Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Исторiя Русской Церкви —» Источники

Грамота
Ермогена, митрополита Казанскаго и Астраханскаго,
святѣйшему Іову, патріарху всея Россіи,
О дозволеніи совершать въ предѣлахъ Казанской митрополіи
память о христіянскихъ воинахъ, погибшихъ въ борьбѣ съ татарами,
и о казанскихъ мученикахъ, пострадавшихъ за вѣру,
Іоаннѣ Новомъ, Стефанѣ и Петрѣ.
1592 г. Генваря 9-го.

Лѣта 7100 (1592) генваря 9 дня, такова грамота послана въ Москву:

Государю отцу нашему святѣйшему Іову, патріарху всея Россіи, сынъ твой и богомолецъ Ермогенъ, митрополитъ Казанскій, Бога молю и челомъ бью.

Прежде, государь, казанскаго взятья, во многіе времена государи цари наши великіе князи кіевскіе и московскіе посылали бояръ и воеводъ своихъ, и съ ними безчисленное свое христолюбивое воинство воевати казанскихъ царей за ихъ измѣну. И на тѣхъ, государь, многихъ бранѣхъ государевыхъ, великихъ воеводъ, князей, бояръ, и дворянъ, и дѣтей боярскихъ, и всякихъ государевыхъ русскихъ людей, на тѣхъ бранѣхъ храбрствовавшихъ, побито подъ Казанью и въ предѣлѣхъ казанскихъ много.

И какъ благочестивый царь и государь нашъ, блаженныя памяти князь великій Іоаннъ Васильевичъ самодержецъ, не терпя многаго кровопролитія православныхъ христіянъ, и многаго клятвопреступленія казанскихъ людей, подвигъ свой къ Казани самъ учинилъ и многіе благовонные царскіе свои поты изліялъ: по его-же къ Богу моленію, вѣрѣ и правдѣ, милосердый Богъ предалъ ему государю нашему вотчину его казанское царство, и тогда, государь, подъ Казанью храбрствовавшихъ за святую нашу православную вѣру, много-жъ побито православныхъ христіянъ.

И послѣ, государь, казанскаго взятья, на многихъ бранѣхъ, тако-жъ многіи православніи русстіи сынове крови свои проліяша, и за таковая, государь, страданія ихъ и подвиги, по се время особная имъ общая память, лѣтніе годины въ Казанѣ не уставлены.

Умилосердись, государь Іовъ, патріархъ всея Россіи, благослови, повели и учини указъ свой государевъ мнѣ богомолцу своему, въ которой день повелитъ мнѣ святителство твое по тѣхъ православныхъ благочестивыхъ воеводахъ и воинѣхъ, пострадавшихъ за Христа подъ Казанью и въ предѣлѣхъ казанскихъ въ разные времена, въ соборной церкви и по святымъ монастырямъ, такожъ соборнѣ, и по всѣмъ Божіимъ церквамъ во градѣхъ и селѣхъ казанскія митрополіи, пѣти по нихъ панѵхиды и обѣдни служити, чтобы, государь, по твоему государеву благословенію память сихъ лѣтняя по вся годы была безпереводно.

Да въ Казанѣ-жъ, государь, обрѣли есмы повѣсть, а въ ней написано: въ лѣто 7037 (1529), генваря въ 24 день, страданіе святого мученика Іоанна Новаго, пострадавшаго за Христа въ Казанѣ.

Бысть же сице: Въ царство благочестиваго и христолюбиваго великаго князя Василеа Іоанновича всея Россіи, Божіимъ попущеніемъ безбожніи татарове воеваша Нижній Новъ-градъ, и много плѣниша христіянъ, тужъ въ плѣнъ взяша нѣкоего богобоязливаго человѣка, именемъ Іоанна, иже издѣтска поживе во всѣхъ заповѣдехъ Господнихъ, и приведоша его поганіи во градъ Казанъ, и на дѣлу достался той Іоаннъ цареву дяткѣ Алейшунуру; и повелѣ той князь Іоанну служитъ предъ собою. Святый же со благодареніемъ добрѣ терпяше, въ день службу совершая, а въ нощи безпрестани Богу моляся со слезами, и мало сна пріимаше и много укоризны и досады отъ безбожныхъ терпяше.

По сихъ же врагъ воздвиже на святаго самаго того нечестиваго князя и безбожныхъ татаръ, еже-бы отторгнути Іоанна отъ христіянскія вѣры, и привести къ своей вѣрѣ; онъ-же ясно передъ всѣми исповѣда Господа нашего Iсуса Христа Сына Божія, и христіянина себе нарекъ, и ихъ скверную вѣру прокля. По сихъ-же связавше руцѣ святому опаки [1] ременіемъ суровымъ крѣпко, и ведоша святаго на нѣкую гору, ижъ нарицается русское кладбище, и претяше ему муками, нудяше его отрещисъ Христа Сына Божія. Онъ же никакоже прещенія ихъ убояся, токмо глаголаше: христіянинъ есмь.

По многомъ же прещеніи повелѣ безбожный князь Іоанна усѣкнути; и удариша во главу святаго исповѣдника Христова Іоанна; святый же паде взнакъ; глава-же его держашеся малыми жилами; тѣло же его честное много язвиша мечми, и утробу его насквозь прободоша противу сердца. Бѣ жъ дни того мразъ великъ зѣло.

Святый же на мѣстѣ томъ, идѣже посѣченъ бысть, лежа аки мертвъ отъ перваго часа дни и до нощи. Леду жъ около святаго оттаявшу, и абіе въ послѣдній часъ дни развязастася руцѣ его сами, и паки святый воста, и крестнымъ знаменіемъ себе оградивъ, и единою рукою вземъ главу свою, и постави ю прямо, и пріиде въ станъ къ дѣтемъ боярскимъ великаго князя, и повѣда имъ поряду вся яже о себѣ, како за Христа пострада отъ безбожныхъ татаръ. Они-же, слышавша, прославиша Бога, и святаго мученика и исповѣдника Христова Іоанна терпѣнію дивящеся.

Въ нощи жъ той повелѣ святый пресвитеру дневное правило все отпѣти, и по семъ причастясь пречистому тѣлу и крови Господа нашего Iсуса Христа, и паки всю нощь мученикъ Христовъ и исповѣдникъ Іоаннъ безъ сна пребысть, со слезами Богу моляся; на утріе жъ, восходящу солнцу, предаде святую свою душу въ руцѣ Божіи, и абіе исполнися мѣсто то благоуханія отъ многострадалнаго тѣлеси святаго, якоже всѣмъ христіяномъ дивитися приключшемуся на мѣстѣ томъ преславному величію Божію, имже прослави Господь угодника Своего блаженнаго мученика и исповѣдника новаго Іоанна. И положено бысть честное его и многострадалное тѣло на старомъ русскомъ кладбище.

*     *     *

Да мнѣ-жъ, государь, богомольцу твоему, въ Чудовѣ монастырѣ случилось повѣсть видѣти въ книзѣ Степенной и Царственной, кіевскихъ и владимірскихъ и московскихъ царей и государей, а зовется та книга Зеленая.

Нѣкій татаринъ арскія стороны пріиде въ Казань, хотя креститись. Тогда-жъ присланъ былъ съ Москвы въ Казань дозрѣти церковнаго устроенія архангельской протопопъ Тимофей, и видѣ его состарѣвшася, и вопроси его, аще отъ скудости или страха ради пріиде.

Татаринъ же повѣда чудо дивно, сице глаголя: «азъ тридесять лѣтъ болѣнъ быхъ ногами, яко ни всклонитись могохъ на нозѣ мои; егда же услышахъ, яко московскій царь вземъ Казань и церкви многи поставилъ и людми русскими исполнилъ градъ, и азъ во умѣ своемъ начахъ глаголати: воистинну той есть Богъ истинный, въ негоже христіяне вѣруютъ, его же силою необоримыя стѣны Казанскія отъ основанія разрушишася; Той можетъ и моимъ ногамъ здравіе даровати, въ негоже и азъ вѣрую и крещуся со всѣмъ домомъ своимъ. И абіе въ той часъ здравы быша нозѣ мои, и пѣшъ сѣмо пріидохъ обѣщаніе свое исполнити. Молюся вамъ, крестите мя.

И глагола ему протопопъ: по вѣрѣ твоей здравіе тебѣ дарова Богъ, и се самъ видиши на себѣ благодать Его, и аще истинно желаеши, вмѣсто маловременной жизни вѣка сего жизнь вѣчную получити имаши. И никтоже возбраняетъ креститись; токмо не возвратись, яко песъ на свои блевотины, да не прелстятъ тя ласканіемъ погани, ни устрашатъ тя гоненіемъ, ни разграбленіемъ имѣнія; понеже намъ христіяномъ многими скорбми подобаетъ внити въ Царство Небесное. Татаринъ же абіе рукою своею напрасно уторже часть власовъ брады своея и раздроби ихъ на части малыя, глаголя: азъ тако уразумѣхъ великую силу и милость Бога вашего, яко его ради готовъ есмъ не токмо многія скорби терпѣть, но аще и сице раздробленъ буду, якоже и азъ раздробихъ власы моя, никакоже не отвергнусь Его.

И тако оглашенъ быстъ и крестися во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и наречено бысть имя ему Стефанъ; и отъиде въ домъ свой, нося на себѣ Христово знаменіе.

По малѣ же времени восташа свои ему, и много увѣщевающе его, укоряюще и претяще отступити оть вѣры христіянской. Твердый же вѣрою Стефанъ не токмо не внимаше ни единому словеси ихъ, но паче обличаше нечестіе ихъ, проповѣдуя Христа, истиннаго Бога. Нечестивіи же, не терпяще отъ него Христова имени исповѣдуема, и себе укоряема, сурово нападоша нань, и оружіи немилостивно изсѣкоша тѣло его, и кости его надробно разметаша, и домъ его разграбиша; и тако скончася рабъ Божій Стефанъ, пострадавъ за Христа.

*     *     *

Да мнѣ-жъ, государь, богомолцу твоему государеву случилось слышати въ повѣстяхъ отъ достовѣрныхъ человѣкъ. Дѣялось въ то время, какъ посланъ государемъ и царемъ нашимъ великимъ княземъ блаженныя памяти Іоанномъ Василъевичемъ всея Россіи, на ево государя нашего вотчину въ Казань царь Шигалей; и сидя въ Казанѣ царь Шигалей, свѣда измѣну Казанскихъ, пошелъ изъ Казани въ Свіяжскъ, а люди, государь, государя нашего царя и великаго князя Іоанна Васильевича многіе и царевы Шигалевы и воеводскіе вытти изъ города за царемъ Шигалеемъ, Богу тако попустившу за грѣхи наши, не успѣли, и тѣхъ государевыхъ великаго князя всякихъ воинскихъ людей и царевыхъ Шигалевыхъ и воеводскихъ казанскіе люди, изъ города не выпустивъ, почали побивать.

И въ тѣхъ, государь, въ нашихъ русскихъ людехъ познали казанскіе татарове люди новокрещена, и выискались ему отецъ его и мати, и братія и сестры, и много племени и знаемыхъ, и въ тѣ его поры не убивали, а взяли его въ домъ свой, и учали его родители называти своимъ сыномъ, а племя его называти своимъ сродникомъ и именемъ татарскимъ. И тотъ, государь, новокрещенъ отъ отца и матери и отъ всѣхъ сродниковъ своихъ отперся, а говорилъ такъ: отецъ де мнѣ и мать, и братія и родъ, въ Троицѣ славимый Богъ, Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, а вашу де я нечистую вѣру проклинаю и лживаго вашего Махмета и васъ всѣхъ, а имя де мнѣ Петръ, а не такъ, какъ вы меня называете. И во много де, государь, время ласканіемъ и прещеніемъ отъ чистыя и святыя нашея православныя христіянскія вѣры отторгнути его не возмогли и нечестивымъ своимъ сонмищемъ убили его, ему же вопіющу: христіянинъ есмь. И положенъ де, государъ, тотъ Петръ новокрещенъ на мѣстѣ, идѣже нынѣ стоитъ храмъ Святаго Воскресенія на житномъ торгу.

И тѣ, государь, святіи и исповѣдницы и до дне сего въ болшомъ синодикѣ, иже чтется въ недѣлю православія, не написаны, и память ихъ вѣчная не поется, и въ сѵнодикахъ въ літейномъ и повсядневномъ не написаны-жъ. И тебѣ бы государю о томъ мнѣ, богомолцу своему, указъ свой святителскій учинить, какъ ихъ велишь въ сѵнодики писати, и которую имъ повелишь пѣти память вѣчную.

Бога ради, государь, помни мя во святыхъ своихъ молитвахъ.

Примѣчанiе:

[1]
Навыворотъ или назадъ.

Печатается по изданiю: Твороенiя святѣйшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. – Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. – с. 58-62.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0