Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Соборное уложеніе патріарха Іосифа о подтвержденіи правила, положеннаго на Стоглавомъ соборѣ, касательно единогласнаго чтенія при отправленіи божественныхъ службъ.
«     » Февраля 7159 (1651) года.

Вся убо заповѣди Господа нашего Ісуса Христа дивны суть и любы почитающими я, понеже спасенія ради нашего бесѣдованы суть. Аще убо и удаляемся отъ нихъ, но Онъ яко чадолюбивый отецъ терпитъ злобы наша, не хотя никого же погубити, но желая всѣхъ насъ въ возвращеніе къ Себѣ и учитъ овы святымъ евангеліемъ, овы святыми мужи, да не впаднемъ въ ровъ погибелный. Се же вѣдый искони врагъ нашъ дьяволъ не почіетъ, блазня человѣческій родъ, нача отъ перваго человѣка Адама даже и доселѣ не останетъ ища кого бъ совратить отъ вѣры, дабы большая часть была съ нимъ въ мукахъ. Сего ради и многи еретики наустій на церкви Божіи хулити и поносити; тѣмъ же убо и азъ дерзаю богатствомъ Господа нашего Ісуса Христа, яко можетъ и нашъ языкъ уставити на обличеніе тѣхъ безумія, яко убо многу ми печаль творитъ нынѣшняго настоящаго времяне бѣда, яко оклеветаеми отъ тѣхъ буихъ мнози осужаются безъ правды, клеветницы жъ вѣрни бываютъ безо испытанія. Тѣмъ же и азъ слышахъ, яко многи и на мя износятъ укоры раняще насъ, ихъ же отвѣтъ готовъ имуще на судищи Христовѣ, устремихся умолчати, еже и сотворихъ. Третіе бо се лѣто есть біему отъ свадникъ терпя клеветныя раны, доволенъ сый, яко имамъ послуха Господа тайнамъ совѣтника; елма же видятъ мнози молчаніе наше на извѣстіе клеветникомъ вѣруя жъ, а не за долготерпѣніе мнѣша наше молчаніе; но занеже не имѣхомъ ли силы разверсти уста ко истинѣ. Сего ради подщахся и изыскахъ въ соборномъ уложеніи, сіи рѣчь, въ Стоглавѣ благовѣрнаго царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русіи и преосвященнаго Макарія митрополита Московскаго и всеа Русіи и съ нимъ всего освященнаго Собора россійскаго государства, въ 16-й главѣ, и въ ней обрѣтохъ написано изъ правилъ святыхъ отецъ и отъ устава о многоразличныхъ въ церковныхъ чинѣхъ, и о тѣхъ убо едино, яже ми нужа належитъ, выписахъ и посудихъ быти и нынѣ тако же яко убо тамъ повелѣно бѣ: чтобъ протопопы и попы и старосты поповскіе, которые живутъ въ городѣхъ и на посадѣхъ и по селомъ, во святыхъ церквахъ службу пѣли по уставу, занеже то великое Божіе дѣло положили на ваши освященныя души, и звонили бъ и пѣли во время божественныя литургіи и прочая церковная пѣнія правили сполна и по чину и о всемъ по преданію святыхъ апостолъ и богоносныхъ святыхъ отецъ по божественному уставу и по священныхъ правилахъ чинно и безмятежно, ничто же претворяюще; а на вечерняхъ бы и на павечерницахъ и на полунощницахъ и на заутреняхъ говорили псалмы и псалтырь тихо и не спѣшно со всякимъ вниманіемъ; такоже бы и тропари и сѣдалны на заутрени сказывали по чину, и не спѣшно, и потомъ чли священное писаніе православнымъ христіяномъ, и потомъ степенны пѣли и сказывали по чину, и каноны канархали и говорили не вдругъ, но первое во октоикѣ и потомъ въ минеи, или первое въ минеи, потомъ въ треоди, тако же и прочая, якоже уставъ повелѣваетъ, такоже и по вся воскресенія и по всѣмъ владычнимъ празникомъ и богородичнымъ и прочихъ святыхъ чести и пѣти и каноны канархати и говорити не вдругъ, но по чину и по преданію святыхъ отецъ чинно и безмятежно и безо всякаго зазора церковнаго, а вдругъ бы псалмовъ и псалтыри и каноновъ не говорили по два вмѣстѣ, занеже то въ нашемъ православіи великое безчинство ввелось и грѣхъ великъ тако творити святыми отцы отречено бысть. Аще кто и со земнымъ царемъ бесѣдуетъ, то со страхомъ и трепетомъ предстоитъ и всѣмъ сердцемъ и умомъ внемлетъ отъ царя глаголемая и не смѣетъ зрѣти сѣмо и овамо; аще ли оставя царя учнетъ клевретомъ своимъ бесѣдовати, каково негодованіе отъ царя на себе привлечетъ, не токмо негодованіе, но и отъ лица царева изгнанъ будетъ таковый.

Такоже и азъ смиренный, Божіею милостію Іосифъ патріархъ Московскій и всеа Русіи съ сыновы своими, съ митрополиты и архіепископы и со всѣмъ освященнымъ Соборомъ россійскаго государства се соборное изложеніе подтвержаю и уврѣпляю и впредь церковному пѣнію быть по правиломъ святыхъ отецъ и по уставу во всемъ неизмѣнно какъ положено въ Стоглавѣ. А иже кто гордостію дмяся и отъ неразумія безуменъ сый сего древняго и нынѣшняго нашего соборнаго уложенія учнетъ превращати и на свой разумъ чины церковныя претворяти, мимо нашихъ древнихъ письменыхъ и печатныхъ книгъ, и таковый по правиломъ святыхъ отецъ, отъ нашего смиренія пріиметъ отлученіе и изверженіе; и сіе подтверженіе впредь для укрѣпленія поведѣхомъ положити въ домовой казнѣ Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Успенія и великихъ чудотворцовъ Петра и Алексѣя и Іоны на большее утверженіе сего уложенія и укрѣпленія за дьячьею приписью.

Лѣта 7159-го Февраля въ «     » день.

Источникъ: Историческое изслѣдованіе дѣла Патріарха Никона. Составилъ по оффиціальнымъ документамъ Н. Гиббенетъ. Часть вторая. — СПб.: Типографія Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1884. — С. 470-472.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0