Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Исторiя Русской Церкви —» Изсѣдованiя

Протоiерей А. В. Горскiй, профессоръ церковной исторiи.
Ѳеодосій, митрополитъ Московскiй и всея Россiи.

Преемникомъ св. Іонѣ, по его избранію и по соборному опредѣленію, назначенъ былъ одинъ изъ старѣшихъ между іерархами русскими, архіепископъ Ростовскій Ѳеодосій. Побужденіемъ къ такому избранію было желаніе устранить всякія смуты и недоумѣнія въ наслѣдованіи престола митрополіи: потому что въ юго-западной Руси явился тогда свой митрополитъ, Григорій, ученикъ Исидоровъ, присланный изъ Рима, и король польскій Казимиръ предлагалъ великому князю Московскому принять его на мѣсто престарѣлаго Іоны [1].

По кончннѣ св. Іоны, пастыри великороссійской Церкви не замедлили собраться въ Москву, для поставленія Ѳеодосія (9 маія 1461 г.), а отсутствующіе прислали свои повольныя граматы на то [2]. Вмѣстѣ съ симъ они повторили данное еще при жизни св. Іоны обязательство не отступать отъ союза съ Церковію Московскою и не входить ни въ какія сношенія съ незаконнымъ митрополитомъ, явившимся въ Литовской Руси [3].

Число епархій, оставшихся за митрополіею московскою, было невелико: но ихъ архипастыри пребыли неизмѣнно-вѣрными своему обѣту. Между ними первое мѣсто занималъ архіепископъ новгородскій св. Іона. Другую архіепископію, въ Ростовѣ, предоставлено было занять спасскому игумену въ Москвѣ Трифону, который еще будучи настоятелемъ Кирилова Бѣлоезерскаго монастыря показалъ свое усердіе къ великому князю Василью Васильевичу, во время его борьбы съ мятежнымъ племянникомъ. — Затѣмъ слѣдовали епископы: суздальскій Филиппъ, заступившій потомъ мѣсто митрополита Ѳеодосія, — рязанскій Евфросинъ, — тверскій Геннадій, — коломенскій Геронтій, будущій преемникъ митрополита Филиппа, — сарскій Вассіанъ, въ то время имѣвшій пребываніе въ Москвѣ на Крутицахъ, и пермскій св. Іона.

О прежнемъ служеніи митрополита Ѳеодосія [4] извѣстно, что онъ около десяти лѣтъ былъ архимандритомъ Чудова монастыря [5], и потомъ возведенъ на каѳедру ростовскую (1454 г.). На другой годъ послѣ своего поставленія, онъ подвергся было осужденію за то, что въ нáвечеріе Богоявленьева дня, случившееся тогда въ воскресенье, разрѣшилъ мірянамъ мясояденіе, а инокамъ употребленіе сыра, яицъ и рыбы. Митрополитъ, св. Іона, призвавъ епископовъ на Соборъ въ Москву, угрожалъ снять санъ съ архіепископа ростовскаго за такое отступленіе отъ Устава церковнаго. Но добровольное смиреніе Ѳеодосія и ходатайство за него великой княгини отвратили исполненіе сей угрозы. Ѳеодосій принесъ предъ соборомъ раскаяніе въ своемъ проступкѣ и обѣщался впредь неизмѣнно соблюдать правила Устава [6]. Строгая взыскательность Первосвятителя русскаго, безъ сомнѣнія, сдѣлала архипастыря ростовскаго еще внимательнѣе въ наблюденіи за своею паствою. Отъ ввѣреннаго ему духовенства онъ требовалъ, чтобы оно являлось къ нему для принятія наставленій о своихъ обязанностяхъ. И замѣчая, въ продолженіе четырехъ лѣтъ, мало усердія въ исполненіи сего требованія, назначилъ наконецъ, въ одномъ изъ городовъ обширной своей епархіи, въ Бѣлозерскѣ, частный Соборъ для всѣхъ игуменовъ, священниковъ и діаконовъ въ генварѣ 1459 г., подъ угрозою отлученія за непослушаніе. Въ особенности возмущало Ѳеодосія свободное разрѣшеніе духовенствомъ третьихъ и четвертыхъ браковъ въ его епархіи [7].

Какъ пастырь учительный, Ѳеодосій, и на каѳедрѣ митрополіи, не оставлялъ вразумлять свою паству наставленіями. Прославляя Бога, чудодѣйствующаго чрезъ святыхъ своихъ, пространнымъ словомъ возвѣстилъ онъ Церкви, какъ инокъ Чудова монастыря Наумъ, издавна имѣвшій одну ногу скорченную и изсохшую, послѣ семилѣтняго пребыванія въ обители св. Алексія и по усердной молитвѣ предъ святыми мощами его, возсталъ отъ немощи въ силѣ, и сталъ владѣть больною ногою, какъ и здоровою [8]. Извѣстны еще два слова его: одно на Рождество Пресвятыя Богородицы, другое на день св. Апостолъ Петра и Павла [9].

Въ непродолжительное правленіе митрополіею, заботливость архипастыря наиболѣе возбуждали дѣла Церкви новгородской. Новгородъ доживалъ тогда послѣдніе годы своей вольности, и въ тревожномъ состояніи не всегда могъ соблюдать мирныя отношенія и къ великимъ князьямъ и къ своимъ союзникамъ. Самъ архіепископъ новгородскій долженъ былъ искать огражденія своихъ правъ у митрополита.

По вступленіи на престолъ великаго князя Іоанна Васильевича, когда явился въ Москву архіепископъ новгородскій, съ миромъ принялъ его митрополитъ Ѳеодосій [10]. Видя въ немъ опору добраго согласія между Новгородомъ и Москвою, и съ своей стороны заботясь объ удержаніи іерархіи новгородской за своею митрополіею, онъ граматою утвердилъ іерархическія права архіепископа, обязуя духовенство быть въ неизмѣнномъ послушаніи своему святителю, и въ тоже время утверждая за каѳедрою софійскою всѣ ея владѣнія [11]. Споручниками мира между Новгородомъ и Москвою поставлены два Богомъ прославленные мужа, хранители Новгорода и Москвы: въ Москвѣ установили праздновать преп. Варлааму Хутынскому, воспоминая особенно послѣднее его чудотвореніе, совершившееся въ присутствіи великаго князя [12], и поставили придѣлъ во имя преп. Варлаама при созидаемой вел. княземъ церкви Іоанна Предтечи у воротъ Боровицкихъ [13]. А св. Іона, возвратившись въ Новгородъ, поставилъ церковь во имя преп. Сергія въ своемъ городѣ [14]. И доколе сей архипастырь оставался на престолѣ новгородскомъ, дотолѣ удерживалъ грозу, уже готовую разразиться надъ Новгородомъ.

Митрополитъ Ѳеодосій отстаивалъ права архіепископа новгородскаго и въ отношеніи къ Пскову. Враждуя съ нѣмцами и не получая помощи отъ Новгорода, между тѣмъ, по своимъ іерархическимъ отношеніямъ къ Новгороду, обязанные доставлять архіепископу извѣстную дань и разные доходы съ земель и водъ, состоявшихъ въ псковской области, судимые его намѣстникомъ Псковичи рѣшились разорвать свой союзъ съ Новгородомъ: остановили сборъ доходовъ съ владѣній архіепископскихъ, и послали просить великаго князя, чтобы онъ дозволилъ дать имъ своего епископа [15]. Великій князь, на желаніе ихъ имѣть своего епископа, посовѣтовавшись съ митрополитомъ, отвѣчалъ, что не можетъ согласиться на ихъ волю, потому что во Псковѣ искони епископа не бывало, и Псковъ доселѣ не имѣлъ у себя престола. — А митрополитъ Ѳеодосій, по жалобамъ архіепископа послалъ сильную грамату во Псковъ противъ нарушителей должнаго повиновенія архипастырю. Представляя, что владѣнія каѳедры новгородской, купленныя ли то будутъ, или пріобрѣтенныя въ даръ, суть стяжаніе церковное, Богу посвященное, назначаемое для совершенія безкровной жертвы за почившихъ отцевъ и праотцевъ и за живыхъ, онъ говоритъ: если кто насиліемъ и грабежемъ обидитъ своего брата, тотъ, въ отмщеніе неправды, по закону градскому подвергнется жестокому наказанію. Такъ и Богъ не оставитъ своей Церкви въ обиду судьямъ неправеднымъ, но воздастъ имъ отмщеніе. Церковь Божія никого не обижаетъ, и ни отъ кого не должна терпѣть обиды [16]. — Жители Пскова наконецъ изъявили свою покорность архипастырю новгородскому.

Но не однѣ внѣшнія дѣла занимали вниманіе митрополита. Съ горячимъ усердіемъ заботился онъ и о внутреннемъ усовершенствованіи своего духовенства. Съ своимъ строгимъ нравственнымъ характеромъ, онъ требовалъ отъ духовныхъ какъ неуклоннаго соблюденія своихъ высокихъ обязанностей, такъ и внимательнаго наблюденія за ввѣренною имъ паствою. Каждую недѣлю собиралъ онъ къ себѣ священниковъ московскихъ и предлагалъ имъ духовныя наставленія. Съ неудовольствіемъ смотрѣлъ онъ на то, когда духовное званіе избирали только, какъ болѣе легкое по способамъ содержанія. Тѣмъ болѣе не могъ терпѣть, когда лица священныя оскорбляли свой санъ зазорною жизнію. Въ особенности подвергались укоризнамъ отъ него вдовые священники и діаконы. Предписывая имъ идти въ монастырь, или отставляя отъ мѣстъ и подвергая значительнымъ пенямъ недостойно живущихъ, онъ раздражилъ противъ себя многихъ. Церквей было много, а достойныхъ быть служителями алтаря видѣлъ онъ не многихъ, вслѣдствіе сего нѣсколько церквей оставалось довольно времени безъ священниковъ. Этимъ не могли быть довольны ни міряне, ни духовенство [17].

Первыя заботы объ исправленіи духовенства произвели сильный ропотъ въ столицѣ. Ѳеодосій, замѣчая нерасположеніе къ себѣ, ришился оставить свой престолъ, и удалился въ келлію Чудова монастыря (13 сент. 1464 г.). Здѣсь взялъ онъ на свое попеченіе одного разслабленнаго, ходилъ за нимъ, омывалъ его струпы. Подъ конецъ жизни своей перешелъ въ Сергіеву лавру, гдѣ игуменомь былъ въ то время Спиридонъ, получившій иноческое образованіе въ Чудовѣ монастырѣ. Около девяти лѣтъ по удаленіи съ престола провелъ Ѳеодосій въ смиренныхъ подвигахъ, и скончался въ обители Сергіевой [18].

Непродолжительное правленіе святителя Ѳеодосія ознаменовано еще нѣкоторыми примѣчательными событіями въ исторіи Церкви Русской.

Послѣ того, какъ пермскій святитель Питиримъ убитъ былъ въ Усть-вымѣ дикими Вогулами [19], на престолъ его, обагренный мученическою кровію, возведенъ былъ Іона, котораго память также достойно ублажается Церковію. Продолжая подвигъ первосвятителя пермскаго Стефана, онъ распространилъ вѣру Христову въ Перми великой, на берегахъ Камы, крестилъ князя пермскаго и учредилъ тамъ церкви и монастыри [20].

Въ Ярославлѣ, въ монастырѣ Спасопреображенскомъ, прославились чудотвореніями (1463 г.) нетлѣнныя мощи св. Ѳеодора Ростиславича Чернаго, князя Смоленскаго и Ярославскаго, и чадъ его Константина и Давыда [21].

Но особенно примѣчательнымъ событіемъ для Церкви Русской было единственное въ лѣтописяхъ нашихъ поставленіе митрополита во Святую землю, на каѳедру Кесаріи Филипповы. Въ началѣ 1464 г. прибылъ въ Москву Іосифъ, братъ и протосинкеллъ патріарха іерусалимскаго Іоакима, который еще великому князю Василію Васильевичу прислалъ разрѣшительную и благословенную грамату. «Знаемъ о тебѣ, — писалъ патріархъ, — что ты человѣкъ благочестивый и православный, наслѣдникъ и преемникъ православныхъ и христолюбивыхъ родителей, и ближній сынъ и другъ Церкви Христовой. И поелику всегда являлся ей послушнымъ вѣрою, покорностію и почтеніемъ: то мы и имѣемъ тебя благословенна отъ Бога и прощенна» [22]. — Теперь, при великомъ князѣ Іоаннѣ Васильевичѣ, тотъ же патріархъ Іоакимъ самъ отправился въ Россію, для исходатайствованія пособія къ возстановленію Церкви Гроба Господня, потерпѣвшей много отъ землетрясенія, бывшаго въ Іерусалимѣ. Верхъ сего храма палъ. Султанъ египетскій, подъ властію котораго состояла тогда Палестина, воспользовавшись симъ несчастіемъ, требовалъ съ христіанъ большаго откупа за дозволеніе возобновить св. храмъ, и наконецъ едва согласился на сумму въ 5500 венеціанскихъ золотыхъ. Въ залогъ уплаты сей суммы онъ взялъ у патріарха многія священныя вещи. — Но дошедши до Кафы, патріархъ Іоакимъ заболѣлъ здѣсь и скончался, и только успѣлъ послать просительныя граматы къ великому князю московскому и къ митрополиту, какъ о вспомоществованіи гробу Господню, такъ и о поставленіи нареченнаго на митрополію кесарійскую Іосифа. «Тьма беззаконныхъ, — писалъ патріархъ, — насильно объяла вѣру благочестивую и святыя мѣста, начиная отъ града Іерусалима и до святаго града Константинова. Съ ними покрылись мглою безвѣрія и многія другія страны, которыя прежде помогали св. Христову гробу, какъ то: земля Болгарская, Сербская, Трапезонтская и другія. Но мы слышали, что святая наша истинная вѣра блюдется ненарушимо вѣ землѣ Русской, и отъ временъ Богопросвѣщеннаго Владиміра сіяетъ благочестіемъ, какъ свѣтъ солнечный». — Исполняя волю патріарха, митрополитъ Ѳеодосій 4 марта хиротонисалъ Іосифа въ митрополита и разослалъ по своей митрополіи увѣщательныя посланія о милостынѣ. «Поспѣшите узрѣть лицѣ Господне, — писалъ Ѳеодосій, — какъ тѣ святыя жены мѵроносицы, зѣло рано притекшія къ святому гробу Христову. Подайте и вы, вмѣсто мѵра, милостыню на искупленіе Христова гроба и на созданіе святой Божіей Церкви. Эта милостыня не нищему, но самому Вышнему Творцу, Христу» [23]. — Іосифъ, собравъ милостыню, отправился изъ Россіи въ Палестину чрезъ Константинополь, но не дошедши до свой епархіи скончался [24]. — Кто же былъ патріархъ Іерусалимскій? По всей вѣроятности, это былъ тотъ же самый первосвятитель Іоакимъ, который вмѣстѣ съ патріархами александрійскимъ Филоѳеемъ и антіохійскимъ Дороѳеемъ, соборною граматою (1443 г.) отвергъ мнимое соединеніе церквей на соборѣ флорентійскомъ [25]. Непоколебимость великаго князя московскаго, Василія Васильевича, въ православіи, особенно могла быть драгоцѣнна въ глазахъ сего пастыря, потому что онъ самъ, въ стѣсненіи и нуждахъ, отвергъ всѣ искушенія со стороны уніи. Господь не судилъ ему видѣть своими очами цвѣтущее въ Россіи православіе, но гробъ его остался въ землѣ, которая, Промышленіемъ Божественнымъ предназначалась, хотя еще не вскорѣ, въ достояніе державѣ православной.

Примѣчанiя:

[1]
Подробнѣе о семъ сказано въ жизнеописаніи св. Іоны. Прибавленія къ изданію Твореній св. Отцевъ. 1846. стр. 363.
[2]
Акт. Историч. Т. I. № 69. На поставленіи упоминаются только трое: Суздальскій, Коломенсиій и Сарскій. Софійск. 1. лѣтоп. въ полн. Собр. Лѣтоп. Т. 5. стр. 273.
[3]
Акт. Историч. Т. 1. № 275.
[4]
Митрополитъ Ѳеодосій прозывался Бывальцевъ. Другаго, современнаго Ѳеодосію, Бывальцева Митрофана прославляетъ преп. Іосифь Волоколамскій, какъ великаго старца. О святыхъ отцѣхъ въ монастырѣхъ русскихъ, стр. 13, въ Чтен. Истор. общ. 1847. № 7.
[5]
Какъ самъ онъ говоритъ въ повѣсти объ исцѣленіи инока Наума. Полн. Собр. Рус. Лѣтоп. Т. 6. стр 326.
[6]
Исповѣданіе Ѳеодосія предъ Соборомъ, въ Акт. Истор. Т. 1. № 57. О ходатайствѣ вел. княгини въ нѣкоторыхъ лѣтописяхъ замѣчено: «а взя у него (архіепископа Ѳеодосія) село Петровское отъ печалованія». Полн. Собр. Лѣтоп. Т. 6. стр. 181.
[7]
Окружная грамата въ Акт. Истор. Т. 1. № 64.
[8]
Поли. Собр. Лѣтоп. Т. 6. стр. 325.
[9]
Слово на Рождество Богородицы начинается: «да отверзутся всяка уста днесь славословію». О другомъ словѣ въ извѣстіяхъ И. Академіи наукъ по отдѣл. Словесности. Т. 2. стр. 321 и слѣд.
[10]
Акт. Ист. Т. 1. № 73. Новгор. 2 лѣт. подъ 6971 г. въ Полн. Собр. Лѣтоп. Т. 3. стр. 141.
[11]
Акт. Ист. Т. 1. № 77.
[12]
Оно и было описано дьякомъ митрополичимъ Родіономъ Кожухомъ. Описаніе помѣщено въ Соф. 2 лѣтоп. Полное Собр. Лѣтоп. Т. 6. стр. 320. О празднованіи преп. Варлааму, тамъ же, стр. 184.
[13]
Лѣтописн. типограф. 1784. стр. 259.
[14]
Новгор. 2 лѣт. подъ 1463 г.
[15]
Обь удержаніи доходовъ въ продолженіе двухъ лѣтъ въ Псков. 1 лѣтоп. подъ 1465 г. О прошеніи себѣ епископа — тамъ же подъ 1463 г. Полн. Собр. Лѣтоп. Т. 4.
[16]
Акт. Ист. Т. 1. № 277.
[17]
Соф. 2 лѣт. стр 186.
[18]
Истор. Госуд. Росс. Т. 6. пр. 629. подъ 1473 г. замѣчено изъ лѣтописей: «преставися прежде бывшій Ѳеодосій митрополитъ съ Сергіевѣ монастырѣ; туже и положенъ». Слич. Историч. Опис. Свято-Троицкой Сергіевы лавры. 1862. стр. 63.
[19]
Архангельск. лѣтоп. подъ 1455 г. «Того же лѣта проходилъ вогульскій князь Асыка, да сынъ его Юмшанъ, ратью съ Вогуличи на Вычегду, да владыку Питирима пермскаго убили».
[20]
Лѣтоп. типограф, подъ 1462 г. Память св. Іоны, почивающаго вмѣстѣ съ Герасимомъ и Питиримомъ на Усть-вымѣ, чтится 6 іюня. Жители Чердынскаго уѣзда, Обвинскаго и Ильвинскаго становъ, въ 1639 г. писали, что они изстари несутъ повинности вмѣстѣ съ Пермичами, «какъ и Пермь въ крещеніе приведена». Это можетъ указывать на предѣлы пріобрѣтеній христіанскихъ при св. Іонѣ. Акт. Арх. Экспед. Т. 3. стр. 435.
[21]
Объ открытіи и свидѣтельствованіи сихъ мощей, по распоряженію епископа ростовскаго, см. въ Соф. 2 лѣтоп. стр. 185.
[22]
Акт. Ист. Т. 1. № 72.
[23]
Акт. Ист. Т. I. № 78.
[24]
Ист. Госуд. Росс. Т. 6. пр. 629. подъ 1464 г.
[25]
Исторія флорентійскаго собора. М. 1847. стр. 190.

Печатается по изданiю: А .В. Горскiй. Митрополиты московскiе: Ѳеодосiй и Филипп I. // Журналъ «Прибавленiя къ изданiю святыхъ отцевъ, въ русскомъ переводѣ». – 1857 г. – Часть XVI. – с. 210-220.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0