Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРІЯ РОССІИ

Н. И. Костомаровъ († 1885 г.)
[Отвѣтъ Б. Хмельницкаго послу польскаго короля Яна-Казимира.]

«Любезный кумъ, — сказалъ ему Хмельницкій — вспомните, чтó вы намъ обѣщали, и чтó мы отъ васъ получили? Всѣ обѣщанія ваши давались по наукѣ іезуитовъ, которые говорятъ: не слѣдуетъ держать слова, даннаго схизматикамъ. Вы называли насъ холопами, били нагайками, отнимали наше достояніе и когда мы, не терпя вашихъ насилій, убѣгали и покидали женъ нашихъ и дѣтей, вы насиловали женъ нашихъ и сожигали бѣдныя наши хаты, иногда вмѣстѣ съ дѣтьми, сажали на колья, въ мѣшкахъ бросали въ воду, показывали ненависть въ русскимъ и презрѣніе къ ихъ безсилію; но чтó всего оскорбительнѣе, — вы ругались надъ вѣрою нашею, мучили священниковъ нашихъ. Столько претерпѣвши отъ васъ, столько разъ бывши вами обмануты, мы принуждены были искать, для облегченія нашей участи, такого средства, какого никакимъ образомъ нельзя оставить. Поздно искать помощи нашей! Поздно думать о примиреніи козаковъ съ поляками!»

Любовицкій, поддѣлываясь въ Хмельницкому, сталъ бранить польское шляхетство за то, что оно оставило короля своего въ бѣдѣ и сказалъ: «теперь король будетъ признавать благородными не тѣхъ, которые ведутъ длинный рядъ генеалогіи отъ дѣдовъ, а тѣхъ, которые окажутъ помощь отечеству. Забудьте все прошедшее, помогите помазаннику божьему. Вы будете не козаками, а друзьями короля. Вамъ будутъ даны достоинства, коронныя имѣнія; король уже не позволитъ нарушать спокойствія этимъ собакамъ, которыя теперь разбѣжались и покинули своего господина».

«Господинъ посолъ, — сказалъ Хмельницкій, поговоривши съ козацкою старшиною, — садитесь и слушайте; я вамъ скажу побасенку. Въ-старину жилъ у насъ поселянинъ, такой зажиточный, что всѣ завидовали ему. У него былъ домашній ужъ, который никого не кусалъ. Хозяева ставили ему молоко, и онъ часто ползалъ между семьею. Однажды хозяйскому сыну дали молока; приползъ ужъ и сталъ хлебать молоко, мальчикъ ударилъ ужа ложкою по головѣ, а ужъ укусилъ мальчика. Хозяинъ хотѣлъ убить ужа; но ужъ всунулъ голову въ нору, и хозяинъ отрубилъ только хвостъ. Мальчикъ умеръ отъ укушенія. Ужъ не выходилъ послѣ того изъ норы. Съ этихъ поръ хозяинъ началъ бѣднѣть и обратился въ знахарямъ узнать причину этого. Ему отвѣчали: въ прошлые годы ты хорошо обходился съ ужемъ и ужъ принималъ на себя всѣ грозившія тебѣ несчастія, а тебя оставлялъ свободнымъ отъ нихъ. Теперь, когда между вами стала вражда, всѣ бѣдствія обрушились на тебя; если хочешь прежняго благополучія, примирись съ ужемъ. Хозяинъ сталъ приглашать ужа заключить съ нимъ прежнюю дружбу, а ужъ сказалъ ему: напрасно хлопочешь, чтобы между нами была такая дружба, какъ прежде. Какъ только я посмотрю на свой хвостъ, тотчасъ во мнѣ возвращается досада; а ты, какъ только вспомнишь сына — тотчасъ закипитъ въ тебѣ отцовское негодованіе, и ты готовъ размозжить мнѣ голову. Поэтому, достаточно будетъ дружбы между нами, если ты будешь жить въ твоемъ домѣ, какъ тебѣ угодно, а я въ своей норѣ, и будемъ помогать другъ другу. То же самое, господинъ посолъ, произошло между поляками и русскими. Было время, когда мы вмѣстѣ наслаждались счастьемъ, радовались общимъ успѣхамъ. Козаки отклоняли отъ королевства грозящія ему опасности и сами принимали на себя удары варваровъ. Тогда никто не бралъ добычи изъ Польскаго Королевства. Польскія войска, сововупно съ козацкими, вездѣ торжествовали. Но поляки, называвшіе себя дѣтьми Королевства Польскаго, начали нарушать свободу русскихъ, а русскіе, когда имъ сдѣлалось больно, стали кусаться. Случилось, что и русскихъ бóльшая часть отсѣчена и сыновъ королевства немало пропало. Съ тѣхъ поръ, какъ этимъ народамъ придутъ на память бѣдствія, нанесенныя другъ другу, тотчасъ возникаетъ досада, и хотя начнутъ мириться, а дѣла не доведутъ до конца! Мудрѣйшій изъ смертныхъ не можетъ возстановить между нами твердаго и прочнаго мира, какъ только вотъ какъ: пусть Королевство Польское откажется отъ всего, чтó принадлежало княжествамъ земли Русской, пусть уступитъ козакамъ всю Русь до Владиміра, Львовъ, Ярославль, Перемышль, а мы, сидя себѣ на своей Руси, будемъ отклонять враговъ отъ Королевства Польскаго. Но я знаю: еслибы въ цѣломъ королевствѣ осталось только сто пановъ, и тогда бы они не согласились на это. А козаки, пока станутъ владѣть оружіемъ, также не отстанутъ отъ этихъ условій. Поэтому, прощайте!..»

Источникъ: Н. Костомаровъ. Русская исторія въ жизнеописаніяхъ ея главнѣйшихъ дѣятелей. Томъ второй: Господство Дома Романовыхъ до вступленія на престолъ Екатерины II. — Четвертое изданіе. — СПб.: Типографія М. М. Стасюлевича, 1895. — С. 281-283.

/ Къ оглавленію раздѣла «Исторія Россіи» /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0