Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Исторiя Русской Церкви —» Источники

Списки церковнаго Устава святаго Владиміра.

Церковный Уставъ св. великаго князя Владиміра, данный ок. 997 г. по Р. X., дошелъ до насъ, какъ извѣстно, во множествѣ списковъ. Онъ встрѣчается во всѣхъ почти славянскихъ спискахъ Кормчей книги. При многочисленности списковъ, въ которыхъ оразнообразился Уставъ св. Владиміра, трудно рѣшить, какой именно видъ имѣлъ списокъ первоначальный, подлинный. Между тѣмъ важность Устава св. Владиміра, какъ перваго акта русскаго церковно-гражданскаго законодательства и перваго опредѣленія русскаго церковнаго права, какъ исходнаго пункта его дальнѣйшаго историческаго развитія, сама собою очевидна и заставляетъ разрѣшитъ вопросъ о томъ, какія именно опредѣленія права сдѣланы были первоначально въ этомъ первомъ памятникѣ отечественнаго законодательства. Вопросъ этотъ ближе всего можетъ быть разрѣшенъ чрезъ сличеніе между собою всѣхъ дошедшихъ. до насъ списковъ Устава. Съ этою мыслью мы издаемъ нѣсколько еще неизвѣстныхъ списковъ, найденныхъ нами въ рукописяхъ казанской академической, бывшей соловецкой, библіотеки.

Первый списокъ, краткой редакціи, находится въ Кормчей 1493 г.; въ рукоп. соловецкой (казанской академической) библіотеки № 858, лл. 544-545 об., глл, 7-9. — Въ существенныхъ чертахъ онъ не разнится отъ другихъ извѣстныхъ списковъ этой редакціи; только въ немъ къ церковнымъ людямъ, подчиненнымъ святительскому суду, не причисляется сторонникъ. Другой еписокъ, обширной редакціи, изъ Кормчей начала XVII в.; въ. рукоп. тойже библ. № 475. лл. 436-438.

Къ числу списковъ Владимірова Устава надобно отнести еще списки такъ называемаго «Правила законнаго», или «Уставленнаго узаконенія, или просто «Правила о церковныхъ людехъ и о десятинахъ» и проч., которе представляетъ собою изложеніе этого Устава (сходно съ спп. общирн. ред.) въ видѣ историко-юридической статьи, въ рукописяхъ встрѣчается то предъ, то за Уставомъ и начинается словами: «отъ самоя истины слышавъ», а оканчивается статьею о мѣрахъ и вѣсахъ. Мы представляемъ здѣсь списокъ этого правила по Кормчей 1493 г., въ рукоп. солов. библ. № 858. лл. 540 об.- 543 об., глл. 1-5.

Есть еще списокъ правила въ Кормчей XVI в., въ рукоп. солов. библ. № 477. лл. 350 на об.- 351 и 353. Здѣсь «Правило» имѣетъ слѣд. надписаніе: «Уставъ святаго великого князя Володимера крестившаго Русскую землю. правило о церковныхъ людехъ. и о десятинахъ и о судѣхъ епископъскыхъ. на обидящаа церкви. и о мирилехъ городскыхъ. и о прочихъ вещехъ»; статья оканчивается словами: «того ради на потребу церковную имѣніе и люди свои давали» (князья); затѣмъ слѣдуетъ самый уставъ св. Владиміра и «Правило святыхъ. отецъ 100 и 60 и 5 на обидящаа святыя церкви» (см. Чт. моск. общ. ист. 1847. № 3. отд, I. с. 124), послѣ чего, на л. 353, неоконченное впереди «Правило о церковныхъ людехъ» продолжается слѣд. образомъ: «а се люди сборныя церкви, предани епископу по правиломъ, и о церковныхъ судѣхъ; сіе же писано предъ симъ», т. е. дѣлается указаніе на самый Уставъ Владиміровъ; статья о десятинахъ, которая въ «Правилѣ» излагается нѣсколько иначе, чѣмъ въ самомъ Уставѣ, выписана вполнѣ; затѣмъ опять дѣлается указаніе на Уставъ: «о мѣрилѣхъ, зри: городскіе торговые и всякаа мѣрила, спуды, извѣсы, ставила; писано сіе предъ симъ», — и такимъ образомъ прерванное впереди «Правило» дополнено какъ слѣдуетъ. Ясно, что въ глазахъ переписчика «Правило о церковныхъ людехъ» и Уставъ св. Владиміра — одно и тоже (сн. Чт. моск. общ. ист. 1847. № 3. отд. I. с. 123).

Во всѣхъ спискахъ, ясно свидѣтельствующихъ одною уже многочисленностью своею о важности значенія, которое имѣлъ Уставъ св. Владиміра для древней Русской Церкви, содержаніе Устава, въ главныхъ и общихъ своихъ частяхъ, излагается одинаково, но не съ одинаковою подробностью и историческою точностью. Отсутствіе этой точности, замѣчаемое въ спискахъ не только Устава св. Владиміра, но и Уставовъ другихъ князей, дало многимъ поводъ заподозрить дѣйствительное происхожденіе самихъ Уставовъ отъ тѣхъ лицъ, которымъ опи приписываются. Между тѣмъ измѣненія и даже вставки, вносившіяся съ теченіемъ времени, съ измѣненіями языка и обстоятельствъ, въ списки Уставовъ, какъ статей дѣйствующаго законоположенія, имѣющихъ настоящее значеніе, были совершенно естественнымъ и неизбѣжнымъ явленіемъ. При всѣхъ разностяхъ списковъ, въ основѣ ихъ лежатъ одни и тѣже Уставы; потому даже тѣ изъ списковъ, которые имѣютъ въ себѣ прямые анахронизмы и очевидныя вставки позднѣйшаго времени, мы должны не отвергать безусловно, а пользоваться ими по крайней мѣрѣ для объясненія списковъ древнѣйшихъ. Эти анахронизмы и вставки, приписываемыя обыкновенно, можетъ быть и съ полною справедливостью, нашему древнему духовенству, и съ полною несправедливостью поставляемыя въ упрекъ ему, не могутъ говорить ничего противъ самихъ Уставовъ. Духовенство, конечно, никакъ не дозволило бы вносить въ Уставы подобныя невѣрности и неточности противъ исторіи, не боясь ничьей улики, если бы они существеннымъ образомъ нарушали вѣрность и дѣйствительность Уставовъ. Оно не могло напримѣръ думать, будто прибавка въ нѣкоторыхъ спискахъ къ Владимірову Уставу рѣчи о русскомъ патріархѣ останется незамѣченною никѣмъ, ни даже свѣтскими властями, которымъ оно же предъявляло свои права на основаніи этого Устава, когда всѣмъ было извѣстно время учрежденія русскаго патріаршества и когда даже въ самихъ спискахъ Устава, гдѣ говорится о патріархѣ, ясно указывается на существованіе при Владимірѣ только митрополита, присланнаго къ нему отъ патріарха константинопольскаго. Но оно не имѣло причинъ опасаться подобной улики въ случаѣ дѣйствительнаго храненія тѣхъ самыхъ правъ, которыя даны были ему извѣстнымъ княземъ. Въ дѣйствительности ихъ никто не сомнѣвался, точно такъ же, какъ и въ томъ, что они не могли быть и не были даны на какой-нибудь опредѣленный періодъ времени, и слѣдовательно усвоенное однажды митрополитамъ могло быть усвоено въ послѣдствіи патріархамъ. Взглядъ на эти Уставы былъ только какъ на постоянныя статьи дѣйствующаго законопололіенія: до той исторической ихъ точности, какой теперь требуетъ наша археологія, никому не было дѣла. Не переступая за предѣлы своихъ правъ, духовенство могло, слѣдовательно, вносить въ статьи эти и измѣненія и вставки, когда обстоятельства требовали объясненія и примѣненія ихъ къ современному порядку вещей. Nemo mister, говоритъ Герберштейнъ о древнихъ нашихъ уставахъ, si praedicta canonibus istis atque traditionibus diversa reperiuntur: sunt enim vetustste ipsa alia quaedam in locis aliis mutata [1]. Такъ измѣняются исторически вообще всѣ паматники законодательства; такому процессу подвергался и древнѣйшій памятникъ нашего гражданскаго законодательства, Русская Правда. Взглядъ на Уставъ св. Владиміра, какъ на статью дѣйствующаго законоположенія, какъ на правило, выразился между прочемъ въ томъ, что Уставъ этотъ весьма часто встрѣчается въ видѣ положительной и постоянной дѣйствующей статьи церковно-гражданскаго законодательства, подъ прямымъ именемъ «Правила законнаго» или «Уставленнаго узаконенія о церковныхъ людехъ и о десятинахъ» и проч. Можно думать, что въ употребленіи было бóльшею частію это самое «Правило», которое помѣщается въ рукописяхъ наряду съ Уставомъ Владиміровымъ, какъ-бы съ своимъ основаніемъ или доказательствомъ. Въ самый Уставъ иногда помѣщаемы были прибавки, которыя совсѣмъ къ Уставу нейдутъ. На употребленіе «Правила» вмѣсто Устава указываетъ и извѣстное посланіе епископа Владимірскаго къ сыну Александра Невскаго [2], которое такъ походитъ на «Правило», что Розенкампфъ [3] и Востоковъ [4] заключительную статью послѣдняго (о назначеніи церковнаго богатства) сочли, повидимому, извлеченіемъ изъ посланія; между тѣмъ обратное предположеніе гораздо вѣроятнѣе, потому что «Правило» есть изложеніе Владимірова Устава и слѣд. никакъ не могло быть составляемо по посланію епископа, а упомянутая заключительная статья находится, дѣйствительно, въ нѣкоторыхъ спискахъ Устава.

III. Уставленное законеніе [5] иже божествеными святыми отци сія правила о церковныхъ людехъ и о десятинахъ церковныхъ, еже есть даяти церкви отъ всего имѣнія своего десятое, и о мирилехъ градскыхъ, и о судѣхъ святительскыхъ, еже есть въ коемъ градѣ епископия, и по предѣломъ градьскымъ и по властемъ [6].

Отъ самоя [7] истины слышахъ [8] святыхъ апостолъ и отець преданія [9], и прьваго правовѣрнаго царя Костянтина, и всѣхъ царей [10] христіяньскыхъ, иже бо [11] на всѣхъ съборѣхъ вселеньскыихъ исправленія о судѣхъ церковныхъ и о десятинахъ и о всемъ священническомъ чину, еже уставиша и утвердиша [12] судомъ и [13] соборною и апостольскою Церковію; иного же [14] основанія никтоже не [15] можеть положити паче лежащаго; и [16] аще кто измѣнить се, вѣчнѣй клятвѣ осуженъ будеть [17] и гóре наслѣдують. Се же бяше Богомь данный законъ Израильтяномъ, въ всемъ своемъ животѣ и имѣніи въ девяти частехъ имѣяху власть, а десятое [18] Богови отдаяху. Въ лѣто [19] 6400, въ царьство Костянтина и Василія, при патріарсѣ Фотѣи, крести ся самъ [20] Володимеръ и всю Русь, и приведе со собою изъ грекъ митрополита Леонта; такоже Уставъ положи соборной церкви, съблюдати неразрушимо всему роду своему заповѣда по немь царствующимъ [21], и клятвами страшными утверди [22]. И [23] правовѣрніи князи велиціи тожде пріяша [24] готово, а къ тому и много приложиша [25]. създавше церковь Матери Божіи архіепископью [26] и подаваша [27] грады, погосты, села, винограды, земли, борти, озера, рѣкы, волости [28] со всѣми прибыткы, и десятое изо всего царства и княженія. А княгыни ихъ свою многоцѣнную [29] кузнь, порты, злато, каменіе драгое, великый жемчюгъ [30], иконы украшены [31], іеуангелія [32] утварная, священныя [33] трапезы и [34] сосуды церковныя [35] украсивше обогатѣша паче [36] тѣхъ, отъ кого ти [37] пріяли; писано бо есть въ святыхъ апостолъ правилѣ 29-мь [38]: церковное богатьство нищихъ богатьство, возраста дѣля сиротъ, и старости, и немощи, и въ недугъ впадшихъ, нищихъ коръмленіе и странной чади прилежаніе [39], сиротамъ и убогымъ промышленіе, и вдовамъ пособіе [40], дѣвицамъ потребы, обидимымъ заступленіе, въ напастехъ поможеніе, въ пожарѣ и въ потопѣ, и плѣннымъ свобоженіе и искупленіе, въ гладъ [41] прекормленіе, во [42] худобѣ умирающимъ покровъ на гробы и погребаніе [43], а церквамъ и монастыремъ пустымъ [44] подъятіе, живымъ прибѣжище и утѣшеніе, а мертвымъ память. Того ради на потребу церковную [45] и люди свои давали. А се люди соборныа церкви, преданы митрополитомъ и епископомъ [46]: игуменъ, попъ, діяконъ, попадьа, поповичеве [47], и кто въ крилосѣ, игуменія, чернець [48], черница, проскурница, паломникъ, [49], лѣчець, прощеникъ [50], задушный человѣкъ; манастыреве, болницѣ, гостинници, страннопріимци; то [51] люди церковныя, богадѣлныя; митрополитъ, или [52] епископъ вѣдаеть между [53] ими судъ, или которая обида, или вражда [54], или задница [55]; аще [56] будеть иному человѣку съ тымъ человѣкомъ рѣчь [57], то обчій судъ [58]. А се церковныа суды, даны [59] закономъ Божіимъ, по правиламъ святыхъ отець, христіяньскыми цари и князи во всѣхъ христіяньскыхъ людехъ: роспускы, смилное заставаніе, пошибаніе. умыканіе. промежи [60] мужемъ и женою. о животѣ [61], въ племени или въ сватовъствѣ поймутся, вѣдьство, зелейничество, потворы, чародѣянія, урѣканія, вълъхвованія [62] урѣканія трибляднею. еже есть. на имя зеліи [63], еретичьствомъ, зубоѣжа, сынъ отца біеть. или матерь. или дщи [64], или сноха свекровь [65], братія или дѣти [66] тяжутся о задницу, церковная татьба, и иже [67] мертвеци совлачають, гробы крадуть, крестъ посѣкають [68], или на стѣнахъ рѣжуть, или трѣскы изъ креста емлють, въ церкви [69] скотъ, или псы, или поткы безъ великы нужда кто въведеть [70], или ино [71] что неподобно церкви подѣеть [72], или два друга имета ся бити, единого жена иметь за лоно или [73] раздавить, или кого застануть съ четвероногою, или кто молится подъ овиномъ, или въ рощеніи, или у водѣ, или дѣвка дѣтя повержеть. Тыа вси суды церковныа [74] даны суть Церкве [75], князю и боляромъ и судіямъ ихъ въ тыи суды нелзѣ въступатись [76], по первыихъ царевь уряженію и по вселеньскыхъ святыхъ патріархъ великихъ святитель. Аще кто приобидить сій Уставъ, тѣмъ непрощеномъ быти отъ закона Божія, но гóре себѣ наслѣдують. А своимъ тіуномъ приказываю суда церковнаго не обидити, а со суды давати 9 частій князю, а десятая святѣй Церкви. А кто пообидитъ сій Уставъ… [77] Отъ княжа суда отъ всякого десятаа вѣкша, не торгу десятая недѣля [78], и отъ [79] всего схода и прибытка, и отъ лова княжа, и отъ всякого стада, и отъ всякого жита десятое въ соборную церковь; царь или князь въ девяти частехъ, а церкви соборныа десятую часть [80]. Основаніа иного никтоже можеть положити паче лежащаго; да вси сограждають на семъ основаніи. А [81] иже кто расъсыплеть [82] храмъ Божій, расъсыплеть [83] и того Богъ; Церки [84] Божія свята есть. Кто измѣнить святый сій Уставъ отечьскый, гóре наслѣдуетъ и клятву [85]. О мѣрилѣхъ. Градскыа и [86] торговыя [87] всякая мѣрила, спуды [88], извѣсы [89], ставила [90], отъ Бога искони како уставлено, святителю [91] блюсти бес пакости, не умалити, ни умножити [92], за все то ему слово отдати [93] въ день суда великаго, яко отъ душа человѣческыяхъ [94].

Примѣчанiя:

[1]
Rerum moscoviticarum commentarii Sigiamundi liberi baronis in Herberstain, Neyperg et Guettenhag, Basileae, 1556, p. 46, a.
[2]
Востоковъ. Опис. Румянц. муз. с. 281.
[3]
Обозр. Кормчей книги. изд. 1. прим. с. 206.
[4]
Опис. Румянц. муз. с. 295.
[5]
Чит. «узаконеніе».
[6]
Съ варіантами изъ Кормчей начала XVII стол. рук. каз. библ. № 475. Этого списка надписаніе: «Правило о церковныхъ людехъ, и о десятинахъ, и о судѣхъ епископьскыхъ, и о мѣрилехъ градскыхъ».
[7]
самое.
[8]
слышавъ, и...
[9]
и святыхъ отець преданіе.
[10]
и всѣхъ прежнихъ царь.
[11]
«иже бо» нѣтъ.
[12]
уставили и утвердили.
[13]
«и» нѣтъ.
[14]
«же» нѣтъ.
[15]
«не» нѣтъ.
[16]
«и» нѣтъ.
[17]
осуждени будуть.
[18]
и десятое все.
[19]
Въ лѣто 6496 (отъ Р. X. 988). Этотъ годъ значится и на другихъ спискамъ «Правила».
[20]
«самъ» нѣтъ.
[21]
вм. «царствующимъ» — княженіе дръжащымъ въ Руси.
[22]
утвердивъ.
[23]
И по немъ.
[24]
пріали.
[25]
приложили.
[26]
епископью.
[27]
«и подаваша» нѣтъ.
[28]
и волости дали.
[29]
бесцѣнную. «Кузнь» — метталлическія вещи; отсюда — кузнецъ. «Порты» — одежды; отсюда — портной.
[30]
великіа жемчугы.
[31]
«украшены» нѣтъ.
[32]
Еѵангеліа.
[33]
«утварная, священныя» нѣтъ.
[34]
«и» нѣтъ.
[35]
церковными.
[36]
обогатили паче и…
[37]
то.
[38]
правалѣхъ, 59-мъ (см. прав. св. апост. 38, 41, 59).
[39]
и нищихъ прекръмленія, чадѣ мнозѣ. страннымъ прилежаніе.
[40]
вдовицамъ пособіе, и...
[41]
и плененымъ искупленіе, въ гладѣ...
[42]
«во» нѣтъ.
[43]
покровы и гробы и погребаніа.
[44]
церквамъ пустымъ и монастыремъ.
[45]
приб. «имѣніе».
[46]
преданы епископу по правиломъ.
[47]
«попадьа, пововичеве» нѣтъ.
[48]
и кто въ крилосѣ стоитъ, чернець.
[49]
приб. «попадіа, поповичь».
[50]
приб. «баба, вдовица».
[51]
болницы, и кто порты черьнечьскіа сврьжеть; тѣ...
[52]
«митрополитъ, или» нѣтъ.
[53]
промежи.
[54]
«или вражда» нѣтъ.
[55]
задница (т. е. наслѣдство).
[56]
вм. «аще» се или.
[57]
съ ними судъ, или обида котораа.
[58]
приб. «а присудъ и пересудъ на-полы со владыкою». Затѣмь надписаніе: «О церковныхъ судѣхъ».
[59]
церковніи судове, даныа.
[60]
роспусты, смилное. умычки. пошибаніе. застаніе. промежу...
[61]
приб. «ихъ».
[62]
вм. «зелейничество» зеліа; дальнѣйшихъ словъ нѣтъ.
[63]
бляднею, и зеліи, и...
[64]
отца или матере біетъ сынъ или дщи.
[65]
вм. «или сноха свекровь»: или кто уречется скверными словесы, прилагая отца или матерь или сестры...
[66]
«братія» нѣтъ; далѣе: или дѣти, или племя.
[67]
«и иже» нѣтъ.
[68]
сволочатъ, гробнаа татба, крестъ посѣкутъ.
[69]
или на стѣнахь и с креста трѣскы емлють, въ церковь...
[70]
безъ великіа нужда введеть.
[71]
«ино» нѣтъ.
[72]
съдѣеть.
[73]
Чит. «и единого жена другаго иметь за лоно и…» Словъ: «или два друга имета ся бити... повергнеть» (до точки) въ № 475 нѣтъ.
[74]
То все церковніи судове.
[75]
«даны суть Церкве» нѣтъ.
[76]
«князю и боляромъ и судіямъ непрощено имъ отъ закона Божіа вступатися въ тѣ суды». Затѣмь надписаніе: «А се о десятинахъ. Отъ княжа суда…» и. т. д.
[77]
Словъ: «по первыихъ царевь уряженію… пообидить сій Уставъ» въ № 475 нѣтъ. Послѣ словъ: «А кто пообидить сій Уставъ» должна была слѣдовать угроза временнаго и вѣчнаго наказанія нарушителямъ Устава: см. въ предъидущемъ спискѣ.
[78]
приб. «отъ дани и отъ виры».
[79]
«отъ» нѣтъ.
[80]
въ десятой части.
[81]
«А» нѣтъ.
[82]
-[83] разсыплеть.
[84]
Церкви.
[85]
гóре наслѣдують («и клятву» нѣтъ).
[86]
«и» нѣтъ.
[87]
прибавлено: «и»
[88]
-[89] прибавлено: «и».
[90]
приб. «и мѣрила».
[91]
епископу.
[92]
ни умалити, ни увеличити.
[93]
въздати.
[94]
яко и о душахъ человѣчьскыхъ.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Новые списки церковнаго Устава святаго Владиміра. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1861 г. – Книга II. – с. 419-426, 434-442.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0