Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Стоянiе за истину

Посланіе преп. Ѳеодосія о вѣрѣ варяжской.

Въ половинѣ XI в. западная церковь окончательно отпала отъ Церкви восточной. Тогда православные греки глубоко оскорблены были гордыми посланниками папы не только въ вѣрѣ своей, но и въ своихъ народныхъ чувствованіяхъ [1]. Тогда же и въ самыхъ писаніяхъ той и другой стороны стали замѣчаться рѣзкіе отзывы о противной сторонѣ. Такого именно настроенія извѣстное у насъ посланіе преп. Ѳеодосія († 1074 г.) къ великому князю Изяславу о вѣръ варяжской или латинской, замѣчательное тѣмъ болѣе что представляетъ собою самый первый опытъ въ обличительномъ родѣ, написанный собственно русскимъ.

Посланіе это сохранилось во многихъ спискахъ, и вездъ усвояетея знаменитому игумену печерскому Ѳеодосію [2]. Хотя оно пострадало отъ писцевъ, измѣнявшихъ его по невъжеству, частію въ порядкѣ размѣщенія, частію въ количествѣ частей; но сомнѣваться въ его подлинности нѣтъ основанія.

Поводъ къ написанію посланія подалъ самъ великій князь Изяславъ, какъ видно изъ начала нѣкоторыхъ списковъ: «Вопрошеніе князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена печерскаго Ѳеодосія о латинѣ. И рече Изяславъ: скажи ми, отче, вѣру варяжскую»; или: «Въспросъ благовѣрнаго князя Изяслава о латынѣхъ. Пріиде нѣкогда благовѣрный и великій князь Изяславъ, сынъ Ярославль, внукъ Володимеровъ къ святому отцу нашему Ѳеодосію». Чтó побудило великаго князя Изяслава спрашивать знаменитаго игумена о вѣрѣ варяжской? Въ 1068 г. великій князь Изяславъ, выгнанный народомъ изъ Кіева; бѣжалъ въ Польшу. Король польскій Болеславъ II принявъ Изяслава со всѣми знаками искренняго дружелюбія, какъ несчастнаго государя и близкаго родственника, охотно согласился помогать ему. Весною 1069 г. Изяславъ вмѣстѣ съ Болеславомъ явился въ русскихъ предѣлахъ. Съ помощію поляковъ онъ опять сѣлъ на своемъ престолѣ. Поляковъ распустили на покормъ по волостямъ, гдѣ жители начали тайно убивать ихъ за то, вѣроятно, что они, какъ побѣдители и латинцы, мало уважали вѣру побѣжденныхъ и дѣлали насилія имъ [3]; въ слѣдствіе чего Болеславъ возвратился въ свою землю. Недолго сидѣлъ на своемъ престолѣ Изяславъ; въ 1073 году, поссорившись съ братомъ своимъ, Святославомъ Черниговскимъ, онъ задумалъ снова бѣжать въ Польшу и искать помощи у латинъ. Въ этомъ положеніи совѣсть не могла не безпокоить набожнаго князя недоумѣнiями о вѣрѣ тѣхъ, съ которыми хотѣлъ онъ снова вступить въ сообщеніе; уваженіе же, какое имѣлъ князь къ преп. Ѳеодосію, могло заставить его искать разрѣшенія сомнѣніямъ у великаго игумена, — тѣмъ болѣе, что митр. Георгій тогда былъ въ Греціи [4].

Посланіе Ѳеодосія можно раздѣлить на двѣ части: въ первой онъ изчисляетъ князю разныя отступленія латинъ отъ православной вѣры и ихъ недобрые обычаи; а во второй предлагаетъ правила, какъ долженъ вести себя князь по отношенію къ латинской вѣрѣ и ея послѣдователямъ. Къ числу отступленій отъ вѣры и странныхъ обычаевъ относятся слѣд.: 1) «глаголютъ Духа Святаго исходяща отъ Отца и Сына и въ Савльску ересь вступаютъ» (разумѣется въ томъ смыслѣ, что сливаютъ двѣ божескія ѵпостаси — Отца и Сына въ одну, когда говорятъ, будто Духъ Святый исходитъ отъ Обоихъ Ихъ вмѣстѣ, какъ отъ одного начала); 2) «нечисто живутъ: ядятъ со псы и съ кошками, и пьютъ свой сець; ядятъ лвы и дикіе кони, и ослы, и удавленину и мертвечину, и медвѣдину, и бобровину, и хвостъ бобровъ, и въ говѣнье ядятъ мяса пущаюче въ воду; а въ первую недѣлю поста во вторникъ черньци ихъ ядятъ лой и въ суботу постятся, и постившеся вечеръ ядятъ молока и яица»; 3) «а согрѣшають, — не отъ Бога просятъ прощенья, но прощають попове ихъ на дару», т. е. употребляютъ индульгенціи; 4) «попове ихъ не женятся законною женою, но сробами дѣти добываютъ, и служать невозбранно»; 5) «пискупи ихъ наложници держать, и на войну ходятъ»; 6) «оплатокъ служатъ»; 7) «иконъ не цѣлуютъ, ни мощей святыхъ, а крестъ цѣлуютъ написавше на земли, и въставше попираютъ его ногами»; 8) «мертвеца кладутъ на западъ ногами, а руцѣ подонь подложивше»; 9) «женящеся у нихъ, поимають двѣ сестрѣ»; 10) «крещаются во едино погруженье»; 11) «мы крещающеся мажемся мѵромъ и масломъ, а они соль сыплють крещаемому въ ротъ»; 12) «имя не нарицаютъ святаго, но како прозовутъ родители, въ то имя крестять». Перечисливъ отступленія латинъ отъ православной вѣры и недобрые обычаи ихъ, преп. Ѳеодосій слѣдующими словами заключаетъ первую часть своего посланія: «ина многа злая дѣла суть у нихъ; развращеная погибель полна вѣра ихъ. Его же ни жидове творятъ, то они творятъ»… Изложивъ отступленія латинъ отъ православной вѣры и недобрые обычаи ихъ и сказавъ, что земля наша «исполнилася злыя тоя вѣры», преп. Ѳеодосій даетъ наставленія, какъ держать себя по отношенію къ латинской вѣрѣ и ея послѣдователямъ: 1) надобно всъми мѣрами блюстися ея, особенно тѣмъ, которые живутъ посреди латинъ, потому что «сущему въ иной вѣрѣ или въ латинстѣй, или въ арменьстѣй, нѣсть видити имъ жизни въчныя»; 2) не дóлжно хвалить чужой вѣры, потому что кто хвалитъ чужую вѣру, тотъ «обрѣтается свою вѣру хуля и есть двоевѣрецъ, близь есть ереси»; 3) съ послѣдователями варяжской вѣры не дóлжно имѣть общенія ни по дѣламъ брачнымъ, ни въ причастіи Христовыхъ таинъ, ни въ пищѣ, ни въ питіи: впрочемъ «Бога ради просящимъ у насъ ясти и пити — дати имъ, но въ ихъ судѣхъ; аще ли не будеть у нихъ судна, въ своемъ дати, потомъ, измывши, дати молитву»; 4) «аще случится умрети по св. вѣрѣ и Господа ради, дóлжно умереть съ деръзновеніемъ за вѣру Христову; святіи бо по вѣрѣ умроша, да живи суть о Христѣ». Кромѣ этихъ общихъ наставленій, преп. Ѳеодосій, обращаясь собственно къ вел. князю Изяславу, заповъдуетъ: «ты же, чадо, блюдися ихъ, и свою вѣру непрестанно хвали. Ни свойся къ нимъ, но бѣгай ихъ, и подвизайся въ своей вѣрѣ добрыми дѣлы; милостынею милуй не токмо своея вѣры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, или голодна, или зимою или бѣдою одержима: аще ли ти будетъ жидовинъ, или срацинъ, или болгаринъ, или еретикъ, или латынянинъ, или ото всѣхъ поганыхъ, — всякого помилуй, и отъ бѣды избави я, аже можеши: и мъзды отъ Бога не лишенъ будеши. Богъ бо и самъ поганыя набдитъ, якоже и крестьяны... Аще узриши нѣкія иновѣрныя съ вѣрнымъ прю дѣющи, лестью хотяща отвести отъ правыя вѣры, ты же вѣдая не скрый въ собѣ, но помози правовѣрнымъ; аще имъ поможеши, то яко овча избавиши отъ устъ львовыхъ; аще ли умолчиши, то яко отъемь у Христа, предаеши ихъ сотонѣ. Аще ти речеть прець: сію вѣру и óну Богъ далъ есть, ты же, чадо, рцы: то ты кривовѣренъ, мниши Бога двоевѣра, то не слышиши ли, окаянне, разъвращене злыя вѣры? Писанье глаголетъ: единъ Богъ, едина вѣра, едино крещенье... Не слышите ли апостола Павла глаголюща: аще ангелъ пришедъ съ небесе благовѣстить вамъ, а не яко же мы благовѣстихомъ, да буди проклятъ? Вы же отринувше проповѣданье апостольское и святыхъ отець исправленье, и пріясте неправду и вѣру развращену, полну многія погибели; того ради отъ насъ бысте отвержени».

Въ этомъ посланіи ясно высказана мысль; что въ варяжской или латинской вѣрѣ нельзя спастись и что не слѣдуетъ имѣть общеніе съ латинами въ дѣлахъ, касающихся вѣры. Такъ училъ преп. Ѳеодосій, а онъ былъ такимъ лицемъ, предъ которымъ благоговѣла вся Россія! Тоже ученіе о латинской Церкви было и у прочихъ иноковъ Кіево-печерскаго монастыря, въ которомъ преп. Ѳеодосій былъ игуменомъ въ продолженіе двѣнадцати лѣтъ, а изъ этой обители вышли лучшіе люди того времени, которые разсѣялись въ качествѣ проповѣдниковъ Христіанства язычникамъ, основателей монастырей и въ санѣ епископовъ, распространяя то ученіе, которому научились въ обители. Ученіе о латинской Церкви преп. Ѳеодосія отразилось во всей полнотѣ въ лѣтописи преп. Нестора. Прочитайте одинъ разсказъ его о томъ, что внушено было великому князю Владиміру о латинахъ при крещеніи его въ Корсуни [5]; а лѣтопись Нестора читала и списывала тоже вся Россія.

Рѣзкій тонъ посланія… былъ весьма… естественъ во дни преп. Ѳеодосія, когда латины только-что отпали отъ православной Церкви и, по своимъ проискамъ къ совращенію православныхъ, крайней испорченности нравовъ, были нестерпимы для грековъ; а вслѣдъ за ними и для русскихъ. Такимъ образомъ тонъ посланія, совершенно согласный съ духомъ того времени и съ ревностію Ѳеодосія, горѣвшаго пламеннымъ желаніемъ вразумить и обратить заблудшихъ къ православной вѣрѣ, не только не можетъ служить признакомъ неподлинности посланія, напротивъ скорѣе ручается за его подлинность.

Вотъ самое посланіе это по сборнику Паисіевскому Кириллобѣлоезерской библіотеки:

Слово святаго Ѳеодосья, игумена Печерьскаго монастыря
О вѣръ крестьяньской i о латыньскоі.
Господи благослови.

Слово ми есть к тобѣ, княже Боголюбивый! Азъ Ѳедосъ, худый рабъ Пресвятыя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа, вь чистѣі і правовѣрнѣі вѣрѣ роженъ, и воспитанъ в добрѣі наказанья правовѣрнымъ отцемъ и матерью, наказываюче мя добру закону, вѣрѣ же Латыньстѣй не прелучаітеся, ни объчая іхъ держати, і компанья ихъ бѣгати, і всякаго ученья ихъ бъгати, і норова іхъ гнушатися, и блюсти своихъ дочереі не давати за нихъ, ни у нихъ поімати, ни брататися, ни поклонитися, ни цѣловати его, ни с нимъ ізъ единаго судна ясти, ни пити, ни брашна ихъ приймати. Тѣмже паки у насъ просящимъ Бога ради ясти и пити — дати имъ, но въ ихъ судѣхъ; аще ли не будеть у нихъ судна, въ своемъ дати; потомъ измывши, дати молитву: занеже не право вѣруютъ, и не чисто живуть: ядять со псы и с кошками, і пьють бо свой сець; ядять лвы і дикие кони, і ослы, і удавленину, і мертвечину, і мѣдвѣдину, і бобровину, і хвостъ бобровъ, і въ говѣнье ядять мяса, пущаюче в воду; а 5 недѣлю поста во вторникъ черьньци іхъ ядять лой і всуботу постяться, і постившеся вечеръ ядять молока и яіца. А согрѣшають, — не отъ Бога просять прощенья; но прощають попове ихъ на дару. А попове ихъ не женяться законною женитвою; но с робами дѣти добываютъ, и служать невозбранно; а пискупи іхъ наложници держять, і на воіну ходятъ, і оплаткомъ служать. Іконъ не цѣлуютъ, ни мощей святыхъ; а крестъ цѣлують написавше на земли, і въставше попирають его ногами, мертвеца кладутъ на западъ ногами, а руцѣ подонь подложивше; женяще же ся у нихъ, поімають 2 сестрѣ; а крещаются во едино погруженье, а мы въ 3; мы крещающеся мажемся мѵромъ і масломъ, а они соль сыплютъ крещаемому в ротъ; имя же не нарицаютъ святаго, но кого прозовуть родители, в то iмя крестять. А глаголють Духа Святаго исходяща отъ Отца и отъ Сына. Іна многа злая дѣла суть у нихъ; развращеная погибель полная вѣра іхъ. Его же ни Жидове творятъ, то они творятъ. Много же и в Савьску ересь вступлютъ. Мнѣ же рече отець моі: ты же, чадо, блюдися кривовѣрныхъ, і всѣхъ іхъ словесъ; занеже исполнилася і наша земля злыя тоя вѣры; да кто спасая спасеть душю свою, въ правовѣрнѣі вѣрѣ живучи. Нѣсть бо іноя вѣры лучше нашеі, яко же наша чиста и свята вѣра правовѣрная. Сею бо вѣрою живущи грѣховъ избыти і муки вѣчныя гознути, но жизни вѣчныя причастнику быти і бес конца со святыми радоватися; а сущему въ иноі вѣрѣ іли въ Латъньстѣі, іли въ Арменьстѣі, нѣсть видѣти імъ жизни вѣчныя. Не подобаетже, чадо, хвалити чужее вѣры. Аще хвалить хто чужю вѣру, то обрѣтаеться свою вѣру хуля. Аще ли начнетъ непрестанно хвалити и свою, і чужю, то обрѣтаеться таковыі двоевѣрець: близъ есть ереси. Тыже, чадо, блюдися ихъ, и свою вѣру непрестанно хвали. Ни свойся книмъ; но бѣгаі ихъ, і подвизаіся въ своеі вѣрѣ добырыми дѣлы; милостынею милуі не токмо своея вѣры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, іли голодна, іли зимою или бѣдою одержима: аще ли ти будетъ Жидовинъ, іли Срацинъ, іли Болгаринъ, іли еретикъ, іли Латинянинъ, іли ото всѣхъ поганыхъ, — всякого помилуі, и отъ бѣды избави я, яже можеши: и мъзды отъ Бога не лишенъ будеши. Богъ бо и самъ нынѣ поганыя набдитъ, яко же и крестьяны. Поганымъ же іновѣрцемъ в семъ вѣцѣ попеченье отъ Бога, а в будущемже чюжи будутъ добрыя дѣтели; мы же, живуще въ правовѣрнѣі вѣрѣ, здѣ есмы набдими Богомъ, а въ будущемъ вѣцѣ спасаеми Господомъ нашимъ Ісусъ Христомъ. Рече же ми отець моі: чадо, аще ти ся случить умрети по святѣі сеі вѣрѣ і Господа ради, то умри съ деръзновеньемъ за вѣру Христову: святіи бо по вѣрѣ умроша, да живи суть о Христѣ. Ты же, чадо, аще узриши нѣкія іновѣрныя свѣрнымъ прю дѣющи, лестью хотяща отвести отъ правыя вѣры, ты же вѣдая не скрый в собѣ, но помози правовѣрнымъ; аще имъ поможеши, то яко овча ізбавиши отъ устъ львовыхъ; аще ли умолчиши, то, яко отъемь у Христа, предаеши іхъ сотонѣ. Аще ти речеть прець: сию вѣру і óну Богъ далъ есть, ты же, чадо, рцы: то ты кривовѣренъ, мниши Бога двоевѣра, то не слышиши ли, окаянне, развращене злыя вѣры? Писанье глаголеть: единъ Богъ, едина вѣра, едино крещенье, — рече Господь: тако бо лѣпо есть намъ іскончати всю правду; да ее все ісполнивъ, толи вознесеся, і ученики посла на проповѣданье. Ты же по проповѣданью Апостольскому толико лѣтъ державъ правую вѣру, совратился еси на зловѣрье по наученью сотонину. Не слышите ли Апостола Павла глаголюща: аще ангелъ пришедъ снебесе благовѣстить вамъ, а не яко же мы благовѣстихомъ, да буди проклятъ? Вы же отринувше проповѣданье Апостольское і святыхъ отець ісправленье, і приясте неправду і вѣру развращену, полну многия погибели; того ради отъ насъ бысте отвержени; того ради имъ свами недостоіно сужитья приімати, ни къ Божественнымъ тайнамъ обще приступати, — ни імъ к нашеі, ни намъ къ ихъ: зане мертвымъ тѣломъ служите, мертва Бога призывающа. А мы служимъ живымъ тѣломъ, самого Господа жива видящи, одесную Отца сидяща: и паки придеть судити живымъ и мертвымъ. Вы же есте мертвиі, мертву жертву здѣваете: а мы живу Богу живу жертву приносимъ, чисту, непорочну, і животъ вѣчный обрѣсти. Тако бо писано: воздасться комуждо по дѣломъ его, о Христѣ Ісусѣ, о Господѣ нашемъ, Емуже слава. Аминь.

Примѣчанiя:

[1]
Какъ глубоко оскорблены были въ то время греки папскими послами, для уразуменія этого достаточно прочитать грамату отлученія, составленную кардиналомъ Гумбертомъ въ Константинополѣ, въ которой православнымъ грекамъ приписываются всѣ когда-либо бывшія ереси.
[2]
Кормч. Рум. муз. № 233, л. 377; Сборн. Царскаго № 393, л. 513 на об.; Патерикъ кассіановск. редакцiи 1462 г. (Имп. публ. библ. № 271; Новгор. Соф. библ. № 502 и др.). Опис. рукоп. Толстова. отд. III. № 70. стр. 599. 600.
[3]
На это указываютъ слова посланія Ѳеодосія: «исполнилася наша земля злыя тоя (т. е. латинскія) вѣры; аще узриши нѣкія иновѣрныя съ вѣрнымъ прю дѣющи, лестью хотяща отвести отъ правыя вѣры, помози правовѣрнымъ, аще имъ поможеши, то яко овча избавиши отъ устъ львовыхъ».
[4]
Полп. собр. русск. лѣтоп. І. 78-79.
[5]
Полн. собр. русск. лѣтоп. 1. 49-50.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе преп. Ѳеодосія о вѣрѣ варяжской. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1865 г. – Книга II. – с. 317-328.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0