Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Исторiя Русской Церкви —» Источники

Посланіе Іосифа Волоцкаго къ митрополиту Симону [1].

Государю преосвященному митрополиту Симону всея Русіи грѣшной чернецъ Іосифъ нищій твой, господине, зъ братіею челомъ бью. По грѣхомъ, государь, нашимъ князь Ѳедоръ Борисовичъ, государь нашъ, почалъ обидити манастырь Пречистыа; что Пречистая Богородица посылала милостыню въ манастырь Свой, да которые христолюбцы давали по своихъ душахъ, и онъ, государь, учалъ у насъ все то отнимати; и мы, государь, то не учали давати ему, того ради, что мнѣ о томъ отвѣтъ Богу дати; и онъ, государь, того ради на насъ брань великую въздвигъ, меня, государь, захотѣли изъ манастыря изгнати и братію, государь, старцевъ добрыхъ хотѣлъ кнутіемъ бити; а Возмицкому, государь, архимандриту велѣлъ на черньцовъ изъ монастыря подговаривати и наводити, и архимандритъ Алексѣй подговорилъ десять черньцовъ на Возмище, да пять черньцовъ и увезъ, а тѣ черньцы взяли съ собою четверынатцетеры книги, да ину рухлядь монастырскую. И мы, государь, посылали бити челомъ князю Ѳедору Борисовичу о томъ, и князь Ѳедоръ намъ отвѣчалъ: тѣхъ де и не велю выдати, а иныхъ велю прогнати, да въпередъ деи бы ко мнѣ не посылали. И мы, государь, познали конечное нежалованіе въ всѣмъ государя своего князя Ѳедора Борисовича, и язъ хотѣлъ изыти изъ монастыря; и братіа, государь, учали мнѣ говаривати; господине Іосифе, пришли есмя къ Пречистыя да къ тебѣ, и животы есмя, государь, давали Пречистой въ домъ да тебѣ, да и силу есмя истощили свою, работаючи монастырю Пречистыя; а нынѣ, господине, ты хочешь изъ монастыря, а мы, господине, съ тобою; а которые христолюбцы давали села и имѣніа по родителехъ и по своихъ душахъ, и тѣхъ память погинетъ съ шумомъ, а намъ, господине, и тебѣ подъ старость волочитися по чюжимъ монастыремъ; а церковь, господине, Пречистыя и монастырь запустѣетъ; посылай, господине, бити челомъ государю великому князю Василію Ивановичу всея Русіи, чтобы, государь, Симонъ митрополитъ самъ жаловалъ, а государю великому князю Василію Ивановичу всея Русіи печаловался, чтобы, государь, смиловался Бога ради, пожаловалъ, о насъ своихъ нищихъ промыслилъ, какъ ему Богъ положилъ на сердцѣ. И язъ, государь, посылалъ братію бити челомъ тебѣ, государю, чтобы ты, государь, самъ жаловалъ, а государю великому князю, сыну своему, печаловался, и твоимъ, государь, благоволеніемъ и печалованіемъ государь князь великій смиловалъся: пожаловалъ Бога ради взялъ въ свою державу монастырь Пречистыя и насъ нищихъ; и мы, государь, отъ тѣхъ мѣстъ въ тишинѣ и въ покои молили Бога за государя благовѣрнаго великаго князя и за тебя, государя, и за великую княгиню и за все православное христіанство. И нынѣ, государь, вѣдомо тебѣ, въ великое говѣніе прислалъ на меня архіепископъ Новогородскій Серапіонъ грамоту неблагословенную, а написалъ, государь, вину мою, слышаніе мое таковое, что еси отказался отъ своего государя въ великое государство, и коли еси таковое великое безчиніе съдѣялъ, а ты чюжъ священства и нашего благословеніа. Или вѣдомо тебѣ, государю нашему, что ни въ божественномъ писаніи, ни въ лѣтописцехъ, ни въ обычаехъ земскихъ того не бывало: кто великое безчиніе учинилъ въ томъ, что посылалъ бити челомъ государю болшому да тебѣ, государю болшому святителю, чтобы церковь Пречистыя да монастырь не запустѣлъ; ни въ святыхъ правилѣхъ не написано, что тѣхъ ради винъ отлучати отъ священства и не благословити кого. И ты бы, государь, Бога ради и Пречистыа Богородица, пожаловалъ смиловался, самъ жаловалъ, а государю сыну своему великому князю печаловался, какъ еси въ началѣ жаловалъ. И язъ тебѣ, государю, нищій твой зъ братіею челомъ бью и долженъ Бога молити о твоемъ здравіи и спасеніи.

Примѣчанiе:

[1]
Печатается по рукописному сборнику XVI вѣка, принадлежавшему Императорской Публичной библіотекѣ, Q. XVII, 64 (по описанію Славяно-Россійскихъ рукописей графа Ѳ. А. Толстаго – отд. II, Q. № 64). Рукопись эта частію написана архимандритомъ Ново-Спасскаго монастыря Нифонтомъ, бывшимъ послѣ епископомъ Сарскимъ и Подонскимъ, и завѣщана имъ Іосифову монастырю, гдѣ онъ былъ постриженъ и одно время былъ игуменомъ.

Печатается по изданiю: Памятники старинной русской литературы, издаваемые Графомъ Григоріемъ Кушелевымъ-Безбородко. Выпускъ четвертый: Повѣсти религіознаго содержанія, древнія поученія и посланія, извлеченныя изъ рукописей Николаемъ Костомаровымъ. – СПб, 1862. – с. 208-209.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0