Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Мон. Іоанна (Помазанская) († 2011 г.)
Скиѳія, удѣлъ Апостола Андрея Первозваннаго.

«Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, первенецъ изъ умершихъ». «А если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тщетна, тщетна и вѣра ваша» (1 Кор. 15, 20. 14).

Вотъ эту вѣсть о побѣдѣ надъ смертью, о надеждѣ, что не кончается жизнь со смертью должны были принести ученики Христовы во всѣ самые отдаленные концы языческаго міра. И должна была быть эта вѣсть также о побѣдѣ надъ горькимъ сознаніемъ своей обреченности, безвыходности, какъ и безсмысленности существованія, философіей, господствующей тогда въ языческомъ мірѣ. Такъ вотъ именно эту радость и были посланы принести Апостолы, каждый въ ему назначенную часть міра.

Въ священныхъ книгахъ — въ Евангеліи, въ Дѣяніяхъ и Посланіяхъ учениковъ Христа повѣствуется о томъ, что совершили Господь и Его Апостолы. Что мы можемъ найти тамъ о дѣлахъ и личности святого апостола Андрея? Съ какой страной, съ какимъ народомъ связана его апостольская дѣятельность? Что пишутъ о немъ Отцы Церкви и церковные историки?

«Согласно традиціи, — пишетъ Евсевій, епископъ Кесарійскій, — Ѳома былъ избранъ для Парѳіи, Іоаннъ для Азіи, а Андрей получилъ въ удѣлъ Скиѳію» [1].

Скиѳію, страну неизвѣстную, невѣдомую, овѣянную миѳами, сказаніями, легендами... Однако близкую сердцу русскому, ибо тамъ на этихъ степяхъ, среди лѣсовъ и рѣкъ, впослѣдствіи, возникнутъ города и селенія славянъ.

И лѣтопись сохранила описаніе пути апостола Андрея по странѣ скиѳовъ.

Свое третіе путешествіе св. апостолъ Андрей Первозванный совершилъ въ Херсонесъ, гдѣ и пробылъ довольно долгое время. Здѣсь, согласно лѣтописи, онъ проповѣдывалъ многократно, и преданіе указываетъ стопу апостола на камнѣ. Вода, собиравшаяся въ углубленіи стопы, исцѣляла больныхъ. «До нашего времени сохранились развалины древнихъ храмовъ, основанія которыхъ восходятъ къ 1-му вѣку, а среди нихъ — слѣды древнѣйшаго храма св. Андрея съ высѣченными на скалѣ престоломъ его имени» [2].

«Наконецъ, — какъ пишетъ лѣтописецъ, — онъ смогъ исполнить свое давнее намѣреніе, повеленіе Спасителя, посѣтить неизвѣстныя, огромныя пространства Великой Скиѳіи, а въ далекомъ будущемъ южные просторы Россіи.

И вотъ апостолъ Андрей начинаетъ свое странствіе по Днѣпру, который назывался тогда Борисфеномъ. По рѣкѣ этой онъ достигъ того гористаго мѣста, гдѣ нынѣ находится городъ Кіевъ. По откровенію Божію св. Андрей остановился здѣсь. Ночь онъ провелъ въ молитвѣ. Когда наступило утро, апостолъ водрузилъ на горахъ Крестъ и, исполненный пророческаго духа, сказалъ своимъ ученикамъ: "Видите эти горы? На горахъ этихъ возсіяетъ благодать Божія: будетъ здѣсь городъ большой, а въ немъ воздвигнетъ Господь много, много церквей"».

Преданіе это, за отсутствіемъ историческихъ данныхъ, конечно, вызывало многіе споры и несогласія среди историковъ, но развѣ въ этомъ суть? Приведемъ слова «Странника» (1888-1889): Былъ въ Кіевѣ апостолъ, или нѣтъ, достовѣрно только то, что преданіе объ этомъ укрѣпилось въ сознаніи народа и въ теченіи вѣковъ пользовалось довѣріемъ, что получило вполнѣ историческое значеніе. Оно имѣетъ мѣсто въ исторіи, ибо преданіе было по душѣ. И какъ результатъ живой вѣры въ проповѣдь ап. Андрея, въ Кіевѣ въ 1086 году была заложена церковь во имя его (Всеволодомъ Ярославичемъ), а затѣмъ во имя Воздвиженія Креста Господня, а съ 1744 года красуется тамъ храмъ св. Андрея Первозваннаго.

Какъ мы видимъ изъ исторіи, заданіе ап. Андрея было иное, чѣмъ у другихъ Апостоловъ. Это былъ не разлагающійся римскій міръ, а дикія племена, правда, въ какой-то мѣрѣ уже пріобщившіяся къ греческой культурѣ. При этомъ надо добавить, что въ первомъ вѣкѣ нашей эры, вся эта часть южно-русской равнины называлась Великой Сарматіей, по которой кочевали многочисленныя племена скиѳовъ и сарматовъ, и нѣкоторыя славянскія племена. Эта страна безбрежныхъ степей, безконечныхъ, невѣдомыхъ. Страна степей, по которымъ бушуютъ метели, проносятся сильные вѣтры, просторы безъ начала и края. Текутъ по нимъ глубокія рѣки — единственныя обозначенные пути въ этомъ безбрежномъ морѣ травы степной. Куда не глянешь, вездѣ просторъ, а на дальнемъ горизонтѣ одно небо только соединяется съ нимъ. А просторъ этотъ невольно пугаетъ, кажется нѣтъ возможности скрыться въ немъ, найти себѣ тамъ вѣрное убѣжище. А сколько слуховъ, страшныхъ разсказовъ было связано съ этими степями! Достаточно почитать только исторію Геродота! Тамъ, согласно ей, живутъ странные, непонятные, дикіе и кровожадные народы, степные кочевники, которые проносятся какъ ураганъ, сметая и уничтожая все на своемъ пути. Вотъ какъ они могли представляться апостолу Андрею въ его прекрасной, теплой, цвѣтущей родинѣ. Да, и какъ непохожи были золотистые сады Галилеи, ея холмы, украшенныя изумрудными рощами и виноградниками на изжелто-высохшія степи дикой Сарматіи! Голубое, нѣжное небо юга и бѣлое, покрытое несущимися облаками небо степей! Теплый, знойный воздухъ юга и холодный, пронизывающій вѣтеръ степей. Но самое главное, люди! Кто они, эти дикіе сарматы, скиѳы, славяне?

А за ними, далеко на сѣверъ, среди непроходимыхъ болотъ, огромныхъ дремучихъ лѣсовъ жили другіе народы, другія племена. И имъ надо было принести благую вѣсть объ истинѣ, о жизни вѣчной. Туда въ далекій и незнакомый міръ вѣяніе Духа Святого. Пусть въ началѣ это будутъ только сѣмена, но въ будущемъ, далекомъ будущемъ они начнутъ рости и дадутъ въ свое время богатый урожай.

Но вернемся теперь къ апостолу Андрею, къ его скромной, до-апостольской жизни. Онъ былъ сыномъ Іоны, жителя Виѳсаиды — неболыного поселенія на сѣверо-восточномъ берегу Галилейскаго моря. Занятіемъ жителей была рыбная ловля. Отецъ апостоловъ Петра и Андрея былъ человѣкомъ зажиточнымъ, хотя и трудился со своими сыновьями собственными руками.

Имя Андрей — греческое, обозначающее «мужественный», наводитъ на мысль, что греческая культура и языкъ были извѣстны мѣстнымъ жителямъ. Апостолъ Андрей могъ знать греческій языкъ, и подтвержденіе этому мы найдемъ въ евангельскомъ текстѣ (Іоан. 12, 21-22). Имя его «мужественный» указываетъ на рѣшительность и безбоязненность дѣйствій. И, правда, онъ первымъ вступилъ въ число учениковъ Іоанна Крестителя. И будучи еще ученикомъ Іоанна, нетерпѣливо ждалъ появленіе Спасителя, а потому и первый послѣдовалъ за Іисусомъ и провелъ у Него весь день (Іоан. 1, 36-39). За нимъ послѣдовалъ братъ его Петръ, а потомъ и другіе ученики. Скудны упоминанія объ апостолѣ въ Новомъ Завѣтѣ, но и по этимъ краткимъ свѣдѣніямъ, мы все же можемъ составить себѣ представленіе объ его внутреннемъ обликѣ. Такъ читаемъ у евангелиста Матѳея, что проходя по берегу Галилейскаго моря, Спаситель, уча и исцѣляя людей, сказалъ закидывающимъ въ море сѣти Петру и Андрею: «Слѣдуйте за Мной и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ» (Матѳ. 4, 19).

Надо обратить вниманіе на то, что нѣкоторые Отцы Церкви считаютъ, что этими словами Спаситель указалъ на всемірное служеніе этихъ Апостоловъ. Ловцы человѣковъ — то-есть всѣхъ людей, а не одного только избраннаго народа. Рѣшительнымъ и смѣло дѣйствующимъ представленъ апостолъ Андрей и въ другихъ мѣстахъ Евангелія. Такъ, на берегу Галилейскаго моря, когда возникаетъ вопросъ, гдѣ достать хлѣбъ для народа, ап. Андрей предлагаетъ купить пять хлѣбовъ у одного мальчика. Онъ какъ бы уже заранее обдумалъ этотъ вопросъ (Іоан. 4, 14). Безусловнымъ авторитетомъ пользовался онъ и у другихъ учениковъ. Когда, послѣ входа Спасителя въ Іерусалимъ, нѣкіе эллины, пришедшіе на поклоненіе въ праздникъ Пасхи, обратились съ просьбой къ Филиппу разрѣшить имъ увидѣть Господа, то Филиппъ обратился къ Андрею, какъ имѣющему авторитетъ и, повидимому, знающему греческій языкъ.

А теперь, для того, чтобы прослѣдить его апостольскіе пути, надо познакомиться сперва со святоотеческими свидѣтельствами, которыя хотя и кратко, но даютъ достаточно ясную картину его обширнаго апостольскаго служенія.

Апостольская дѣятельность св. Андрея въ Скиѳіи и въ Малой Азіи, а позднѣе въ Греціи, засвидѣтельствована многими древними писателями Церкви. Эти первоначальные житія восходятъ къ глубокой древности, къ I-му вѣку по Р. Х.

Они представляютъ собой собраніе многихъ сказаній о его хожденіяхъ и дѣяніяхъ — частью апокрифическаго происхожденія и по мнѣнію нѣкоторыхъ ученыхъ съ примѣсью гностическихъ элементовъ, проникшихъ изъ разныхъ религіозныхъ теченій тѣхъ вѣковъ. Изъ всей этой массы апокрифовъ, сказаній и легендъ необходимо выдѣлить то, что можетъ имѣтъ историческое значеніе, и на основаніи этого установить главные пути его миссіонерской дѣятельности.

Свѣдѣнія, какъ и сказанія объ апостолѣ Андреѣ можно раздѣлить на краткія извѣстія, даже просто упоминанія о немъ, и на житія.

Среди краткихъ свѣдѣній о немъ упомянемъ слѣдующія. Епископъ Евсевій Кесарійскій († 340 г.) церковный историкъ, пользуясь пропавшими теперь страницами трудовъ Оригена, писалъ: «Ученики Христа — Апостолы, разошлись по разнымъ странамъ, причемъ, Скиѳія была поручена Андрею». Св. Епифаній Кипрскій († 403 г.) писалъ: «Андрей своею проповѣдью смягчилъ скиѳовъ». Св. Григорій Богословъ говорилъ о его дѣятельности въ Эпирѣ. Блаженный Іеронимъ († 420 г.) въ своемъ письмѣ къ Марселлу, писалъ: «Апостолъ Андрей посѣтилъ Ахаію». Въ своемъ трудѣ «Противъ Вигилантуса» онъ восклицаетъ: «Развѣ императоръ Констанцій совершилъ кощунство, когда перенесъ святыя мощи ап. Андрея, Луки и Тимоѳея въ Константинополь?»

Еводій изъ Узалы († 424 г.) цитируетъ дважды изъ «Актовъ Андрея». Евхерій Ліонскій († 450 г.) перечисляя всѣхъ Апостоловъ, говоритъ также и объ ап. Андреѣ, что «онъ смягчилъ своею проповѣдью сердца скиѳовъ». Петръ Хризологъ изъ Равенны († 450 г.) произнесъ длинную проповѣдь въ день рожденія апостола, говоря: «Андрей благословенный, такъ мы вѣруемъ, родился сегодня. Петръ вознесся на крестъ, Андрей на древо... и оба сдѣлалисъ сострадальцами Христу».

Блаженный Ѳеодоритъ Кирскій († 460 г.) въ своихъ комментаріяхъ къ 116-му псалму, писалъ: «Итакъ, божественный Андрей просвѣтилъ Грецію лучами Божественнаго знанія».

Св. Григорій Турскій († 595 г.) составилъ короткое житіе, основываясь на древнихъ «Актахъ Андрея» и на «Актахъ Андрея и Матѳія». Въ нихъ онъ упоминаетъ страданія Андрея въ Патрахъ.

Его современникъ Исидоръ изъ Севильи, сообщаетъ: «Андрей принялъ Скиѳію и Ахаію, какъ выпавшій ему жребій».

Анонимный «Breviazum Apostolorum» сообщаетъ почти тоже самое, а именно, что апостолъ Андрей проповѣдывалъ въ Скиѳіи и въ Ахаіи, и тамъ въ городѣ Патрахъ былъ распятъ на крестѣ 30 ноября.

Подобныя свѣдѣнія находимъ и въ другихъ сохранившихся манускриптахъ. Особенно интересное сообщеніе содержится въ «Martyroloum Romarum»: «30 ноября — день памяти апостола Андрея. Апостолъ Андрей проповѣдывалъ Евангеліе во Фракіи и въ Скиѳіи. Онъ былъ заключенъ въ темницу Эгеемъ проконсуломъ и потомъ распятъ на крестѣ. Находясь на крестѣ, онъ продолжалъ поучать людей. Прося Господа не снимать его со креста, онъ былъ вдругъ осіянъ небеснымъ свѣтомъ и затѣмъ испустилъ духъ».

Среди болѣе обширныхъ житій наибольшей извѣстностью пользуются:

1. Посланіе пресвитеровъ и діаконовъ Ахаіи о дѣяніяхъ и мученической кончинѣ ап. Андрея.

2. Житіе, составленное монахомъ Епифаніемъ въ восьмомъ вѣкѣ.

Іерусалимскій монахъ Епифаній воспользовался древними «Актами Андрея», которые позднѣе подверглись крупнымъ измѣненіямъ. Онъ описываетъ три путешествія апостола Андрея. Въ первомъ онъ странствовалъ со своимъ братомъ по Малой Азіи, по Арменіи и Иверіи, во второмъ — онъ посѣтилъ Виѳинію, пребывая въ городѣ Синопѣ. Тамъ онъ провелъ довольно долгое время и поэтому въ городѣ сохранилось много преданій, связанныхъ съ его именемъ. Изъ Синопа онъ отправился въ Неокесарію, гдѣ крестилъ много людей. Свое третье путешествіе апостолъ Андрей совершилъ въ сопровожденіи Симона Кананита, Матѳія и Ѳаддея. Сперва они отправились въ Эдессу, гдѣ остался Ѳаддей; оставивъ Матѳія въ Сванетіи, а Симона въ Севастѣ, апостолъ Андрей, перейдя Боспоръ Киммарійскій, достигъ Пантикапеи — столицы царства Боспорскаго. Моремъ перешелъ онъ въ Херсонесъ, гдѣ и задержался на долгое время. И вотъ на сѣверъ передъ нимъ раскинулись необозримыя степи Великой Сарматіи.

Никифоръ Каллистъ († 826 г.), основываясь на «Актахъ Апостольскихъ», писалъ: «Удѣломъ апостола Андрея была страна языческая... Посѣтилъ апостолъ Андрей Каппадокію, Галатію и Виѳинію, а затѣмъ отправился къ канибалламъ въ скиѳскія степи, на другой сторонѣ Боспора, и перейдя его, достигъ Пантикапеи, славной столицы царства Боспорскаго, а оттуда направился вновь въ области эллинскія, гдѣ и былъ распятъ» [3].

Для разрѣшенія исторической достовѣрности сказаній и житій, можетъ послужить исторія ихъ развитія, какъ и мнѣнія нѣкоторыхъ изслѣдователей.

Въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, кромѣ перечисленія именъ всѣхъ Апостоловъ (Дѣян. 1, 13) о другихъ Апостолахъ (кромѣ Петра, Павла и Іакова) почти ничего не сказано, а потому уже въ самые ранніе вѣка появилась апокрифическая литература. Среди нея были и сказанія объ апостолѣ Андреѣ и объ апостолахъ Андреѣ и Матѳіи. Возможно, въ какой-то историческій моментъ, какъ думаютъ нѣкоторые историки, ими пользовались для своихъ цѣлей и гностическія секты.

Эта литература появилась къ концу 2-го вѣка, а въ болѣе позднія времена потерпѣла и многія измѣненія. Вскорѣ появились и болѣе краткіе списки, сохранившіеся въ редакціяхъ болѣе поздняго происхожденія, и восходящіе къ первоначальнымъ апокрифамъ, какъ своему источнику. Точная дата появленія «Актовъ Андрея» и «Актовъ Андрея и Матѳія» до сихъ поръ не установлена. Кѣмъ были они написаны? Мнѣнія по этому вопросу расходятся. Такъ, историкъ Фламіонъ полагаетъ, что первоначальные Акты были написаны православнымъ, а не гностическимъ писателемъ. Свое предположеніе онъ основываетъ на томъ, что въ нихъ находятся энкратическіе элементы, характерные для ранней Церкви [4].

Первая часть этихъ Актовъ описываетъ пути апостола Андрея, вторая — его мученическую кончину. Первая часть подробна описана св. Григоріемъ Турскимъ, вторая, въ которой часто употребляются эллинскія имена, говорятъ за то, что авторъ ихъ былъ грекъ, православный, аскетическаго направленія.

Приведемъ выдержки изъ трудовъ историка Ѳ. Дворника, который подробно изслѣдовалъ историческую достовѣрность, происхожденіе и время возникновенія сказаній. Онъ пишетъ: «Скиѳы, индо-европейскій народъ, основавшій имперію въ 700-200 гг. до Р. Х., были давно извѣстны грекамъ, благодаря ихъ колоніямъ на Черномъ морѣ. Связь со скиѳами была нужна грекамъ, такъ какъ способствовала коммерціи между греческимъ міромъ, Азіей и степями сѣвера.

Когда ихъ имперія была завоевана сарматами, она все еще продолжала называться Скиѳіей. Къ этому времени Херсонесъ и Пантикапеумъ были присоединены къ Босфорскому царству, которое находилось къ началу нашей эры подъ Римскимъ протекторатомъ. Также извѣстно, — продолжаетъ онъ, — что къ началу нашей эры, многочисленныя еврейскія поселенія существовали въ греческихъ колоніяхъ на побережьяхъ Чернаго и Азовскаго морей. Эти евреи были особенно ревностно религіозны. Вокругъ ихъ синагогъ собиралось множество прозелитовъ, почитателей Единаго Бога, о чемъ указываютъ найденныя надписи на стѣнахъ изъ перваго вѣка по Р. Х. Поэтому вполнѣ логично предполагать, что именно здѣсь и началась первая апостольская дѣятельность. Страна, тянувшаяся на сѣверъ отъ приморскихъ городовъ, въ ту пору все еще продолжала называться Скиѳіей. Есть сравнительно много данныхъ, главнымъ образомъ археологическихъ, о томъ, что миссіонерская дѣятельность въ Скиѳіи началась очень рано. Оригенъ, Арнобій и Тертулліанъ говорятъ о томъ, что Христіанство распространилось и среди скиѳовъ, и среди парѳянъ. Ихъ слова подтверждаютъ, что христіанскія общины существовали уже во второмъ вѣкѣ среди скиѳовъ, и по словамъ епископа Евсевія были хорошо организованы. Исходя отсюда, — заключилъ Дворникъ, — утвержденіе Оригена, что апостолъ Андрей проповѣдывалъ въ Скиѳіи, имѣетъ солидное основаніе» [5].

По его мнѣнію, эта самая древняя традиція, упомянутая Оригеномъ и образовавшаяся въ концѣ перваго или въ началѣ второго вѣка, и послужила главнымъ источникомъ, изъ котораго черпали все болѣе позднія житія апостола. Историкъ Фламіонъ также утверждаетъ, что болѣе поздніе «Акты Андрея и Матѳія» не были никогда частью «Актовъ Андрея». Они были написаны независимо отъ нихъ. Въ нихъ нѣтъ поучительнаго элемента, и вниманіе ихъ сосредоточено больше на чудесахъ. Мнѣніе Фламіона, что они были написаны до 400 года гдѣ-то въ концѣ третьяго вѣка, принимается многими учеными [6].

Въ греческихъ «Актахъ Андрея и Матѳія» городъ каннибаловъ не названъ, а въ латинской версіи онъ названъ «Мирмидоніей». Разсказы о томъ, что каннибалы жили на сѣверо-восточномъ берегу Чернаго моря, были уже давно извѣстны въ Греціи.

В. С. Васиненскій (ЖМНП, 1877 г.), писалъ: «Не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію, что въ 11-мъ вѣкѣ имя мирмидонянъ, наряду съ другими, унаслѣдованными отъ классической древности названіями, служило для обозначенія русскихъ». Все это указываетъ на то, что самыя раннія сказанія согласуются между собой на томъ, что св. Андрей былъ апостоломъ варварскихъ скиѳовъ.

Итакъ, преданіе, въ которомъ не упоминается страна, изъ которой ап. Андрей былъ посланъ къ варварамъ была основой греческихъ, а не латинскихъ версій, которые приняли болѣе позднія преданія, а именно, что онъ былъ въ Ахаіи. Согласно св. Григорію Турскому, Мирмидонія была въ Крыму или возможно въ Скиѳіи, только въ болѣе позднихъ варіантахъ городъ людоѣдовъ былъ обозначенъ Синопомъ. Въ своей «Nazzatio» Ѳеодоритъ называетъ Синопъ Мирмидоніей, а въ 9-мъ вѣкѣ Епифаній тоже послѣдовалъ новой традиціи, и такъ появились кое-какія измѣненія древней традиціи, и постепенно образовалось новое сказаніе.

Дворникъ, признавая достовѣрность традиціи о миссіи апостола Андрея въ Скиѳіи, находитъ исторически необоснованной традицію о дѣятельности его въ Ахаіи. По его мнѣнію, необъяснимъ тотъ фактъ, почему Оригенъ, зная эту страну, ничего объ этой миссіи не написалъ, какъ и объ мученической кончинѣ въ Патрахъ. Въ своихъ трудахъ Оригенъ пояснилъ, гдѣ пострадали апостолы Петръ, Павелъ и Іоаннъ, но ничего не сказалъ объ Андреѣ и Ѳомѣ.

Онъ указалъ только страны: Индію (Ѳома) и Скиѳію (Андрей) съ предположеніемъ, что тамъ они и пострадали мученической кончиной.

Спрашивается, почему Оригенъ ничего не сказалъ объ Ахаіи, онъ, вѣдь, посѣтилъ ее и въ 230 и въ 240 годахъ. Онъ долженъ былъ быть хорошо знакомымъ съ религіозными традиціями этой страны, и если бы услышалъ тамъ что-нибудь о дѣятельности ап. Андрея или о его смерти тамъ, то упомянулъ бы объ этомъ въ своихъ свѣдѣніяхъ объ апостолѣ.

Также, — говоритъ Дворникъ, — въ этой мѣстности апостоломъ былъ Павелъ. Онъ основалъ Церковь въ Коринѳѣ съ помощью евангелиста Луки.

Также по одной очень древней традиціи, именно въ Ахаіи евангелистъ Лука писалъ свое Евангеліе.

Все это имѣетъ то значеніе, что указываетъ приблизительно время возникновенія «Актовъ Андрея». Такъ что тѣ списки, которые описываютъ его дѣятельность во Ѳракіи, Греціи и его кончину въ Патрахъ, не могутъ быть написаны раньше конца третьяго вѣка, то-есть уже послѣ смерти Оригена.

Слѣдуетъ также упомянуть одинъ документъ 4-го вѣка, написанный не въ Греціи, а на сирійскомъ языкѣ (Doctrina Apostolorum).

Въ немъ говорится о проповѣди ап. Андрея въ Азіи и на побережьяхъ Чернаго моря, но ничего объ Ахаіи или Греціи. Неизвѣстный авторъ пишетъ: «Іаковъ писалъ изъ Іерусалима, Симонъ изъ Рима, Іоаннъ изъ Ефеса, Маркъ изъ Александріи, Андрей изъ Ѳракіи, Лука изъ Македоніи и Ѳома изъ Индіи». Описывая ихъ дѣятельность авторъ добавляетъ: «Ефесъ, и Ѳессалоники и вся Азія, получили благословеніе отъ Іоанна; Никея, и Никомидія, и вся страна Виѳиніи и Готѳія отъ Андрея» [7].

Дворникъ объясняетъ также, почему авторъ написалъ «Готѳія». Въ 4-мъ вѣкѣ готы крѣпко засѣли въ Крыму. Готы тогда и приняли Христіанство (4-й вѣкъ) и оставались вѣрны Православію, несмотря на то, что ихъ западные братья подпали подъ вліяніе аріанъ. Такимъ образомъ, и въ этомъ манускриптѣ Готѳія обозначаетъ тѣ же скиѳскія земли и Крымъ. Что же касается Ахаіи, Греціи и миссіи ап. Андрея тамъ, то эта традиція начала устанавливаться въ Греціи только съ конца 4-го вѣка. Такъ святой Григорій Нисскій все еще приписываетъ апостольскую дѣятельность въ Ахаіи евангелисту Лукѣ. Много позднѣе Іеронимъ и Григорій Нисскій приняли новую версію, то-есть кончину ап. Андрея въ Патрахъ. Св. Василій изъ Селеуціи соединилъ въ своей проповѣди двѣ традиціи, то-есть дѣятельность и въ Скиѳіи, и въ Ахаіи.

Всѣ эти раннія сказанія и послужили источниками для составителей болѣе позднихъ житій апостола.

Въ одной изъ своихъ омилій, составленныхъ въ честь апостола, Никита Пафлагонскій говоритъ: «Получивъ въ удѣлъ сѣверъ, ты обходилъ иверовъ, сарматовъ, тавровъ и скиѳовъ».

Если даже не всѣ сказанія согласованы между собой, то въ основномъ всѣ они упоминаютъ миссію его въ Скиѳіи.

Для того, чтобы понять своеобразную культуру древняго міра, въ которомъ протекала дѣятельность ап. Андрея, нужно немного познакомиться съ исторической обстановкой 1-го вѣка.

Намѣтимъ основныя черты этого культурнаго міра: культуры греческой и, на востокѣ, еврейско-семитской. Апостолъ Андрей съ дѣтства впиталъ въ себя богатство двухъ культуръ: греческой и еврейской, для того, чтобы дѣйствовать въ третьей — славяно-сарматской. Въ это время и Малая Азія и другія при средиземноморскія земли находились подъ властью Римской имперіи. Однако, по культурѣ это все еще былъ міръ греческій. И весь этотъ греческій міръ представлялъ тогда собой одинъ огромный торговый центръ, прежде управляемый греками, а затѣмъ римлянами, принявшими эллинскую культуру. Характерна для него была не осѣдлость, а подвижность и то не только торговцевъ и ремесленниковъ, но и людей другихъ профессій. Надо при этомъ добавить, что всѣ эти условія значительно облегчали распространеніе христіанской вѣры.

Коснемся слегка и исторіи еврейскаго народа. Извѣстно, что евреи потеряли свою независимость со временъ завоеванія ихъ Ассиріей и Халдеей. Долгое время они находились подъ властью персовъ, а въ послѣдніе вѣка (до Р. Х.), они подпали въ орбиту имперіи Александра Македонскаго. Послѣ его смерти имперія распалась и отдѣльными областями завладѣли его наслѣдники.

Надо также имѣть ввиду, что послѣ вавилонскаго плѣненія евреи разсѣялись по многимъ областямъ Малой Азіи, Египта и Римской имперіи. Такъ, въ Арменіи евреи жили съ очень давнихъ временъ. Историкъ Турнебидзе утверждаетъ, что Ассирійцы депортировали евреевъ въ Арменію и поселили ихъ въ Кабурской долинѣ въ долинѣ Арахдъ, между Мигри и Ереванью. Армянскіе историки считаютъ, что Тигранъ депортировалъ евреевъ изъ Палестины въ Арменію уже во 2-мъ вѣкѣ до Р. Х., а одинъ изъ городовъ, Варткесъ, сдѣлался значительнымъ торговымъ центромъ. Согласно мнѣнію мѣстныхъ историковъ, евреи часто переселялись изъ одного города въ другой и, такимъ образомъ, заселялась мѣстность. Еврейская традиція говоритъ, что Ездра основалъ синагогу въ Низибисѣ и у горы Араратъ. Это обозначало, что на своемъ пути въ Палестину, онъ навѣстилъ племена, живущія на сѣверѣ. Въ первые вѣка нашей эры, Арменія управлялась династіей еврейскаго происхожденія, и нѣкоторые города имѣли значительное еврейское населеніе. Сохранились свѣдѣнія о принятіи Христіанства нѣкоторыми армянскими евреями въ первые вѣка по Р. Х. Нельзя не предположить, что въ этомъ случаѣ сыграла извѣстную роль миссія ап. Андрея и его учениковъ. А находившаяся вблизи Эдесская Церковь имѣла большое значеніе въ распространеніи Христіанства и среди обращенныхъ было много, много евреевъ. Согласно Арабельской хроникѣ, Христіанство твердо обосновалось тамъ еще до прихода императора Трояна [8].

Первымъ епископомъ былъ Пакида, лично знавшій апостола Ѳаддея. Надо отмѣтить, что эллинскіе евреи охотнѣе принимали Христіанство, чѣмъ палестинскіе. Еврейскія общины и въ Малой Азіи, и въ Причерноморьѣ, способствовали проникновенію Христіанства и въ южныя степи Россіи. Въ этомъ историческомъ процессѣ не можетъ не чувствоваться высшая воля, руководящая всѣмъ происходящимъ въ мірѣ.

Находясь подъ владычествомъ грековъ, евреи обладали извѣстной независимостью. Собственно еврейской областью была тогда только Іудея; приморскіе города, Самарія и Галилея были густо заселены греками и другими язычниками. Надо имѣть ввиду, что Александръ Македонскій поощрялъ смѣшанные браки для того, чтобы создать единство имперіи. Въ какой-то мѣрѣ евреи въ Галилеѣ составляли еврейскую діаспору и имѣли постоянныя общенія съ иными народами. Вліяніе греческой культуры въ діаспорѣ было очень сильнымъ. Существовала тогда даже еврейско-греческая литература. Отсюда видимъ, что когда ученики Спасителя отправились проповѣдовать въ діаспору и Причерноморскія земли (и Средиземноморье) къ евреямъ, говорящимъ по-гречески и къ другимъ народамъ, трудностей объясняться съ ними у нихъ не было: несмотря на владычество римлянъ, культура сохранялась греческая. Добавимъ также, что тогда не только евреи были переселенцами въ разныхъ частяхъ имперіи, но и другіе народа заселяли ее. Среди рабовъ и солдатъ, читая древніе списки, находимъ имена сарматовъ, скиѳовъ и славянъ.

Юлій Цезарь писалъ: «Особенно тогда, когда подъ властью Рима усилилась діаспора, когда въ Малой Азіи возникли независимыя государства (Пергамонъ и Виѳинія), тогда строились синагоги, и въ самой Греціи также росло еврейское населеніе».

Согласно житію, первыхъ два путешествія привели апостола Андрея въ Малую Азію и Арменію, но главной цѣлью его пути все же была отдаленная Скиѳія. Путь туда лежалъ черезъ причерноморскіе города, въ которые онъ и отправился. А на берегу, гдѣ теперь стоятъ большіе города южной Россіи, расположились иные города, утопая въ цвѣтущихъ садахъ и виноградникахъ, а за ними желтѣли золотистыя поля пшеницы, овса и другихъ злаковъ. Нѣсколько вѣковъ до Р. Х. дикіе кочевники изъ глубины Азіи (скиѳы, сарматы), проникли въ эти края и укрѣпились здѣсь на долгое время. Почти въ тоже время на сѣверныхъ берегахъ Чернаго моря, появились суда греческихъ торговцевъ. Возможно прибыли они сюда въ надеждѣ найти золото. Не найдя золота, они все же рѣшили основать поселенія на берегахъ моря и въ устьяхъ рѣкъ. Самые извѣстные города, которые возникли, были: Ольвія въ устьѣ Буга, Пантикапеумъ (Керчъ), Фанагорія въ устьѣ Кубани, Танаисъ въ устьѣ Дона, Херсонесъ вблизи современнаго Севастополя. Въ тѣ далекія, античныя времена города эти были не только значительными культурными центрами, но и центрами богатой промышленности и торговли. Греческіе поэты не разъ упоминали рѣки Борисфенъ и Дунай. Если болѣе холодный климатъ сѣвернаго побережья и не былъ очень привлекателенъ для грековъ, но зато важны были эти берега для торговли съ сѣверомъ. Съ теченіемъ времени почти все побережье оказалось занятымъ греческими городами. Изъ Великой Сарматіи (южной Россіи) вывозились въ Грецію шкуры дикихъ звѣрей, рыба и зерно. Все это приносило богатство: индустрія, ремесло развивались, города расцвѣтали. Недавнія археологическія раскопки подтверждаютъ это. Усиленная торговля зерномъ заставляла грековъ проникнуть и въ глубину страны. Главными тогда путями были рѣки. Благодаря торговому обмѣну, произошло и неизбѣжное смѣшеніе съ мѣстнымъ населеніемъ и, такимъ образомъ, выросли неподалеку отъ городовъ поселенія уже чисто смѣшаннаго характера. И искусство измѣнилось, приняло особый видъ — уже не чисто греческій. Тамъ выросло оригинальное греко-скиѳское искусство — изображеніе звѣрей. Многіе изъ мѣстнаго населенія со временемъ поселились въ городахъ, смѣшавшись съ греческими переселенцами, воспринимая не только греческую культуру, но и внося въ тоже время свои вкусы, обычаи и религіозныя вѣрованія. Въ городахъ находилось большое число ремесленниковъ, занимающихся всевозможными издѣліями. Хотя все еще большое число и грековъ, и евреевъ заселяло эту мѣстность, иранскій діалектъ (скиѳовъ и сарматовъ) въ первые вѣка, игралъ очень большую роль. Очевидно, что отношенія сарматовъ съ греческими городами причерноморья, были тогда очень тѣсными. Существуетъ много сохранившихся античныхъ источниковъ, упоминающихъ сарматовъ. По даннымъ историка Страбона въ 1-мъ вѣкѣ по Р. Х. въ Тавридѣ, жили и роксолане, и тавроскиѳы. Такъ какъ почва въ этихъ мѣстностяхъ была плодородная, то поселившіеся около городовъ кочевники со временемъ стали вести осѣдлый образъ жизни и богатели. Остановимся на одномъ изъ этихъ городовъ.

Извѣстно изъ жизнеописанія, что апостолъ Андрей провелъ долгое время въ Херсонесѣ. Опишемъ его.

Херсонесъ возникъ въ началѣ послѣдней четверти 5-го вѣка до Р. Х. Тавры, туземцы и ближайшіе сосѣди Херсонеса, играли въ его исторіи немалую роль. Самъ Херсонесъ былъ основанъ на мѣстѣ до-греческаго, таврскаго поселенія. Въ раннюю пору тавры составляли часть населенія города, о чемъ говорятъ находки ихъ погребеній въ некрополѣ. Усадьбы окружали городъ. Несмотря на то, что Херсонесъ сохранялъ долгое время греческую культуру и укладъ жизни, археологическія данныя говорятъ за то, что тамъ жили и тавры, и скиѳы. Раскопки древняго некрополя свидѣтельствуютъ и о томъ, что среди рабовъ были и славяне. Городъ былъ распланированъ съ геометрической правильностью, улицы были вымощены мелкимъ камнемъ и прямыя [9]. Въ городѣ, согласно историческимъ даннымъ, имѣлись водостоки, построенные изъ выдолбленныхъ камней. Въ городѣ, какъ указываютъ раскопки, были большіе, красивыя зданія, храмы; площади украшали статуи мѣстныхъ божествъ и почетныхъ заслуженныхъ гражданъ. Экономическая жизнь основывалась на торговлѣ продуктами сельскаго хозяйства и предметами ремесла. Городъ былъ окруженъ прекрасными, цвѣтущими садами и виноградниками.

Согласно древней традиціи, апостолъ Андрей проповѣдывалъ Евангеліе на площадяхъ и въ синагогахъ. Уже къ концу 1-го вѣка городъ этотъ оказался мѣстомъ ссылки христіанъ. Флавію Домициллу сослали сюда въ 92-мъ году, святой Климентъ, тоже сосланный въ Херсонесъ въ 94-мъ году, нашелъ въ немъ уже 2.000 христіанъ, работающихъ въ мраморныхъ шахтахъ и страдающихъ недостаткомъ воды. Согласно преданію, святой Климентъ обнаружилъ вблизи источникъ чистой воды, и помогъ страждущимъ. Онъ сталъ поучать и вскорѣ въ городѣ было выстроено около 75 церквей. И много и другихъ чудесъ связано съ Херсонесомъ, о которыхъ размѣръ статьи не позволяетъ говорить.

А что было извѣстно о другихъ народахъ, живущихъ на сѣверъ въ степяхъ?

Свѣдѣнія о нихъ очень скудныя и очень краткія.

Упомянемъ нѣкоторыя изъ нихъ. Такъ, историкъ Страбонъ пишетъ о сарматахъ-роксоланахъ: «Они носили шлемы и панцыри изъ воловьей шкуры, щиты, плетенные изъ лозы и были вооружены копьемъ, лукомъ и мечемъ». Историкъ Прокопій даетъ слѣдующія свѣдѣнія о славянахъ: «Славяне и анты не управляются однимъ человѣкомъ, но съ давнихъ временъ живутъ въ демократіи и потому у нихъ счастье и несчастье жизни, считается дѣломъ общимъ».

Страбонъ: «Не имѣя надъ собой главы и враждуя другъ съ другомъ, они не признаютъ военнаго строя».

Маврикій Стратегъ совѣтуетъ принимать меры, чтобы славяне не объединялись и не стали опасны.

Согласно ученому Рыбакову, въ районѣ средняго Приднѣпровья существовали уже въ первыхъ вѣкахъ до Р. Х. поселенія славянъ, недалеко отъ рѣкъ Росъ и Тьяминъ. А нѣкоторые историки предполагаютъ даже, что мѣстности на границѣ степи и лѣса, были прародиной славянъ, а на берегахъ рѣки Росъ жило племя Росъ.

Подъ давленіемъ степныхъ враговъ отдѣльныя племена соединялись въ болѣе крупныя содружества подъ предводительствомъ росовъ и такъ возникла особая культура подъ вліяніемъ городовъ причерноморья. Къ началу нашей эры на Понтійскомъ берегу было уже довольно много русовъ (или росовъ), какъ и другихъ славянскихъ племенъ.

Большинство изъ нихъ, соприкасаясь съ жителями городовъ, могло говорить по-гречески, что, конечно, способствовало распространенію Христіанства и среди нихъ.

Богослужебный языкъ въ первые вѣка былъ греческій. Архіологія подтверждаетъ, что въ Танаисѣ, въ Херсонесѣ, какъ и въ другихъ городахъ Тавриды, сохранились памятники пребыванія тамъ апостола Андрея. Вотъ, что пишетъ объ исторіи Христіанства временъ Великой Сарматіи прот. С. Ляшевскій: «О Христіанствѣ въ Танаисѣ узнали только въ 60-хъ годахъ нашего столѣтія. Населеніе Танаиса было роксоланское и даже было крупнѣйшимъ культурнымъ центромъ для всей восточной части Великой Сарматіи и греки тамъ были въ меньшинствѣ, какъ колонисты. Танаисцы всѣ умѣли говорить по-гречески и сколько христіанъ было среди роксоланъ, никто опредѣлить не можетъ. Въ городѣ было два архонта: одинъ отъ танаитовъ, другой отъ грековъ. Богослужебный языкъ у христіанъ былъ греческій. Въ Тавридѣ была такая же ситуація, то-есть были и тѣ, и другіе въ христіанскихъ общинахъ.

Когда въ 250-мъ году (по Р. Х.) готы сожгли Танаисъ, жители, среди нихъ и христіане, бѣжали въ Тавриду. Христіанскихъ общинъ тогда въ Боспорскомъ царствѣ и Херсонесской республикѣ, было очень много, несмотря на гоненія, которыя были очень жестокими во время Діоклетіана, когда пострадали шесть епископовъ-священномучениковъ херсонесскихъ, седьмой же изъ нихъ былъ Капитонъ В., который былъ убитъ язычниками на Днѣпрѣ во время его миссіонерской поѣздки къ преднѣпровскимъ славянамъ».

О немъ пишетъ Ляшевскій, какъ о великомъ просвѣтителѣ роксоланъ Придонья и славянъ Приднѣпровья. Капитонъ В. велѣлъ разобрать всѣ языческіе храмы и изъ этихъ матеріаловъ построить христіанскіе храмы, использовавъ по тогдашнему обычаю для нихъ художественные колонны, на капитоляхъ которыхъ высѣкался крестъ. Такой грандіозный храмъ 12-ти Апостоловъ былъ воздвигнутъ св. Капитономъ въ центрѣ Херсонесса, художественный, мозаичный полъ котораго сохранился до нашего времени: въ началѣ 19-го вѣка сохранялись нѣкоторые колонны».

Ляшевскій также пишетъ что участникъ 1-го Вселенскаго собора св. Кадмъ Боспорскій, могъ быть сарматъ. Это, можетъ быть, онъ добавляетъ, и дало основаніе свят. Іоанну Златоусту, который побывалъ въ Боспорѣ и свое путешествіе описалъ въ письмѣ къ діакониссѣ Олимпіадѣ, сказать такую фразу: «Сарматы и тавроскиѳы, переводя Св. Писаніе каждый на свой языкъ, философствуютъ объ этихъ словахъ».

Какъ мы видимъ, свидѣтельствъ о проповѣди ап. Андрея Первозваннаго среди скиѳовъ (или сарматовъ), было достаточно. Но въ особенности насъ интересуетъ его подвигъ странствія въ страну сѣверную, къ обитавшимъ въ ней венедамъ (позднѣе славянамъ).

Преподобный Несторъ, лѣтописецъ Кіево-Печерскаго монастыря, повѣствуетъ въ своей «Повѣсти временныхъ лѣтъ», что Андрей Первозванный двигаясь дальше на сѣверъ, достигъ Великаго Новгорода и оттуда направился въ Римъ.

Такъ эти дикіе, недоступные края, были впервые просвѣтлѣны свѣтомъ евангельскимъ, и съ этого времени, когда нога апостола вступила на эту землю, и ведетъ тамъ свое начало христіанская вѣра.

Эти земли были уже и въ то время населены предками славянъ и иныхъ племенъ, позднѣе образовавшихъ одинъ русскій народъ.

Упомянутые историкомъ Геродотомъ, будины и невры являлись древними славянскими или протославянскими племенами. Племена эти жили по окраинамъ скиѳскихъ и сарматскихъ земель. Ихъ культура тогда была не однородна. Въ областяхъ средняго Поднѣпровья и Поднѣстровья, славяне сталкивались съ міромъ скиѳскихъ, сарматскихъ и фракійскихъ племенъ и съ ихъ своеобразной культурой. Въ первые вѣка нашей эры славянскія племена захватывали верховья Днѣпра и Волга, а также бассейнъ Десны и Сейма. На югѣ происходила ассимиляція славянами мѣстнаго скиѳскаго земледѣльческаго населенія, особенно послѣ того, какъ пало былое скиѳское могущество. Надо подчеркнуть, что это продвиженіе славянъ къ югу и ассимиляція ими скиѳскаго населенія, имѣетъ особое значеніе для пониманія дѣятельности апостола Андрея. Вѣдь, такимъ образомъ, его проповѣдь среди скиѳовъ также охватывала и славянскія племена.

Что касается новыхъ владыкъ степей — сарматовъ, то и въ ихъ періодъ было замѣтное передвиженіе славянъ къ югу. Ихъ поселенія тогда располагались на возвышенныхъ мѣстахъ и обносились оградами. Жилища были наземными или нѣсколько углубленными въ землю, стѣны сооружались изъ глины на деревянномъ каркасѣ. Найдены во время раскопокъ и остатки печей, и различная утварь: посуда, топоры, серпы и рыболовные крючки. Былъ у нихъ тогда и домашній скотъ: коровы, овцы, лошади и свиньи.

Найденныя вещи изъ римскихъ провинцій указываютъ на то, что въ этотъ періодъ связи съ разными частями страны, усиленно развивались.

Полноводныя рѣки южныхъ степей уносили апостола на сѣверъ къ непроходимымъ и дремучимъ лѣсамъ. Тамъ среди болотъ, необозримыхъ просторовъ луговъ, окружающихъ озеро Ильмень, на берегахъ Волхова, гдѣ позднѣе будетъ воздвигнутъ древнѣйшій изъ русскихъ городовъ — Новгородъ Великій, видѣлись-ли ему, какъ засіяютъ многочисленные золотые купола, какъ надъ этими суровыми лѣсами зазвучатъ колокола?

Какъ умолкнутъ они опять, но не совсѣмъ; какъ будутъ продолжать звучать въ сердцахъ вѣрующихъ? Возможно, да. Онъ могъ все это увидѣть, ибо святымъ все возможно. Иначе и быть не могло, разъ преданіе о его пути въ Русскую землю укрѣпилось въ сознаніи народа.

Примѣчаніе:
[1] Eusebius «The History of the Church from Christ to Constantine», Book 3.
[2] Житія святыхъ, № 6, ноябрь 1953 г.
[3] Peter M. Peterson, «Andrew, Brother of Simon Peter», 1963.
[4] Francis Drornik, «Byzantine Missions among the Slavs», 1970.
[5] Francis Drornik, «Byzantine Missions among the Slavs», 1970.
[6] Francis Drornik, «Byzantine Missions among the Slavs», 1970.
[7] Francis Drornik, «Byzantine Missions among the Slavs», 1970.
[8] Richard Frye «The Heritage of Persia».
[9] Проф. Б. Рыбаковъ «Славяне въ Крыму».

Библіографія:
1. Б. Д. Грековъ «Кіевская Русь», 1949 г.
2. Прот. С. Ляшевскій «Доисторическая Русь», 1977 г.
3. Проф. А. Карташевъ «Вселенскіе соборы», 1963 г.
4. М. И. Ростовцевъ «Скиѳія и Боспоръ», 1925 г.
5. Проф. Б. Рыбаковъ «Славяне въ Крыму».
6. «Житія святыхъ», № 6, ноябрь.
7. Eusebius «The History of the Church from Christ to Constantine», 1975.
8. Peter M. Peterson, «Andrew, Brother of Simon Peter», 1963.
9. Francis Drornik, «Byzantine Missions among the Slavs», 1970.
10. П. Третьяковъ «Культура древнихъ славянъ».
11. Richard Frye «The Heritage of Persia».

Источникъ: Сестра Н. Помазанская. Скиѳія, удѣлъ Апостола Андрея Первозваннаго. // Юбилейный сборникъ: Въ память 1000-лѣтія Крещенія Руси (988-1988). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1988. — С. 13-28.

/ Къ оглавленію раздѣла «Исторія Русской Церкви» /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0