковыхъ заповѣдей, и отъ святыхъ отецъ нашихъ. Ибо всѣ они отъ единаго и тогожде Духа бывъ просвѣщены, полезное узаконили. И кого они предаютъ анаѳемѣ, тѣхъ и мы анаѳематствуемъ, а кого низложенію, тѣхъ и мы низлагаемъ, и кого отлученію, тѣхъ и мы отлучаемъ, кого же подвергаютъ епитиміи, тѣхъ и мы такожде подвергаемъ. Ибо возшедшій до третьяго неба и слышавшій неизрѣченные глаголы божественный апостолъ Павелъ ясно вопіетъ: не сребролюбцы нравомъ довольни сущими.

Провозглашаемъ и святый Символъ православныхъ отцовъ такъ, какъ онъ сохраненъ столькими и такими соборами: Вѣрую во единаго Бога Отца Вседержителя Творца.... и проч. и проч. до конца».

Послѣ этихъ словъ блаженнѣйшаго (папы) александрійскаго, Іеремія всесвятѣйшій Патріархъ вселенскій сказалъ: — «всѣ мы исповѣдали сіе, когда еще сподоблялись степени архіерейства и даже самаго крещенія божественнаго, и теперь исповѣдуемъ, и всѣмъ повелѣваемъ соблюдать сіе, во всемъ слѣдуемъ отцамъ нашимъ, и, кого привѣтствуютъ они, тѣхъ привѣтствуемъ и мы, кого же и какъ отвергаютъ они, тѣхъ такимъ же образомъ отвергаемъ и мы, согласно съ первымъ правиломъ святаго и вселенскаго собора халкидонскаго и съ первымъ правиломъ седмаго собора.

Блаженнѣйшій Мелетій александрійскій сказалъ: — «Поелику установленіе патріаршихъ престоловъ было предначертано древнимъ обычаемъ каѳолической Церкви, яснѣе же утверждено святымъ Вселенскимъ первымъ Соборомъ, какъ это видно изъ шестаго правила его гласящаго такъ: — «да хранятся древніе обычаи, принятые въ Египтѣ, и въ Ливіи, и въ Пентаполѣ, дабы александрійскій епископъ имѣлъ власть надъ всѣми сими. Понеже и римскому сіе обычно. Подобно и въ Антіохіи и въ иныхъ областяхъ да сохраняются преимущества церквей. Вообще же да будетъ извѣстно сіе: аще кто безъ соизволенія митрополита поставленъ будетъ епископомъ, о таковомъ великій соборъ опредѣлилъ, что онъ не долженъ быти епископъ. Аще же общее всѣхъ избраніе будетъ благословно и согласно съ правиломъ церковнымъ: но два или три, по собственному любопрѣнію, будутъ оному прекословити: да превозмогаетъ мнѣніе большаго числа избирающихъ». — И какъ видно изъ правила седмаго, которымъ отцы воздали подобающую честь Іерусалимскому престолу ради бывшаго въ той странѣ воплощенія Спасителя нашего, хотя и поставили его послѣднимъ въ числѣ прочихъ патріаршихъ престоловъ, предпочтенныхъ, дабы онъ не задумалъ прославлять царство Христово земное; — и поелику мнѣ надобно отвѣчать на благочестивѣйшее писаніе боговѣнчаннаго царя; посему я прошу и ваше благоговѣинство испытать и опредѣлить соборно: справедливо ли и согласно ли съ отеческими опредѣленіями все то, что я думаю и скажу. А я признаю справедливымъ, чтобы царствующій, православнѣйшій градъ Москва, ущедренный человѣколюбіемъ и благодатію Божіею, возвеличился и въ церковныхъ дѣлахъ, на основаніи 28 правила четвертаго Собора 630 святыхъ отцевъ, собравшихся въ Халкидонѣ; правило же это гласитъ такъ: — «Во всемъ послѣдуя опредѣленіямъ святыхъ отецъ, и признавая читанное нынѣ правило 150 боголюбезнѣйшихъ епископовъ, бывшихъ въ соборѣ во дни благочестивыя памяти великаго Ѳеодосія въ царствующемъ градѣ Константинополѣ, новомъ Римѣ, тожде самое и мы опредѣляемъ и постановляемъ о преимуществахъ святѣйшія Церкви тогожде Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества, поелику онъ былъ царствующій градъ. Слѣдуя тому же побужденію и 150 боголюбезнѣйшіе епископы предоставили равныя преимущества святѣйшему престолу новаго Рима, праведно разсудивъ да градъ, получившій честь быти градомъ царя и синклита, и имѣющій равныя преимущества съ ветхимъ царственнымъ Римомъ, и въ церковныхъ дѣлахъ возвеличенъ будетъ подобно тому, и будетъ вторый по немъ. Посему токмо митрополиты областей Понтійскія, Асійскія и Ѳракійскія, и такожде епископы у иноплеменниковъ вышереченныхъ областей да поставлятся отъ вышереченнаго святѣйшаго престола святѣйшія Константинопольскія Церкви: сирѣчь, каждый митрополитъ вышепомянутыхъ областей, съ епископами области должны поставляти епархіальныхъ епископовъ, какъ предписано божественными правилами. А сами митрополиты вышепомянутыхъ областей должны поставляемы быти, какъ речено, константинопольскимъ архіепископомъ, по учиненіи согласнаго, по обычаю, избранія и по представленіи ему онаго». При томъ и третіе правило святыхъ отцовъ перваго константинопольскаго Собора повелѣваетъ: «константинопольскій епископъ да имѣетъ преимущество чести послѣ римскаго епископа, потому что градъ оный есть новый Римъ». — Да и святый и великій соборъ 318 богоносныхъ отцовъ распредѣлилъ порядокъ и епархіи патріаршимъ престоламъ, тогда признаннымъ, кажется, не по другой какой либо причинѣ, а только смотря по достоинствамъ царствъ, такъ какъ Александрія была столицею для Египта, Ливіи и прочихъ странъ, Антіохія — для Ассиріи и всего Востока, Римъ для Европы, а для Азіи (Малой) Константинополь, который въ послѣдствіи удостоенъ былъ равныхъ съ древнимъ Римомъ преимуществъ, потому что оттуда сюда перенесено было царство, какъ это опредѣляетъ и 36-е правило святаго собора въ Труллѣ, гласящее такъ: «возобновляя законоположенное 150 святыми отцами, собравшимися въ семъ богохранимомъ и царствующемъ градѣ, и 630 собравшимися въ Халкидонѣ, опредѣляемъ: да имѣетъ престолъ константинопольскій преимущества равныя съ престоломъ древняго Рима, и якоже сей да возвеличивается въ дѣлахъ церковныхъ, будучи вторымъ но немъ: послѣ же онаго да числится престолъ великаго града Александріи, потомъ — антіохійскій, а за симъ престолъ града Іерусалима». Итакъ я признаю справедливымъ и приглашаю сей святый и великій соборъ присудить: — престолу благочестивѣйшаго и православнаго града Москвы быть и называться престоломъ патріаршимъ, потому что оную страну Богъ удостоилъ быть царствомъ, — и всей Россіи и сѣвернымъ странамъ подчиняться сему патріаршему престолу, а Патріарху Москвы и всей Россіи и сѣверныхъ странъ занимать мѣсто послѣ всесвятѣйшаго іерусалимскаго, какъ въ священныхъ диптихахъ, такъ и въ церковныхъ собраніяхъ, дабы намъ соблюсти нерушимыми вышеизложенныя правила святыхъ отцевъ, ему же превышать епископовъ, митрополитовъ и архіепископовъ во всей православно-каѳолической Церкви Христовой, а у себя быть и почитаться главою всей области Московской и всей Россіи и сѣверныхъ странъ, по 34 правилу святыхъ и всехвальныхъ апостоловъ, гласящему такъ: — «епископамъ всякаго народа подобаетъ знати перваго въ нихъ и признавати его яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его разсужденія: творити же каждому только то, что касается до его епархіи и до мѣстъ ея. Но и первый ничего да не творитъ безъ разсужденія всѣхъ. Ибо тако будетъ единомысліе и прославится Богъ о Господѣ во Святомъ Духѣ, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ» — такъ же быть и называться братомъ православныхъ Патріарховъ, по силѣ сего наименованія, сочиннымъ и сопрестольнымъ и равнымъ по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патріарховъ православныхъ: «Патріархъ Московскій и всея Россіи и сѣверныхъ странъ» — при рукоположеніи же его соблюдать уставъ Церкви, заповѣдующій, чтобы первопрестольный архіерей возглашалъ молитву [1]. Такъ я сужу. А святый соборъ да изречетъ мнѣніе свое.

Всесвященнѣйшій и вселенскій Іеремія сказалъ: «мы еще прежде учинили сіе и письменно изложили благочестивѣйшему Царю».

Софроній всесвятѣйшій Патріархъ Іерусалимскій подалъ голосъ: «и я тоже самое изъявляю».

Святый соборъ единодушно изрекъ: поелику сіе дѣло обсуждено по священнымъ правиламъ; то всѣ мы тогоже желаемъ, и кромѣ того присуждаемъ, чтобы благочестивѣйшій Царь Московскій и Самодержецъ всея Россіи и сѣверныхъ странъ, какъ понынѣ воспоминается въ священныхъ службахъ восточной Церкви, въ священныхъ диптихахъ и на святыхъ проскомдіяхъ, такъ былъ бы возглашаемъ и въ началѣ шестопсалмія по окончаніи двухъ псалмовъ о царѣ, точь въ точь, какъ онъ возглашается въ вышепомянутыхъ службахъ, т. е. по имени, какъ православнѣйшій царь.

Всѣ сказали: «и это благословно. — Присуждаемъ же и то, чтобы сіе Дѣяніе, утвержденное нашими подписями, было послано благочестивѣйшему Царю Московскому и всесвятѣйшему Іову, Патріарху всея Россіи и сѣверныхъ странъ.

Всѣ сказали: «угодно».

1. Послѣ этихъ сужденій, правильныхъ и законныхъ, боголюбезнѣйшій Митрофанъ Аѳинскій сказалъ: «да опредѣлитъ святый соборъ, чтобы монахи, пребывающіе въ каждомъ уѣздѣ нашихъ епархій, подчинялись епархіальному епископу». Святый соборъ повелѣлъ прочитать о семъ 4-е правило святаго и Вселенскаго четвертаго Собора въ Халкидонѣ, гласящее такъ: «Истинно и искренно проходящіе монашеское житіе да удостоиваются приличныя чести. Но поелику нѣкоторые, для вида употребляя одежду монашескую, разстроиваютъ церкви и гражданскія дѣла, произвольно ходя по городамъ, и даже монастыри сами для себя составляти покушаются: то разсуждено, чтобы никто нигдѣ не созидалъ и не основывалъ монастыря, или молитвеннаго дома безъ соизволенія епископа града. Монашествующіе же въ каждомъ градѣ и странѣ да будутъ въ подчиненіи у епископа, да соблюдаютъ безмолвіе, да прилежатъ токмо посту и молитвѣ, безотлучно пребывая въ тѣхъ мѣстахъ, въ которыхъ отреклись отъ міра, да не вмѣшиваются ни въ церковныя и въ житейскія дѣла, и да не участвуютъ въ нихъ оставляя свои монастыри: развѣ токмо когда будетъ сіе позволено епископомъ града по необходимой надобности. Да непріемлется также въ монастыряхъ въ монашество никакой рабъ безъ воли господина его».

«Преступающему же сіе наше опредѣленіе, опредѣлили мы быти чуждымъ общенія церковнаго, да не хулится имя Божіе. Впрочемъ епископу града надлежитъ имѣти о монастыряхъ должное попеченіе». Святый соборъ сказалъ: справедливо соблюдать и это, какъ опредѣленное отцами.

2. Мелетій святѣйшій Патріархъ сказалъ: «поелику и по немощи нашей, и по трудности нашего времени, забыто многое изъ того, что благотворно и хорошо узаконено отцами, — тѣмъ болѣе, что не читаются священныя книги и правила соборныя; посему справедливо, по законамъ, быть собору два раза въ годъ для пересмотра и обсужденія дѣлъ Церкви, и для того, чтобы всѣ сообразовались съ опредѣленіями отцевъ».

Святый соборь сказалъ: «это совершенно справедливо, но затруднительно по причинѣ неустроенности настоящаго времени. Посему соборъ пусть будетъ однажды въ годъ для разсмотрѣнія церковныхъ дѣлъ. Когда же прилучится что-либо, требующее скорѣйшаго рѣшенія; тогда архіереи, находящіеся въ семъ царствующемъ градѣ и ближайшіе къ нему, пусть собираются со всесвятѣйшимъ вселенскимъ, и пусть разсматриваютъ дѣла и судятъ о нихъ по законамъ».

3. Возобновляемъ шестое правило святаго и Вселенскаго четвертаго Собора: никого не рукополагать безъ назначенія къ какой либо Церкви и за деньги, по опредѣленіямъ отцовъ и апостольскимъ правиламъ, и епископамъ и прочимъ клирикамъ не переходить изъ города въ городъ.

4. Признаемъ справедливымъ: обвиненнымъ, или подсудимымъ, до рукоположенія, или послѣ рукоположенія, и какъ оскверняющимъ священство, не быть іереями, рукоположеніе же недостойныхъ считать недѣйствительнымъ, такъ, чтобы они оставались на ряду съ непосвященными.

5. На случай участія кого либо въ житейскихъ дѣлахъ и мірскихъ должностяхъ да соблюдается то, что постановлено св. апостолами въ 6-мъ правилѣ ихъ. — «Епископъ или пресвитеръ или діаконъ, да не пріемлетъ на себя мірскихъ попеченій: а иначе да будетъ изверженъ отъ священнаго чина». — и то, что узаконено 630 богоносными отцами, собравшимися въ Халкидонѣ, въ 7 правилѣ, гласящемъ такъ: — «Вчиненнымъ единожды въ клиръ и монахамъ опредѣлили мы не вступать ни въ воинскую службу, ни въ мірскій чинъ: иначе, дерзнувшихъ сіе и не возвращающихся съ раскаяніемъ къ тому, что прежде избрали для Бога, предавать анаѳемѣ».

6. Возобновляемъ 16-е правило седьмаго собора отцовъ собравшихся во второй разъ въ Никеѣ: священнымъ лицамъ не носить драгоцѣнныхъ, или роскошныхь одѣяній».

7. Святый соборъ опредѣлилъ: каждому епископу въ своей епархіи заботиться, съ посильными издержками, о томъ, чтобы изучаемы были божественныя и священныя писанія, и по возможности помогать учащимъ и учащимся, если нужны люди способные.

8. Желаемъ, чтобы опредѣленное отцами касательно святой и спасительной Пасхи оставалось непоколебимымъ. Опредѣлено же такъ: «всѣмъ дерзающимъ нарушать постановленіе святаго Вселенскаго великаго Собора, бывшаго въ Никеѣ въ присутствіи боголюбезнѣйшаго царя Константина, касающееся до святаго праздника спасительной Пасхи, не имѣть общенія съ Церковію и быть изверженными изъ нея, если они съ упорствомъ будутъ оспоривать то, что заповѣдано основательно. И это сказано о мірянахъ. Если же кто изъ предстоятелей Церкви, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, послѣ сего опредѣленія, дерзалъ бы для развращенія народовъ и смущенія Церквей особиться и совершать Пасху вмѣстѣ съ іудеями: таковаго святый соборъ осудилъ на отчужденіе отъ Церкви». — Итакъ должно сообразоваться съ симъ правиломъ отцовъ: что и понынѣ наравнѣ со всѣмъ прочимъ, Божіею благодатію, соблюдаетъ Церковь Христова. Аминь.

7101 (1593) года Февраля 12 дня.
Память святаго Мелетія въ Константинополѣ.


Это дѣяніе извлечено изъ греческой рукописи, хранящейся въ библіотекѣ священной обители синайской, и тамъ переписано 28-го Іюня мѣсяца 1850 года, рукою тогдашняго послушника моего Николая Крылова, а переведено въ св. градѣ Іерусалимѣ въ 1850 году.

Архимандритъ Порфирій Успенскій.

Примѣчаніе:
[1] Божественная благодать, всегда немощная врачующи и проч.

Печатается по изданiю: Дѣяніе Константинопольскаго Собора 1593 года, которымъ утверждено патріаршество въ Россіи. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1865. — Томъ III. — Кіевъ: Въ типографiи Кіевопечерской Лавры, 1865. — С. 237-248.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0