Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Филоѳей, патріархъ Константинопольскій († 1379 г.)
Настольная Грамота Владимірскому Епископу Алексію на митрополію Кіевскую и всея Руси (30 іюня 1354 г.).

Святая Божія Каѳолическая и Апостольская Церковь, по данной ей изначала благодати Христовой, всегда имѣющая неослабную силу и крѣпость въ устроеніи всего на большее благо, конечно, простираетъ свои заботы и попеченія на всѣ гдѣ либо находящіяся святѣйшія епископіи, съ тою цѣлію, чтобы въ нихъ все устроялось и совершалось правильно, по закону Господню; но въ особенности печется и промышляетъ о святѣйшихъ церквахъ отдаленныхъ, отличающихся многочисленностію народа и могуществомъ княжеской власти: здѣсь, совершая свой обычный долгъ, она по преимуществу ставитъ себѣ задачею — общую пользу и освященіе душъ. Посему святѣйшая митрополія Кіевская и всея Руси, обладающая обширнѣйшимъ удѣломъ и правящая многочисленнымъ народомъ, прославляющимъ имя Божіе, пріемлетъ особенную честь отъ святой Божіей Церкви, которая всячески хочетъ промышлять объ ней и оказывать ей свое содѣйствіе и помощь, тѣмъ болѣе, что она имѣетъ въ сосѣдствѣ много нечестивыхъ и огнепоклонниковъ. По всѣмъ этимъ причинамъ и сообразно съ многочисленными и особенными преимуществами этой митрополіи [Великая Церковь] какъ прежнія времена поставляла туда на іерархическое предстоятельство отмѣнныхъ, по своимъ достоинствамъ, священныхъ мужей, съ надлежащимъ ихъ испытаніемъ, такъ и теперь прилагала многое попеченіе о томъ, чтобы найти и избрать изъ числа клириковъ богопрославленнаго, богохранимаго и Богомъ возвеличеннаго Константинополя мужа, славнаго добродѣтелію, отличающагося силою слова, свѣдущаго въ канонахъ и искуснаго въ благочестивыхъ [гражданскихъ] законахъ, и, поставивъ его въ архіереи, послать туда на доброе и достойное пастырское служеніе въ названной святѣйшей Церкви. Но поелику боголюбезнѣйшій Епископъ Владимірскій кѵръ Алексій, тамошній уроженецъ и тамъ воспитанный, заслуживающій уваженія по своему благоговѣинству и добродѣтели, пріобрѣлъ себѣ духовную любовь и расположеніе бывшаго преосвященнаго архипастыря всея Руси, кѵръ Ѳеогноста, который, самъ отлично управляя тою митрополіей, довѣрилъ ему нѣкоторую часть своихъ правъ, какъ лицу, способному завѣдывать дѣлами и быть пастыремъ душъ, возвелъ его на епископство, потомъ, убѣдившись по опыту и дѣламъ въ его достоинствѣ, писалъ объ немъ къ святѣйшей Великой Церкви Божіей, представляя его какъ достойнаго и способнаго къ іерархическому управленію самою святѣйшею митрополіей Кіевскою и всея Руси (въ чемъ и мы, послѣ надлежащаго, самаго тщательнаго испытанія въ продолженіе почти цѣлаго года, вполнѣ удостовѣрились и нашли, что онъ во всемъ оправдываетъ свидѣтельства о немъ какъ бывшихъ тамъ Ромеевъ и общей доброй и похвальной славы его имени, такъ и самихъ Русскихъ, изъ разныхъ мѣстъ и въ разное время сюда приходившихъ съ добрыми о немъ отзывами), теперь же и благороднѣйшій Великій Князь кѵръ Іоаннъ, по Господу возлюбленный и нарочитый сынъ нашей мѣрности, писалъ объ немъ къ высочайшему и святому моему Самодержцу и къ святой Великой Церкви Божіей: то мы, хотя это совершенно необычно и не вполнѣ безопасно для Церкви, согласились на это — только ради столь достовѣрныхъ похвальныхъ свидѣтельствъ о немъ и по уваженію къ его добродѣтельной и богоугодной жизни, и при томъ — только относительно одного кѵръ Алексія, то отнюдь не допускаемъ и не дозволяемъ на будущее время никому другому изъ русскихъ уроженцевъ сдѣлаться тамошнимъ архіереемъ: это предоставляется кому либо изъ [клириковъ] сего богопрославленнаго, Богомъ возвеличеннаго и благоденствующаго Константинополя, отличному по добродѣтели и добрымъ качествамъ, наученному и утвержденному въ силѣ слова, въ познаніи и примѣненіи законовъ Церкви, дабы онъ могъ, какъ выше сказано, съ пользою и согласно съ церковною и каноническою практикою, разрѣшать представляющіеся каноническіе вопросы и водить тамошній христоименный народъ на спасительныя пажити, довольствуясь самъ собою и не нуждаясь на въ чьей посторонней помощи. Это мы предлагаемъ исполнять и будущимъ послѣ насъ Патріархамъ, какъ дѣло прекрасное и весьма благопріятное для домостроительства Церкви Божіей. Итакъ мѣрность наша, посовѣтовавшись съ священнымъ и божественнымъ соборомъ находящихся здѣсь преосвященныхъ архіереевъ, пречестныхъ, возлюбленныхъ по Господу братій и сослужителей нашихъ: халкидонскаго, меленикскаго, понтоираклійскаго, родосскаго, христопольскаго, митилинскаго, апрорскаго, мадитскаго, калліополскаго, тенедосскаго, гарельскаго и екзамилійскаго, поставила сего самаго господина Алексія въ совершеннаго Митрополита Кіевскаго и всея Руси, перемѣстивъ и возведя его, вышеуказаннымъ образомъ, на этотъ высшій престолъ за его добродѣтель и другія преимущества, по соизволенію и согласію высочайшаго и святаго моего Самодержца, ревностнаго поборника и рачителя церковнаго порядка и благоустройства и [хранителя] божественныхъ и благочестивыхъ догматовъ. Итакъ возведенный уже и поставленный въ совершеннаго Митрополита Кіевскаго и всея Руси, по дѣйствующему изначала каноническому законоположенію и преданію, посылается теперь сей самый преосвященный Митрополитъ Кіевскій и всея Руси, кѵръ Алексій, во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель нашей мѣрности, какъ бы онъ былъ изъ здѣшнихъ и [здѣсь] избранъ туда въ архіереи. Поэтому объявляемъ объ немъ тамошнему собору боголюбивѣйшихъ епископовъ и самому благороднѣйшему Великому Князю Руси, кѵръ Іоанну, и просимъ благороднымъ князьямъ, по Господу возлюбленнымъ сынамъ нашей мѣрности, также состоящему подъ нимъ клиру, начальствующимъ и всему тамошнему христоименному народу Господню, и отечески убѣждаемъ, чтобы приняли его съ радостію, возвеселились о его пришествіи и оказывали ему всяческое благопокореніе и честь во всемъ, чтó онъ будетъ говорить и внушать имъ, на пользу ихъ душамъ и къ утвержденію благочестивыхъ и православныхъ догматовъ Церкви Божіей: ибо оказываемое ему уваженіе, почтеніе и послушаніе относится къ Богу, а также переходитъ къ нашей мѣрности и состоящему при насъ божественному и священному собору. Онъ долженъ, конечно, занимать [приличное ему] мѣсто въ священномъ сопрестоліи, какъ совершенный Митрополитъ Кіевскій и Всея Руси, и пользоваться всѣми принадлежащими этой святѣйшей митрополіи правами и преимуществами: ибо по божественнымъ и священнымъ канонамъ, сей самый преосвященный Митрополитъ долженъ имѣть власть во всемъ, что касается Церкви, знаменая въ ней чтецовъ, поставляя иподіаконовъ и діаконовъ и рукополагая іереевъ, словомъ — совершая все, предоставленное преосвященному архіерею Кіевскому и всея Руси; всѣ же тамошніе клирики и прочія лица, священствующіе, монахи и міряне, обязаны подчиняться и покоряться ему, какъ своему пастырю, отцу, учителю, посреднику и ходатаю предъ Богомъ, охотно принимать и усердно исполнять все, что онъ будетъ предлагать и внушать имъ, на пользу и спасеніе душъ. Поелику же онъ необходимо долженъ, какъ повелѣваютъ божественные и священные каноны, приходить сюда въ силу своей зависимости отъ святой Божіей вселенской и апостольской Церкви и по предписанію каноновъ, но не можетъ удобно приходить каждый годъ, какъ по дальности пути, такъ и по соединеннымъ съ нимъ затрудненіямъ: то мы приказываемъ, чтобы онъ чрезъ каждые два года, если настоитъ дѣло, требующее разсужденія, пріѣзжалъ сюда по своему долгу и по прилучающимся необходимымъ церковнымъ нуждамъ, также и для разрѣшенія возникающихъ въ его округѣ важныхъ вопросовъ. Если же по какой либо немощи или по другимъ препятствіямъ онъ не въ состояніи будетъ лично явиться на состоящій при насъ священный и божественный соборъ, то обязанъ избрать и послать сюда изъ своихъ клириковъ, кого найдетъ пригоднымъ, съ собственною, вполнѣ удостовѣренною грамотою, донося въ ней о всѣхъ настоятельно нужныхъ вопросахъ, которые такимъ образомъ могли бы, по благодати Божіей, получить здѣсь надлежащее и правильное рѣшеніе. — Во свидѣтельство и большее удостовѣреніе сего, и состоялось настоящее наше соборное дѣяніе, изданное къ утвержденію упомянутаго преосвященнаго Митрополита Кіевскаго и всея Руси, кѵръ Алексія, пречестнаго, возлюбленнаго по Господу брата и сослужителя нашей мѣрности. Издано 30 іюня, индикта 7, лѣта 6862.

На подлинникѣ божественною и честною патріаршею рукою написано: Филоѳей, милостію Божіею архіепископъ Константинополя, Новаго Рима, и вселенскій Патріархъ (Изъ Acta Patriarchatus, t. I, p. 336-340).

Печатается по изданію: Русская историческая библіотека, издаваемая Императорскою археографическою комиссіею. Томъ VI: Памятники древне-русскаго каноническаго права. Часть I (Памятники XI-XV в.). — Изданіе второе. — СПб.: Типографія М. А. Александрова, 1908. — Стлб. 41-52. [Ос. паг.]

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0