Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Исторiя Русской Церкви —» Источники

Повинное посланіе св. Діонисія, архіепископа Суздальскаго, къ великому князю Димитрію Іоанновичу Донскому, 1383 года.

Вслѣдъ за изданными въ майской книжкѣ «Православнаго Собесѣдника» за 1860 годъ посланіями митрополита Кипріана, въ рукописи, изъ которой они заимствованы, помѣщено посланіе одного древняго русскаго святителя къ великому князю, подъ такимъ заглавіемъ: «Отъ иного посланія о повинныхъ». Посланіе это (при семъ издаваемое) мы относимъ къ 1383 году и приписываемъ св. Діонисію, архіепископу Суздальскому, по слѣдующимъ соображеніямъ.

Посланіе не принадлежитъ митрополиту Кипріану; чтобы убѣдиться въ этомъ, стóитъ только сличить языкъ, которымъ оно написано, съ плавнымъ и правильнымъ языкомъ извѣстныхъ доселѣ Кипріановыхъ посланій. Но помѣщеніе посланія въ рукописи наряду съ посланіями митрополита Кипріана [2], вмѣстѣ съ которыми оно составляетъ въ ней нѣчто цѣлое, вносное, и ничѣмъ не связанное съ предыдущими и послѣдующими статьями, входящими въ составъ древне-письменныхъ Кормчихъ, заставляетъ думать, что настоящее посланіе относится къ одному времени съ посланіями митрополита Кипріана и именно поэтому помѣщено переписчикомъ наряду съ ними. Ниже мы приведемъ другія, взятыя изъ самаго посланія, основанія, по которымъ писателя его мы почитаемъ современникомъ великаго князя Димитрія Іоанновича Донскаго и митрополита Кипріана. — Послѣ обычнаго пастырскаго привѣтствія къ великому князю, посланіе начинается такъ: «Азъ же Ди...... епископъ...... се же по судбамъ Божіимъ, аще недостоинъ, твоего же ради еже къ Богу потщанія велія, и еже къ Нему вѣры теплыя, и до насъ худыхъ простретья любве, еже хотѣніа молитвы, рекшу Спасу нашему Христу: пріемляй пророка во имя пророче, мьзду пророчю пріемлеть; пріемляй праведника въ имя праведниче, мьзду праведничю пріемлеть…» и проч. О чемъ говоритъ здѣсь святитель, чего онъ почитаетъ себя недостойнымъ, ясно съ перваго раза: онъ получилъ высшій духовный санъ и этого самаго сана почитаетъ себя недостойнымъ. Выраженіе «посудьбамъ Божіимъ» или «судьбами, имиже вѣсть Богъ» указываетъ именно на поставленіе пишущаго въ духовный санъ; такъ константинопольскій патріархъ Нилъ, въ началѣ посланія къ преподобному Сергію Радонежскому, говоритъ о себѣ: «по долгу, еже пріахомъ отъ Бога судбами, имиже вѣсть Богъ, длъжно ищется отъ насъ всѣмъ повелѣвати» [2] и проч. Въ дальнѣйшихъ приведенныхъ словахъ заключается просьба святителя, обращенная къ великому князю, о томъ, чтобы послѣдній принялъ его, какъ служителя Божія, по заповѣди Спасителя. — Итакъ писатель, которому принадлежитъ посланіе и котораго мы почитаемъ современникомъ митрополита Кипріана, получивъ высшій духовный санъ и прибывъ къ великому князю, написалъ къ нему въ это время посланіе о томъ, чтобы великій князь принялъ его какъ святителя, во имя Господа; чтò и указываетъ въ писателѣ разсматриваемаго наши посланія св. Діонисія, перваго архіепископа Суздальскаго, Нижегородскаго и Городецкаго. Въ 1379 году Діонисій, какъ извѣстно, отправился въ Константинополь, вопреки волѣ великаго князя Димитрія Іоанновича Донскаго, съ цѣлію получить, послѣ св. Алексія († 1378 г. февр. 12), санъ митриполита, вмѣсто избраннаго въ митрополиты великимъ княземъ и его боярами спасскаго архимандрита Митяя; обстоятельства воспрепятствовали ему достигнуть этой цѣли; пробывъ въ Константинополѣ до 1382 года [3], при дворѣ патріарха Нила, онъ признанъ былъ имъ достойнымъ сана архіепископскаго и, посвященный въ этотъ санъ (въ 1381 году), отправленъ патріаршимъ соборомъ въ Россію съ особенными порученіями по церковнымъ дѣламъ [4]. Мѣсто въ посланіи, гдѣ говорилось о посвященіи Діонисія въ санъ архіепископа [5], передисчикъ выпустилъ, какъ ненужное, по его соображенію; но о смыслѣ этого мѣста не можетъ быть сомнѣнія: оно вѣроятно читалось такъ: «азъ же Дионисій, епископъ Суждальскій, поставленъ есмь всесвятымъ патріархомъ вселенскимъ въ архіеписхопа [6]; се же по судбамъ Божіимъ, аще недостоинъ…» и т. д. Отъ имени Діонисія въ спискѣ его посланія сохраненъ одинъ только начальный слогъ Ди. — Для разрѣшенія вопроса, кому принадлежитъ издаваемое посланіе, важно обратить вниманіе также на слѣдующія слова, находящіяся въ этомъ посланіи: «молю же о семъ твое державное царство, да и милостивъ будеши съгрѣшающимъ къ тобѣ, исполняа Спасово слово, еже рече: аще оставите человѣкомъ съгрѣшенія ихъ, и Отець вашь Небесный оставить вамъ съгрѣшенія ваша, — да бы еси милость свою явилъ на съгрѣшившемъ къ Богу и тобѣ, на імя рекъ (т. е. на мнѣ), рекшу Господу: 70 (кратъ) седмерицею пращайте…» и проч. Словá эти составляютъ самую сущность и цѣль посланія: Діонисій проситъ великаго князя Димитрія Іоанновича простить ему какой-то грѣхъ. Слова: «да бы еси милость свою явилъ на съгрѣшившемъ къ Богу и тобѣ» объясняются изъ снесенія ихъ съ подобными же словами Іоанна, архимандрита петровскаго, сказанными боярамъ, избравшимъ, въ 1379 году, Пимена въ митрополиты по смерти великокняжескаго избранника Митяя: «азъ не обинуясь возглаголю на вы, что есте сотворили неправду предъ Богомъ и предъ великимъ княземъ» [7]; въ подобной же «неправдѣ», хотя совершенной по правымъ побужденіямъ, виновенъ былъ и Діонисій предъ судомъ великаго князя. Скорбя о томъ, что на мѣсто митрополита, по смерти св. Алексія, великій князь избралъ недостойнаго Митяя и хотѣлъ посвятить его соборомъ мѣстныхъ епископовъ, Діонисій обличалъ и Митяя, и Димитрія Іоанновича, и тѣмъ навлекъ на себя гнѣвъ послѣдняго; такъ какъ обличенія не дѣйствовали, то, въ устраненіе «нестроенья» и согласно съ желаніемъ константинопольскаго патріарха [8], Діонисій хотѣлъ отправиться въ Константинополь, чтобы предупредить прибытіе туда и посвященіе тамъ Митяя; но Митяй, свѣдавъ объ этомъ, посовѣтовалъ великому князю задержать Діоннсія подъ стражею. Діонисій далъ слово великому князю, что не поѣдетъ въ Константинополь безъ его позволенія, и, когда въ этомъ поручился еще преподобный Сергій, былъ освобожденъ изъ заточенія; но Діонисій не сдержалъ слова: пробывъ нѣсколько дней въ своей епархіи, онъ отправился въ Константинополь, къ великому негодованію Митяя и Димитрія Іоанновича [9]. И вотъ тотъ грѣхъ или неправда, въ которой приноситъ Діонисій великому князю свою повинную.

Изъ этихъ данныхъ видно уже, что подъ именемъ великаго князя, къ которому писано посланіе, разумѣется Димитрій Іоанновичь Донской, бывшій на великомъ княженіи московскомъ съ 1362 по 1389 годъ. Въ посланіи св. вел. кн. Владиміръ равноапостольный называется его прадѣдомъ, безъ сомнѣнія въ смыслѣ вообще предка по родству; но названія дѣда и отца Димитрія Іоанновича, на которыхъ дѣлаются въ посланіи указанія, нельзя понимать иначе, какъ въ смыслѣ собственномъ; о нихъ говорится въ такихъ выраженіяхъ, которыя ясно указываютъ на великихъ князей московскихъ Іоанновъ I и II.

Посланіе отнесено нами къ 1383 году на слѣдующихъ основаніяхъ. По возвращеніи изъ Константинополя, Діонисій прибылъ сначала въ свою епархію — въ Суздаль, 6 января 1382 года; потомъ, по порученію патріарха Нила, съ увѣщательными его граматами, въ томъ же году онъ является въ Псковѣ и Новгородѣ въ качаствѣ представителя патріаршаго лица по дѣламъ о появившейся ереси стригольниковъ; такимъ образомъ до іюня 1383 года, когда великій князь Димитрій Іоанновичь вызвалъ его къ себѣ для отправленія въ Константинополь къ патріарху на посвященіе въ митрополита на мѣсто Пимена [10], Діонисій не являлся въ Москву. Замѣчательно въ этомъ отношеніи выраженіе въ посланіи, обращенное къ великому князю: «и до насъ худыхъ простретья любве, еже хотѣніа молитвы», указывающее на то, что посланіе писано Діонисіемъ, когда онъ, своею дѣятельностью, пріобрѣлъ уже свидѣтельства добраго расположенія къ нему великаго князя.

Остается сказать нѣсколько словъ о языкѣ, которымъ писано посланіе. Нельзя не замѣтить, что языкъ этотъ не совсѣмъ правиленъ и довольно страненъ: посланіе русскаго святителя какъ-будто переведено съ другаго языка. Но это служитъ новымъ доказательствомъ, что посланіе принадлежитъ Діонисію. Преосв. Филаретъ говоритъ о немъ, между прочимъ: «болѣе чѣмъ вѣроятно, что посланіе патріарха Нила, 1382 г., съ обличеніемъ стригольникамъ и съ порученіемъ Діонисію возвратить ихъ Церкви, если не сочинено, то переведено было св. Діонисіемъ» [11]. Мы прибавимъ: весьма вѣроятно также, что и посланіе патріарха Нила къ преподобному Сергію [12], съ которымъ Діонисій, какъ извѣстно, находился въ самыхъ близкихъ отношеніяхъ, если не сочинено, то переведено было имъ же, св. Діонисіемъ. Онъ жилъ въ Константинополѣ три года (1379-1381) и, служа патріаршему собору въ его сношеніяхъ съ Русскою Церковію, какъ переводчикъ, усвоилъ себѣ греческій складъ рѣчи; оттого посланіе Діонисія и кажется переводнымъ. Кромѣ издаваемаго посланія, отъ этого архипастыря дошелъ до насъ еще одинъ только памятникъ — уставная грамата псковскому снѣтогорскому монастырю о соблюденіи правилъ иноческаго общежитія, которую далъ онъ, какъ уполномоченный патріарха, въ 1382 году [13]: въ этой граматѣ — тѣ же неправильности въ образѣ выраженія, тѣ же растянутые періоды, тотъ же опять кажущійся переводъ съ греческаго, какъ и въ издаваемомъ теперь посланіи.

Отъ иного посланія о повинныхъ [14].

Богомъ Вседержителемъ, нареченому изъ чрева Матере Своея, Единочадымъ Его Сыномъ, Господомь нашимъ Ісусомъ Христомъ, почтеному господьскымъ и царьскымъ саномъ, и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ. Его зблюдаему. и усиляему на прѣдспѣніе. [15] господьскыхъ же и царьскыхъ разумъ [16] и державы, благочестивому, христолюбивому, великому князю. [17]. Благодать Господа нашего Ісуса Христа, любы Бога и Отца, причастіе Святаго Духа. да будеть с тобою, по благочестію. Азъ же. Д``...... [18] епископъ: ...... [19]; се же по судбамъ Божіимъ, аще недостоинъ, твоего же рáди еже къ Богу потщанія велія, и еже к Нему вѣры теплыя, и до насъ худыхъ простретья любве, еже хотѣніа молитвы, рекше [20] Спасу нашему Христу: «приемляй пророка во имя пророче, мьзду [21] пророчю пріемлеть; пріемляй праведника въ имя праведниче, мьзду праведничю пріемлеть». [22]; еже «понеже створисте (единому) отъ меншихъ си братіи Моей, и Мнѣ створисте» [23]. Се же есть твоеа благочестивыа душа и божественыя душа и божественыя разумъ [24], еже въ всѣхъ и отъ всѣхъ искати ползы своему спасенію иже [25] и здравію; се же есть даръ Божій, еже есть таковъ разумъ имѣти въ сердци своемъ. Поисти(нѣ) бо [26] и достойно, еже о сицевыхъ пещися, по Спасову слову: «емуже дасться много, и много въстяжется отъ него» [27]; сего ради требѣ и много смотреніе твоему благочестію, да и многихъ управиши къ Богови въ своемъ царствѣ; понеже сынъ Божій наречеся по благодати и образъ Божій носиши. Да и подасть ти, еже пріятъ., да и зблюдеши [28], въ твоемъ бо есть разумѣ, поминаяй, еже честнаго прадѣда ти Володимира равна апостоламъ, подщаніе (потщаніе) еже къ Богу, еже отъ злыхъ на благое уклоненіе, и како тмы тмами, и [29] приведоша къ Богови святымъ просвѣщеніемъ, изъ самѣхъ устъ адовѣхъ исхитивши; такоже и благочестиваго и приснопамятнаго святаго дѣда твоего [30], како славится о немъ, еже о христоименитыхъ людей попеченіе многое; такоже и христолюбиваго великаго князя, отца твоего [31], кротость же и милость, и безлобіе многое, и богобоязньство, и правда, якоже пророкъ [32] рече о Давыдѣ: «избрахъ Давыда, мужа кротка, по сердцю Моему» [33]; се бо поистинѣ рабъ Божій бѣяше въ всемъ. Да оного поминая, еже отъ злобы на добро совращеніе, и потщаніе апостольскаго упрáвленія, сего же еже о людѣхъ попеченіе много, святаго же ти отца еже добродѣтелное исправленіе: да сѣми всими потшався исправленіи и пріимше отъ Бога приношеніе твое въскорѣ, и безмятежно и долголѣтно поживеши в нынѣшнемъ царствіи, и будущаго и неизреченнаго и бесконечнаго Царства съобѣщникъ съ Богомъ будеши, иже [34] есть выше ума и смысла человѣча. О семъ молимся Богови, аще и недостойнѣ есмы. Молю же о семъ твое державное царство, да и милостивъ будеши съгрѣшающимъ к тобѣ, исполняа Спасово слово, еже рече: «аще оставите человѣкомъ съгрѣшенія ихъ, и Отець вашь Небесный оставить вамъ съгрѣшенія ваша» [35], да бы еси милость свою явилъ на съгрѣшившемъ къ Богу и тобѣ, на імя рекъ [36], рекшу Господу: «70 (кратъ) седмерицею пращайте ихъ» [37], «оставляйте брату съгрѣшенія его» [38]; да якоже въ многихъ, такоже и о семъ явится человѣколюбіе твое, да «будеши съврьшенъ», Спасу рекшу, «якоже (Отець) вашь Небесный свершенъ есть» [39]. Богъ милостію Своею, и молитвами Святыа Богородица, съблюдеть тебе въ царствіи твоемъ. отъ всякого зла, и на противныя побѣды даруеть, в будущемъ вѣци жизнь вѣчную, благодатію и человѣколюбіемъ Единороднаго Сына Своего [40] въ вѣкы. Аминь.

Примѣчанiя:

[1]
Казанской академической, бывшей соловецкой, библіотеки ркп. Кормчая подъ № 858. л. 537 об.- 539 об.
[2]
См. апрѣльскую книжку Правосл. Собесѣд. за 1860-й годъ, въ отдѣлѣ памятниковъ.
[3]
Настольная грамата константинопольскаго патріарха Нила Діонисію, о возведеніи его въ санъ архіепископа, въ Акт. ист. (т. I. № 251) показана подъ 1382 годомъ, на томъ основаніи, что въ этомъ году Діонисій былъ въ Новгородѣ и Псковѣ съ патріаршими граматами (Новг. 1 лѣт. стр. 93); между тѣмъ Ник. лѣт. (ч. IV. стр. 131), свидѣтельство которой въ этомъ случаѣ заслуживаетъ полнаго довѣрія, говоритъ, что Діонисій прибылъ изъ Константинополя на свой архіепископскій столъ, въ Суздаль, 6 января 1382 года. Слѣдовательно, посвященіе Діонисія въ санъ архіепископа и данная ему настольная грамата относятся къ 1381 году; къ этому же году относится и отправленіе его патріаршимъ соборомъ изъ Константинополя въ Россію.
[4]
Ник. лѣт. ч. IV. стр. 71-73. 129. 131; Акт. ист., т. I, №№ 4 (г. не 1382, а 1381), 5 (ок. 1382 г), 6 (г. 1388-1395, безъ достаточныхъ основаній; долженъ быть опять 1381 годъ: въ 1385 г. Діонисій уже скончался), 251 (г. не 1382, а 1381).
[5]
Что въ этомъ мѣстѣ говорилось о посвященіи Діонисія въ санъ именно архіепископа, а не митрополита, это ясно, и безъ доказательствъ, изъ соображенія цѣлаго посланія. По посвященіи своемъ въ санъ митрополита, Діонисій, на обратномъ пути изъ Константинополя въ Россію, задержанъ былъ, въ 1384 г., въ Кіевѣ и скончался тамъ въ слѣдующемъ 1385 году, не видѣвъ Москвы. Ник. лѣт. ч. IV. стр. 147.
[6]
Сн. Акт. ист. т. I. № 5 (ок. 1382 г.). Выпускъ именъ и цѣлыхъ мѣстъ переписчиками въ древнихъ нашихъ памятникахъ — не рѣдкость; онъ объясняется тѣмъ, что древніе наши книгописцы переписывали памятники бóльшею частью для употребленія, и не имѣли въ виду цѣлей ученыхъ. Это можно видѣть и изъ надписанія настоящаго посланія св. Діонисія: «отъ иного посланія о повинныхъ», т. е. заимствуется изъ иного погланія (изъ посланія другого лица), образецъ граматы на случай, когда нужно будетъ просить великаго князя о прощеніи провинившихся предъ нимъ лицъ, или писать повинную.
[7]
Ник. лѣтоп., ч. IV, с. 75.
[8]
Какъ можно заключать изъ начальныхъ отрывочныхъ выраженій, сохранившихся въ настольной граматѣ, данной Діонисію патріархомъ Ниломъ (Акт. ист, т. I. № 251.)
[9]
Ник. лѣт. ч. IV. сс. 70-72.
[10]
Ник. лѣт. ч. IV, стр. 142.
[11]
Акт. ист. т. I, № 4. Обзоръ русск. дух. лит. § 71.
[12]
См. 4-ю кн. Прав. Соб. за 1860 годъ.
[13]
Акт. ист. т. I, № 5.
[14]
Надписаніе въ рукоп. указывающее на предметъ посланія.
[15]
Чит. «предспѣяніе» — преуспѣяніе.
[16]
Чит. «разума».
[17]
Димитрію Іоанновичу.
[18]
Т. е. «Діонисій». Значокъ надъ буквою Д., по утребленію его въ ркп., замѣняетъ букву и.
[19]
Пропускъ, въ подлинникѣ, нѣсколькихъ словъ, вѣроятно слѣдующихъ: «Суждальскый, поставленъ есмь всесвятымъ патріархомъ вселенскимъ въ архіепископа» (сн. Акт. ист. т. I. № 5).
[20]
Чит. «рекшу», какъ далѣе.
[21]
Чит. «мьзду», какъ далѣе.
[22]
Матѳ. 10, 41.
[23]
Матѳ. 25, 40. Замѣчательно здѣсь мѣстоименіе «еже» предъ текстомъ: въ настоящемъ посланіи оно употреблено неоднократно въ качествѣ греческаго члена τὸ, см. напр. выше: «еже къ Богу потщанія», «еже к нему вѣры», «еже хотѣніа молитвы» и ниже «еже въ всѣхъ и отъ всѣхъ искати ползы», «еже о сицевыхъ пещися», «еже честнаго прадѣда ти... потщаніе», «еже отъ злыхъ на благое уклоненіе», а еже о христоименитыхъ людей попеченіе», «еже отъ злобы на добро совращеніе», «еже о людѣхъ попеченіе», «еже добродѣтелное исправленіе».
[24]
Такъ въ ркп. (испорченное мѣсто).
[25]
Вм. «иже» част. еже».
[26]
«Поисти бо» — поправлено въ подл.; было написано. «но истинно» или «воистинно»; должно быть: «поистинѣ бо» (какъ далѣе).
[27]
Лук. 12, 48.
[28]
Да соблюдеши, еже пріялъ еси.
[29]
«И» — лишнее.
[30]
«Святаго дѣда твоего» — Іоанна I Даніиловича († 1340) Калиты, прозваннаго такъ потому, что онъ всегда носилъ съ собою мѣшокъ или калиту, наполненную деньгами для бѣдныхъ. Карамз. Ист. гос. росс. т. IV. изд. 5. Спб. 1842. стр. 148: тамже, о его достоинствахъ. Слово «святаго» ничего на доказываетъ: въ этомъ же посланіи, далѣе, и отецъ Димитрія Іоановича названъ «святымъ»; оно значитъ просто — покойнаго, отшедшаго къ вѣчной жизни; см. Акт. ист. т. 1. № 2. Доп. къ Акт. ист. т. I. № 4. С. Соловьев. Ист. Россіи. т. I. прим. 96.
[31]
«Великаго князя, отца твоего» — Іоанна II Іоанновича († 1359) Кроткаго. Карамз. Ист. гос. росс. т. IV. изд. 5. стр. 179.
[32]
Богъ чрезъ пророка (Самуила).
[33]
Дѣян. 13, 22. сн. 1 Цар. 13, 14; Псал. 77, 70; 88, 21; 131, 1.
[34]
Чит. «еже».
[35]
Матѳ. 6, 14.
[36]
Въ первоначальномъ, подлинномъ, спйскѣ вѣроятно было «на мнѣ грѣшнѣмъ».
[37]
Матѳ. 18, 22. Вм. «ихъ», кажется, должно быть «и» («седмьдесять кратъ седмерицею пращайте и оставляйте» и проч.).
[38]
Тамже, и Мар. 11, 25. Лук. 17, 3. Ефес. 4, 32. Кол. 3, 13.
[39]
Матѳ. 5, 48; слова «Отецъ» въ ркп. недостаетъ.
[40]
Въ ркп. ошибочно написано: «твоего».

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Повинное посланіе св. Діонисія, архіепископа Суздальскаго, къ великому князю Димитрію Іоанновичу Донскому, 1383 года. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1866 г. – Книга I. – с. 239-250.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0