Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИСТОРІЯ РОССІИ

Историческая справка.       

Н. Н. Воейковъ († 1990 г.)
Украинскій сепаратизмъ.

Прежде всего, прибѣгнемъ къ свидѣтельству древнихъ памятниковъ нашей исторіи — лѣтописямъ. Какъ замѣчаетъ проф. Зызыкинъ, на Руси существовало много мѣстныхъ патріотизмовъ: кіевскій, новгородскій, суздальскій, черниговскій и т. д. Однако, всѣ областные лѣтописцы, современные историки, всегда и прежде всего, считали эти области русскими. Напримѣръ, въ Ипатьевской лѣтописи слова «Русь», «Русская земля», «русскій» встрѣчаются много сотенъ разъ, а слово «украйна» всего три раза. Украинами назывались окраинныя части русскихъ княжествъ или самыя окраинныя княжества, а вовсе не какое-то отдѣльное государство или нація. Таковыхъ «украинъ» въ домонгольскій періодъ было нѣсколько: въ той же Ипатьевской лѣтописи значатся Украина Переяславская, Украина Полоцкая, Украина Волынская, что отвѣчало географическому положенію данныхъ княжествъ. Лѣтописи не упоминаютъ ни о какомъ украинско-національномъ патріотизмѣ въ этихъ областяхъ, окраины которыхъ являлись лишь «украиной» или окраинной частью единаго цѣлаго Русской земли. Всѣ лѣтописи, напротивъ, изобилуютъ утвержденіями національнаго единства Руси, причемъ однимъ изъ органовъ скрѣплявшихъ это единство, являлась единая Православная Русская Церковь. Ея первоіерархи, со временъ крещенія Руси св. Владимиромъ, митрополиты, затѣмъ патріархи, носили титулъ «всея Руси», подобно тому, какъ наши государи именовались монархами «Великія, Малыя и Бѣлыя Руси». На печатяхъ митрополита Кіевскаго Кирилла II-го (XIII-й вѣкъ) значилось «смиренный инокъ, Митрополитъ Русскій». Самые ярые «украинцы»-галичане, ведутъ свое начало отъ княжества Галицкаго, входившаго въ систему Кіевской Руси, вмѣстѣ съ прочими юго-западными княжествами.

Какъ извѣстно, правобережная Малороссія оставалась подъ властью поляковъ вплоть до второго раздѣла Польши въ 1793 году. Это дало поводъ многочисленнымъ народнымъ волненіямъ, изъ которыхъ самое сильное — «гайдамачина» вдохновлялось подложной «Золотой грамотой» Екатерины II-й, якобы призывавшей въ 1772 году бить поляковъ и жидовъ и присоединиться къ Россіи... Напротивъ, принявъ участіе въ раздѣлѣ Польши, императрица торжественно заявила, что не возьметъ ни пяди польской земли, а присоединенныя къ Россіи земли — суть исконно русскія, какъ это значилось на медали, выбитой въ честь этого событія: «Отторженная возвратихъ». Поляки принялись всячески выискивать доводы, опровергающіе утвержденія Екатерины. Писатели Янъ Потоцкій и графъ Чапскій, въ серединѣ XVIII-го вѣка, впервые упоминаютъ объ Украинѣ, какъ о нѣкой самостоятельной этно-политической единицѣ.

Они изображали ее какъ родственную Польшѣ землю, покоренную «москалями», а Чапскій опредѣлилъ, что украинцы — это народъ происходящій, въ его воображеніи, отъ нѣкихъ «укровъ», не то кельтскихъ, не то скиѳскихъ племенъ, заселявшихъ югъ Россіи въ IV-мъ вѣкѣ по Р. Х. Полонизація юго-западной Руси въ началѣ XIX-го вѣка, была первопричиной утвержденія въ польской литературѣ такъ называемой «украинской школы»; изъ представителей польскихъ писателей и поэтовъ, воспитавшихъ «польскую Украину», напримѣръ, Мальчевскій. Этой акціи тайно содѣйствовалъ князь Адамъ Чарторійскій — другъ и министръ Александра I-го, позже участвовавшій въ возстаніи Костюшки.

Украинское движеніе, какъ антиподъ здоровому патріотизму Малороссіи, зародилось, однако, не въ Варшавѣ, а во Львовѣ, при поддержкѣ Австріи, получившей при раздѣлѣ Польши древнее русское княжество Галицію. Поэтому, основой литературной «украинской мовы» было положено галиційское нарѣчіе, мало понятное какъ малороссамъ, такъ и великороссамъ, какъ наиболѣе ополяченное. Цѣлый рядъ словъ былъ заимствованъ изъ польскаго языка. При щедрой поддержкѣ австрійскихъ властей, во Львовѣ основалось «Литературно-наукове товариство имени Шевченко», которое стало издавать украинскую политическую литературу, всячески поощряя сепаратизмъ Малороссіи въ ущербъ Россійской имперіи.

Оторванная отъ отчизны Прикарпатская или Червонная Русь, рано превратилась въ арену борьбы двухъ міровоззрѣній: украинскаго, насаждаемаго сперва польскими, затѣмъ австрійскими властями и русскаго, которымъ были проникнуты народныя массы. Соотвѣтственно съ интересами власть имущихъ, измѣнялось и именованіе народа этого древне русскаго края. Такъ, Австрія, присоединивъ Галицію, назвала въ 1848 году своихъ подданныхъ «рутенами», такъ какъ графъ Стадіонъ, губернаторъ Галиціи, почелъ политически опаснымъ сохранять русское имя для населенія... Замѣтимъ тутъ, что какъ разъ тогда императоръ Николай I-й поспѣшилъ на помощь Австріи въ подавленіи венгерскаго возстанія... Неблагодарный Францъ-Іосифъ, завистникъ Россіи, всячески содѣйствовалъ вытравленію изъ народа всего русскаго, слѣдуя директивамъ Ватикана, ненавидящаго Николая I-го за недавнее присоединеніе къ Русской Церкви уніатовъ Западнаго Края. Какъ и въ Польшѣ, начались въ Прикарпатской Руси гоненія на Православіе и насажденіе уніатства, а съ другой стороны, всемѣрная украинизація. Въ австрійской политикѣ украинскій сепаратизмъ и унія стали нераздѣльны, благодаря чему въ 1913 году названіе «рутеновъ» было признано не благонадежнымъ и замѣнено «украинцами». Францъ-Іосифъ узаконилъ это наименованіе при открытіи украинскаго университета во Львовѣ. Австрія приступила къ подготовкѣ кадровъ пропагандистовъ-галичанъ для проведенія всесторонней антирусской кампаніи въ самостійномъ украинскомъ направленіи.

Когда вспыхнула Первая міровая война, Вѣна поспѣшно прибѣгла къ самымъ жестокимъ мѣрамъ, опасаясь содѣйствія карпатороссовъ русскимъ войскамъ: возлѣ Граца возникъ концлагерь Талергофъ, куда ссылались тысячи жителей по доносамъ украинскихъ самостійниковъ, изъ коихъ болѣе 200 священниковъ. Несчастныхъ подвергали мученіямъ и издѣвательствамъ, обвиняя въ шпіонажѣ въ пользу Россіи, часто разстрѣливали или вѣшали безъ суда и слѣдствія... Число жертвъ превышало 60,000...

Повторимъ, что украинизація и насилія къ уніи съ Римомъ, производились при полной поддержкѣ Ватикана, чему рьяно содѣйствовалъ митрополитъ Львова польскій графъ Шептицкій, мечтавшій стать патріархомъ Великой Украины... (см. Н. Воейковъ «Церковь, Русь и Римъ», Джорданвиллъ, 1983 г. Ч. II, гл. 4).

Любопытно, что въ программахъ революціонныхъ партій, готовящихся къ сверженію любыми способами царскаго престола, значилось требованіе о созданіи автономной республики Украины. Используя зараженность большинства украинской интеллигенціи марксистскими теоріями, галичане легко смогли провести въ вожди самостійничества своихъ людей. Изъ нихъ, въ 1917 году, составилась Центральная Рада, возглавленная Грушевскимъ и Винниченко. Послѣ революціи Керенскаго, Временное правительство поспѣшило признать автономію края, во главѣ съ Генеральнымъ Секретаріатомъ, выдвинутымъ Центральной Радой. Съ паденіемъ Керенскаго, пала и Рада, сбѣжавшая передъ наступленіемъ на Кіевъ большевиковъ, подъ командой Муравьева.

По заключеніи съ нѣмцами позорнаго міра въ Брестъ-Литовскѣ, на Украинѣ воцарилась анархія, вплоть до взятія Кіева нѣмецкими войсками. Мірный договоръ съ большевиками включалъ признаніе независимой Украины Германіей и Австріей. Весь край былъ оккупированъ послѣ сверженія демократическаго правительства Рады. 29-го апрѣля 1918 года, въ Кіевѣ былъ избранъ «гетманомъ всея Украины» генералъ Скоропадскій. Его правленіе окончилось съ уходомъ нѣмецкихъ войскъ, когда въ Германіи вспыхнула революція. Власть перешла къ Украинскому Національному Союзу, возглавляемому Швецомъ, Макаренко и Петлюрой. Отмѣтимъ тутъ, что до своего паденія, украинцы успѣли заключить съ Польшей договоръ 21 апрѣля 1920 года, согласно которому полякамъ отдавались Галиція, Волынь и часть Подоліи!... Послѣ побѣды красныхъ войскъ, Ленинъ включилъ въ РСФСР Малороссію подъ названіемъ Украинской республики (УССР), каковой она пребываетъ до нашихъ дней [прим. — статья была написана до развала СССР].

Бѣжавшіе заграницу самостійники организовали свои общины и союзы, создали враждебные Россіи органы печати, распространяя повсюду ложную информацію, на пользу врагамъ Россійской имперіи, оказавшимъ сепаратистамъ поддержку въ своихъ интересахъ. Особенно преуспѣли украинцы въ США и западной Канадѣ, гдѣ въ 1988 году они устроили торжественный пріемъ Папѣ Іоанну-Павлу II-му — поляку, не постѣснявшемуся признать св. князя Владимира государемь никогда не существовавшей Украинской державы...

Къ счастью, за рѣдкими исключеніями, украинскій сепаратизмъ не имѣетъ корней въ народныхъ массахъ на родинѣ и, вѣримъ мы, не станетъ помѣхой, когда, послѣ паденія совѣтской власти, возродится единая и недѣлимая національная Россія.

Тогда возстанетъ и многострадальная Малороссія, воспѣтая Гоголемъ и рядомъ нашихъ лучшихъ поэтовъ и писателей, прославившихся и въ своихъ произведеніяхъ:

                                           «Край, гдѣ все обиліемъ дышитъ

                                           Гдѣ рѣки льются чище серебра»...

10 апрѣля, 1990.


Отъ Издательства:

Книга «Правда объ уніатствѣ» составлена Николаемъ Николаевичемъ Воейковымъ, который прекрасно изучилъ вопросъ о Римскихъ поползновеніяхъ, посколько онъ много лѣтъ работалъ надъ нимъ и результатомъ этого его изслѣдованія явилась его книга: «Церковь, Русь и Римъ», изданная въ 1983 году (Джорданвиллъ, Н. І.). «Правда объ уніатствѣ» является краткимъ резюме всей вышеуказанной книги. Это — послѣдній трудъ Николая Николаевича и печатается посмертно. Николай Николаевичъ писалъ эту работу уже будучи тяжело больнымъ, скончался онъ въ іюлѣ 1990 года. Вѣчная ему память!

Источникъ: Сборникъ объ уніи. — Jordanville: Holy Trinity Monastery. Printshop of St. Job of Pochaev, 1995. — С. 177-181.

/ Къ оглавленію раздѣла «Исторія Россіи» /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0