Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Патерики и житiя святыхъ

Житiе святаго Исаiи, епископа Ростовскаго.

Житіе св. Исаіи мы имѣемъ въ спискахъ двухъ редакцій, съ дополнительными извѣстіями ХIII вѣка относительно прославленія и церковнаго почитанія сего святителя. Одинъ списокъ, находящійся въ сборникѣ Соловецкой библіотеки подъ № 806, по внутреннимъ признакамъ, относится ко второй половинѣ ХІІІ вѣка и написанъ, по всей вѣроятности, по случаю перенесенія мощей св. Исаіи (что было, какъ значится во всѣхъ соловецкихъ спискахъ житія, въ 1274 году) изъ притвора церкви Святой Богородицы, гдѣ онѣ первоначально, по открытіи въ 1164 году, положены были, во-внутрь церкви, гдѣ помѣщены «въ новомъ гробѣ, на правой сторонѣ, близь южныхъ дверей». Издатель этого списка житія, окончивъ свое повѣствованіе 1274 годомъ, въ заключеніи испрашиваетъ у св. Исаіи молитвъ, между прочимъ, объ избавленіи Ростова «отъ нахоженія иноплеменныхъ»: это обыкновенная черта русскихъ духовныхъ сочиненій, писанныхъ въ тяжкое время монгольскаго ига. Краткостъ повѣствованія, имѣющая отчасти характеръ лѣтописный, отсутствіе витіеватости, какою изобилуютъ житія, даже древнія, въ позднѣйшихъ редакціяхъ, несомнѣнно приближаютъ этотъ списокъ къ древнѣйшей, первоначальной редакціи житія св. Исаіи: только хронологическія показанія его, кажется, не совсѣмъ вѣрны и требуютъ провѣрки по лучшимъ спискамъ. Другой списокъ, находящійся въ рукописной соловецкой Минеи-Четьи подъ № 513 и 514, принадлежитъ уже позднѣйшей редакціи ХѴ или ХѴІ вѣка и, по всей вѣроятности, самой редакціи Четьи-Миней. Особенность этого списка та, что въ немъ болѣе многословія и витіеватости, и нѣтъ достовѣрности въ дополнительныхъ, историческихъ извѣстіяхъ; также при разсказѣ объ освященіи Кіево-печерской церкви, встрѣчается указаніе на Кіево-печерскій Патерикъ: чтó свидѣтельствуетъ о позднемъ происхожденiи списка; потому что полный составъ и окончательная редакція Кіево-печерскаго Патерика съ такимъ названіемъ принадлежитъ уже ХѴ и ХѴІ вѣку. Составитель этого списка видимо дополнялъ древнее житіе частію изъ Патерика, частію изъ лѣтописей и всего болѣе изъ своего краснорѣчія. Мы предлагаемъ житіе св. Исаіи по первому списку, какъ болѣе древнему по происхожденію и несомнѣнно ближайшему къ самой первой редакціи, отмѣчая, впрочемь, подъ чертой отличительныя особенности и варіанты изъ втораго списка.

Мѣсяца маия в 15 день.
Память Исаіа епископа Ростовьскаго чюдотворца [1].

Сеи убо блаженныи Исаия. отъ земля Руския. отъ области Киевъския рожденіе и воспитание имѣ. и отъ юны връсты миръ оставляетъ. и Христа возлюбивъ. и приходитъ убо в Печерскии монастырь. иже на Киевѣ. и тамо остризается. и всѣхъ долу влекущихъ и тлѣнныхъ мира сего оставляетъ. и съжительникъ бываетъ во всемъ и подражатель преподобному Ѳеодосію. и превосходитъ многи житіемъ и постомъ и молитвою. и всѣми добродѣтельми. и в тѣлеси убо яко ангелъ является. трьпѣніемъ мужества своего страсти тѣлесныя побѣжаетъ. и крѣпкии воинъ небесному Царю являстся. по Божiю строенiю приходитъ убо благовѣрныи и великии князь Изяславъ сынъ великаго князя Ярослава в монастырь ко преподобному Ѳеодосию. и проситъ у него блаженнаго Исаія въ монастырь святаго Дмитрия на игуменство. и преподобныи Ѳеодосеи даруетъ ему яко нѣкии даръ сего блаженнаго. и Іона митрополитъ поставляетъ на игуменство въ монастырь святаго Дмитрея в лѣто 6570 [1062] [2]. блаженныи прииде в монастырь и бываетъ истиныи пастырь и наставникъ тамо живущеи братии. а не якож наимъникъ нерадяи о овцахъ и вдасть убо себе на болшии подвигъ. ревнуя апостольскому житiю. благими убо дѣлы душу просвѣщая. тѣло же изсушая. труды ко трудомъ прилагая. учениемъ же своимъ вѣрныхъ душа напаяя. на истиныи разумъ и къ Богу приводя. многия же ради его добродѣтели. избраниемъ Святаго Духа. поставленъ бываетъ граду Ростову епископомъ [3]. в лѣто 6585-е [1077]. отъ митрополита Иоана [4]. и достизаетъ убо своего престола блаженыи. видѣ люди тамо новокрещеныи и неутверженыи в вѣрѣ. яко новосажденныи виноградъ. напаяетъ убо тѣхъ своимъ учениемъ. блаженныи возращаетъ в добродѣтелех плодъ сторицею благому Владыцѣ приноситъ. якоже благыи онъ рабъ. и обходитъ убо прочая грады и мѣсты. еж в Ростовьстѣи и в Суздальстѣи области. и невѣрных увѣщаетъ вѣровати во Святую Троицу. Отца и Сына и Святаго Духа. и просвѣщаетъ святымъ крещениемъ. вѣрных укрѣпляетъ неподвижным и непоколебимым быти в вѣрѣ. идѣже обрѣтаетъ идолы. вся огню предаяше. и по всему ревнуя апостольскому житию [5]. и елико же и онъ тщася дѣло равно апостоломъ сътворити. толико и Господь нашь Ісусъ Христосъ. праведныи Судия. даруетъ тому даръ равенъ со апостолы. якоже убо славнии апостоли на облацѣ носими на преставление Божія Матере. тако и сей блаженныи облакомъ носимъ бысть на освященіе храму Божіа Матере. егда убо совершена бысть церковь Святыя Богородица монастыря Печерска. иже на Киевѣ. и блаженному митрополиту Іоану уже ко освящению церкве приготовльшуся. и во скорби и печали велицѣи бываетъ блаженыи митрополитъ. яко ни единому епископу не сущу съ нимъ на освященіе чюдныя тоя церкви Божія. койждо епископъ въ своеи епископьи пребываше тогда растоянія мѣстомъ далече имѣюще. блаженыи Исаія в Ростовѣ тогда пребываетъ, и во единъ убо отъ днии блаженному Исаіи на молитвѣ стоящу. внезапу уноша страшенъ предста во одеждѣ свѣтлѣи и глагола ему. заутра в 15 день августа свящается церкви монастыря Печерскаго. и митрополитъ васъ ради в велицеи печали. и да будеши тамо с нимъ на освященіе. блаженыи же воскорѣ воставъ и в ладію всѣдъ и пловяше. нощи же приспѣвши. яже с нимъ люди в ладіи. поучивъ блаженыи отъ божественнаго писания. и возлещи тѣмъ повелѣваетъ. почити мало отъ труда. и заутра вси со блаженымъ подъ Киевымъ обрѣтаются. преславныи в чудесѣхъ Исаія приходитъ ко митрополиту Ивану. митрополитъ же почюдився. и вопрошаетъ блаженаго о пришествии его. святыи же Исаия глагола ему. присланыи отъ тебе владыко глагола ми. в 15 августа свящается церковь Святыя Богородица монастыря Печерскаго. и готовъ будеши с митрополитомъ на освященіе. азъ же несмѣявъ преслушатися владыко твоего повелѣния. и се пріидохъ. тогда же пріидоша и иніи епископи на освященіе. и такожде повѣдаху [6]. митрополитъ же вельми почюдився преславному тому чюдеси. яко ни колиже послалъ бѣяше по епископы. и вкупѣ освящаютъ церковь Божія Матере и литургія совершаютъ Богу и Пречистѣи Его Матери о преславнемъ чюдеси. священа бысть церкви Печерьская Святыя Богородица. митрополитомъ Иоаномъ. епископомъ Лукою Бѣлогородскымъ. и Иваномъ епископомъ Черниговъскымъ. и Исаіемъ епископомъ Ростовъскимъ в лѣто 6597-е [1089] мѣсяца августа в 15 день. при благовѣрномъ князѣ Всеволодѣ [7]. и паки святыи Исаия не умедли. но скоро на облацѣ носимъ бысть. поставленъ бываетъ в Ростовѣ у своего престола. в дому Пречистыя. и добрѣ упасъ порученное Христово стадо словесныхъ овецъ. и ко Господу преставися егож измлада возлюби. и блаженное его тѣло погребено бываетъ. во церкви Святыя Богородица во градѣ Ростовѣ. по многих убо лѣтѣхъ по згорѣніи чюдные церкве древяные. в лѣто 6672-е [1164] копающимъ ровъ каменнои церкви и обрѣтаютъ убо гробъ блаженнаго Исаия [8]. Отвръзше же и видѣша ризы и тѣло святаго цѣло и нетлѣнно. прославиша Бога и его Пречистую Матерь. иже нетокмо в житии сем. но и по смерти прослави Своего угодника святаго Исаия. яко толикими многими лѣты блаженнаго ризы и тѣло тлѣнію бысть непричастно. и егда ж содѣлаша церковь. и полагають святаго въ притворѣ на правои странѣ входя въ церковь. многа же и чюдеса быша тогда отъ святаго тѣлеси. многимъ же убо лѣтомъ минувшимъ. и въ небреженіи бысть святаго гробъ. яко николиже во притворѣ ономъ свѣщѣ горѣти у гроба святаго. священнику приходити съ кадиломъ ко гробу. архіепископъ тояже соборныя церкви Божія Матери [9]. видѣвъ образъ святаго Исаия почитаемъ и поклоняемъ отъ всѣхъ, гробъ же его заключенъ въ велицѣ небреженіи пребывающь. в 15 маия созываетъ священники тоя церкви святыя. и молитву сотворивъ касается пречюднаго отца чюдоносному гробу. преноситъ оттуду блаженнаго во святыхъ Исаия в лѣто 6782-е [1274]. и полагаетъ с великою честію в новѣмъ гробѣ на тойже странѣ близь двереи иже отъ югу [10]. идѣже и донынѣ с вѣрою приходящимъ ко гробу его подаетъ исцѣление.

О блаженныи учителю нашь. не престаи моляся о насъ съ Богородицею и со святители предстоящими престолу Христову. да молитвами вашими избудемъ отъ глада и пагубы. и нахожения иноплеменныхъ и отъ всѣхъ злыхъ. и здѣ богоугодно и праведно поживемъ. и въ будущемъ вѣцѣ со всѣми праведными будемъ обещницы вѣчныхъ благъ. славяще Святую Троицу. Отца и Сына и Святаго Духа.

Примѣчанiя:

[1]
Въ спискѣ Четьи-Минеи № 513 и 514 заглавіе такое: «Житіе и жизнь иже въ святыхъ отца нашего Исаія епископа Ростовскаго чюдотворца». Затѣмъ слѣдуетъ витіеватый приступъ, по обычаю жизнеописателей XVI вѣка. Выпишемъ нѣсколько строкъ для образца: «вѣнецъ убо многоцвѣтныи всякымъ украшеніемъ цвѣтовнымъ украшенъ. зрящимъ его многу свѣтлость подаваетъ. кыждо убо цвѣтъ своего образа видѣніемъ влечетъ к себѣ. овъ бѣлымъ образомъ просвѣщаетъ, инъже чрьвленымъ и багрянымъ и златозрачнымъ. и разно видѣніе имѣютъ. въ единомъ же совокупленіи. отъ многа араматъ чюдоносно благоуханіе испущаютъ. изимающе злосмрадіе отъ сердца вѣрныхъ. сиде убо житиа имѣющихъ и веліе усвоеніе къ единому Богови желающихъ. како угодная ему сотворити. и кыимъ образомъ доити и видѣти Іеросалимъ горніи и неизреченныя въ немъ радости и древле погубленное отечество наслѣдити. и ови убо отложивше плотьскую немощь. и вземли крестъ на свое рамо. и Христови послѣдоваша» и проч.
[2]
Въ пространномъ спискѣ, послѣ витіеватаго сравненія порученія небеснымъ Царемъ «большаго пастырства Исаіи, побѣдившаго супостата діавола», съ порученіемъ «земными царями большаго воеводства храбрствовавшимъ воинамъ», есть слѣдующая вставка: «в лѣто 6532-е родися у князя Ярослава сынъ Изяславъ. и того князя Изяслава боляринъ именемъ того сынъ часто прихожаше къ преподобному Антонію и Ѳеодосію и Никону. и повелѣ Антонии Никону пострищи его. и нарече имя ему Варлаамъ. и приде нѣкто отъ князя кажникъ. держа в дому его вся. моляся Антонію. хотя быти чернець. и повелѣ его Никону пострищи. и нарече имя ему Ефремъ. в лѣто 6559 [1051] постави князь Изяславъ в Кіевѣ церковь монастырь святаго Дмитріа. игумена Варлаама постави выведь ис Печерскаго монастыря святому Дмитрею, а на его мѣсто постави Ѳеодосія в Печерскыи монастырь. и по Варламѣ игуменѣ и по Божію устроенію» и проч. Далѣе также, какъ и въ краткомъ спискѣ. Только митрополитъ, поставившій его игуменомъ, называется Іоанномъ. Достовѣрно не извѣстно, кто былъ въ 1062 г. митрополитомъ.
[3]
Преп. Несторъ въ житіи препод. Ѳеодосія говоритъ о св. Исаіи: «посемже христолюбивыи князь Изяславъ. отъ монастыря святаго Ѳеодосіа. избравъ единаго отъ братіа. иже въ чернечьском житіи просиявша Ісаію наричема. того изведе игумена постави у святаго Дмитрея въ своем манастыри. иж послѣдиже добрых ради нравъ его поставленъ бысть епископомъ Ростову граду. и тамо съ святыми чтутъ его. пріятъ бо отъ Бога чюдотвореніа даръ» (Патер. Кіево-печ. ркп. Солов. № 630 гл. 23; № 632 гл. 23.).
[4]
Въ этомъ году митрополитомъ былъ еще Георгій (1065-1079 г.). А Іоаннъ II — уже съ 1080 по 1089 годъ.
[5]
Въ пространномъ спискѣ прибавлено: «нищихъ же милуя и доволяя ихъ пищею и одеждею, и милосердуя о нихъ, яко чадолюбивыи отець. и украшена обитель Духу Святому является».
[6]
Въ пространномъ спискѣ прибавлено: «извѣсто же о семъ сказуетъ в Патерицѣ Печерскомъ». Въ Патерикѣ Кіево-печерскомъ объ этомъ такъ повѣствуется: «Священа бысть церковь Печеръская в 6597 [1089]. въ пръвое лѣто игуменъства Іоаннова... пріидоша с митрополитомъ Іоанномъ епископъ Іоаннъ Черниговъскыи. Исаия Ростовьскыи епископъ. Антоніи Юрьевьскыи епископъ. Лука Бѣлогородскыи епископъ. никымже звани быша. и обрѣтошася в чинъ священіа. и въпроси их блаженныи митрополитъ. что ради пріидосте. незвани бывше. и отвѣщаша епископи. отъ тебе владыко пресланныи глаголаша нам пришедши. яко 15 августа освящается церковь Печерскаа. готови вси будете въ время литоргіа. мыже несмѣвше преслушатися твоего словесе. и се есмы... святитель же хотѣ изыскати таковых. кто суть звавшеи тѣх. и ту абіе гласъ таковъ. исчезоша испытающеи испытанію. онъ же паки простеръ руцѣ на небо. и рече. Пресвятая Богородице. якоже въ Своем преставленіи. апостолы отъ конецъ вселенныя събравши. въ честь Своему погребенію. тако и нынѣ въ освященіе церкви Своея. събравши тѣхъ. намѣстникы наши. съслужебникы. и вси въ ужасти быша отъ великихъ чудесъ» (Ркп. Сол. библ. № 632. слово 6.).
[7]
Въ простран. сп. прибавл: «дръжавному Рускыя земля и чадома его Володимера Мономаха. и Ростислава. в се же лѣто преставися Иванъ митрополитъ. бѣ же сеи Иванъ хитръ мужъ книгамъ и ученію. милостивъ къ убогымъ. и вдовицамъ ласковъ. и къ богату и убогу смиренъ. кротокъ и молчаливъ. и речистъ книгами святыми. утѣшая печальныя. и такова не бысть въ Руси. и по немъ небудетъ» (Сл. Полн. Собр. Рус. Лѣт. т. I, стр. 88-89. т. 2. стр. 276-277.).
[8]
Никон. 2, 191: «Въ лѣто 1162 (а въ житіи въ 1164) начаша копати рвы, и обрѣтоша тѣло блаженнаго Исаiи епископа Ростовскаго чудотворца».
[9]
Епископомъ Ростовскимъ, во время перенесенія мощей св. Исаiи, если только оно точно совершилось въ 1274 году, былъ Игнатій II, управлявшій ростовскою епархіею съ 1262 г. по 1288 годъ. А въ простр. сп. житія Исаіи епископъ, переносившій мощи, названъ Іоанномъ.
[10]
Простр. спис. «и сицевыя тогда глаголы святитель къ святителю взирая на гробъ вѣщаше. кое убо похваленіе по достоинству принесемъ тебѣ о святыи отче. или каковыми пѣсньми воспоемъ тя въ настоящеи сеи пресвѣтлыи твои праздникъ. никтоже бо достойное достойнѣ похвалити можетъ. но премѣнимся убо днесь отъ студености земныя. рекше оть грѣха и житеискихъ попеченіи. и пріидемъ на вышнее благоденьствіе и красоту въ нынѣшніи день. сирѣчь притецемъ въ Божію Матере церковь. и не цвѣты видимыа нѣкыа и чювственныа приносяще. иже зрѣніемъ точію красящеся. и насъ услаждающе. но похвалами и пѣсньми исполнь разумѣніа своя душа. и почтемъ духовнѣ чюднаго отца память тѣлесная все отложше. и любезно прирыщуще цѣлуемъ в раку честныхъ его мощей и очима и тѣмены прикасающеся. и рукама объемлюще. и со усердіемъ ко гробу его припадающе сице глаголемъ. о всечестная главо. святителю Божій. угодниче Спасовъ. избранниче Христовъ. блаженныи Исаіе. незабуди насъ твоихъ рабъ собранныа ти паствы. и помяни насъ во святыхъ ти молитвахъ. имѣеши бо дръзновеніе къ небесному Царю. и не презри насъ вѣрою и любовiю чтущихъ всечестную ти память. не престай о насъ молитву принося Христу Богу. се бо мощеи твоихъ гробъ очима нашима всегда видимъ есть. святая же душа невидима съ ангельскими воинствы и бесплотными лики. съ небесными силами. у престола Вседръжителева въ лѣпоту достойну веселится. убо намъ аще вѣдущимъ. яко живу ти пребывающу и по смерти. тако бо пророку глаголющу. душа праведныхъ в руцѣ Божіи. сего ради пріимуть царьствіе красоты. и вѣнець отъ рукы Господня, но о блаженный учителю нашъ. не престаи моляся о насъ» и проч. — Оканчивается также, какъ и краткій списокъ.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Житiе святаго Исаiи, епископа Ростовскаго. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1858 г. – Книга I. – с. 432-450.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0