Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 апрѣля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Патерики и житiя святыхъ

ПАТЕРИКЪ ПЕЧЕРСКIЙ (1893).

IV. Смиреннаго Симона, епископа Владимiрскаго и Суздальскаго,
Посланiе къ Поликарпу, печерскому черноризцу, о святыхъ черноризцахъ Печерскихъ [1].

1. Вступленіе.

Братъ! Сидя въ безмолвіи, соберись съ мыслями и скажи себѣ: инокъ убогій, не оставилъ ли ты ради Господа и міръ и по плоти родителей? Если же, пришедши сюда для спасенія, ты не духовное творишь, - зачѣмъ же облекся въ чернеческое имя? Не избавятъ тебя отъ муки черныя ризы, если живешь не по-иночески. Пусть же будетъ тебѣ извѣстно, какъ ублажаютъ тебя здѣсь князья, бояре и всѣ друзья твои. «Блаженъ онъ, говорятъ они, что возненевидѣлъ этотъ міръ и славу его: онъ уже не заботится о земномъ, желая только небеснаго». А ты живешь не по-чернечески. Какъ стыдно мнѣ за тебя! Чтó, если тѣ, которые ублажаютъ насъ здѣсь, предварятъ насъ въ Царствѣ Небесномъ и будутъ въ покоѣ, а мы будемъ стонать въ горькихъ мукахъ! И кто помилуетъ тебя, когда ты самъ себя губишь? Воспряни, братъ мой, и позаботься мысленно о своей душѣ! Работай Господу со страхомъ и со всякимъ смиренномудріемъ. И не дѣлай ты такъ, что нынче кротокъ, а завтра яръ и золъ; немного помолчишь, а потомъ опять станешь роптать на игумена и его служителей. Не будь лживъ; подъ предлогомъ тѣлесной немощи не отлучайся отъ церковнаго собранія: какъ дождь раститъ сѣмя; такъ и церковь влечетъ душу на добрыя дѣла. Все маловажно, что творишь ты въ келіи: Псалтырь ли читаешь, Двѣнадцать ли псалмовъ поешь, - все это не сравняется съ однимъ соборнымъ: «Господи, помилуй». Вотъ что пойми, братъ мой: верховный апостолъ Петръ самъ былъ церковь Бога живаго; а когда Иродъ взялъ его и посадилъ въ темницу, не молитвами ли церкви былъ онъ избавленъ отъ руки Ирода? И Давыдъ молится, говоря: «одного прошу я у Господа, и того только ищу, чтобы пребывать мнѣ въ домѣ Господнемъ во всѣ дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посѣщать святый храмъ Его» (Псал. 26, 4). Самъ Господь сказалъ: «домъ Мой домомъ молитвы наречется» (Матѳ. 21, 13). «Гдѣ, говоритъ Онъ, двое, или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди ихъ» (Матѳ. 18, 20). Если же соберется такой соборъ, въ которомъ будетъ болѣе ста братій, то какъ же тебѣ не вѣрить, что тутъ Господь Богъ нашъ? Его божественнымъ огнемъ приготовляется и обѣдъ ихъ, на одну крупицу котораго я промѣнялъ бы весъ, лежащій передо мной, обѣдъ. Свидѣтель мнѣ въ томъ Господь, что не коснулся бы я никакого кушанья, еслибъ только былъ у меня ломоть хлѣба и чечевица, приготовленные на святую братію.

Не дѣлай же ты такъ, братъ мой, чтобы нынѣ хвалить сидящихъ за трапезой, а завтра роптать на повара и на служащаго брата. Этимъ вѣдь ты старѣйшему непріятность дѣлаешь, да и самъ ѣшь грязь. Въ Отечникѣ написано, какъ одному старцу, явлено было различіе въ пищѣ: онъ видѣлъ, что хулящіе ѣли грязь, а хвалящіе медъ. И такъ, когда ты ѣшь, или пьешь, благо хвали Бога, потому что себѣ же вредитъ хулящій. По Апостолу, «ѣдите ли, пьете ли, все дѣлайте во славу Божію» (1 Кор. 10, 31). Терпи, братъ мой, и досажденія: претерпѣвшш до конца безъ труда спасется. Если случится, что кто-нибудь оскорбитъ тебя, а другой прійдетъ и разскажетъ, что такой-то жестоко порицалъ тебя; отвѣть сказавшему тебѣ это: «хотя онъ и укорялъ меня, но онъ мнѣ братъ; да и я достоинъ того. Онъ же не отъ себя дѣлаетъ такъ, а врагъ діаволъ подъустилъ его, чтобы положить вражду между нами. Да прогонитъ Господь лукаваго, а брата да помилуетъ»! Говоришь, что онъ въ лице оскорбилъ тебя передъ всѣми. Не скорби о томъ, сынъ мой, и не предавайся скоро гнѣву, но, падши, поклонись брату до земли, и скажи: «прости меня, братъ мой»! Исправь свое прегрѣшеніе и побѣдишь всю силу вражію. Если же на поношеніе будешь отвѣчать тѣмъ же, то только себѣ досадишь. Или ты больше Давыда царя? Его Семей поносилъ въ лице, и одинъ изъ слугъ, не стерпѣвъ обиды царю своему, сказалъ: «пойду сниму съ него голову; за что онъ, песъ мертвый, проклинаетъ господина моего, царя»! И что же Давидъ сказалъ ему? сынъ Саруинъ! оставь его проклинать Давыда; пусть увидитъ Господь смиреніе мое и воздастъ мнѣ добромъ за его проклятія» (1 Цар. 16, 9-12) [2]. И больше того: подумай, сынъ мой, какъ Господь нашъ смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти (Флп. 2, 8) своему Отцу: будучи злословимъ, Онъ не злословилъ взаимно (1 Пет. 2, 23); когда говорили, что Онъ одержимъ бѣсомъ (Iоан. 10, 20). когда били Его по лицу, заушали, оплевывали, - Онъ не гнѣвался, но даже молился за распинавшихъ Его. Тому же и насъ научилъ Онъ: «любите, сказалъ, враговъ вашихъ, благотворите ненавидящимъ васъ, благословляйте клянущихъ васъ» (Матѳ. 5, 44).

Довольно, братъ мой, и того, что ты сдѣлалъ по своему малодушію; тебѣ теперь слѣдуетъ оплакивать то, что ты оставилъ было святой, честный монастырь Печерскій и святыхъ отцевъ, Антонія и Ѳеодосія, и съ ними другихъ святыхъ черноризцевъ печерскихъ, и взялся игуменствовать у святыхъ безмездниковъ, Космы и Даміана. Хорошо ты сдѣлалъ, что отказался отъ такого неполезнаго начинанія, и не далъ власти врагу своему; потому что это вѣдь было вражіе желаніе: онъ хотѣлъ погубить тебя. Или ты не знаешь, что дерево, если не поливаютъ его и часто пересаживаютъ, скоро засыхаетъ? И ты переставши быть въ послушаніи у своего отца и братіи, оставивши свое мѣсто, скоро погибъ бы. Овца, пребывая въ стадѣ, безопасна, а отдѣлившись отъ него, скоро погибаетъ, и волкъ съѣдаетъ ее. Слѣдовало тебѣ разсудить прежде, для чего хотѣлъ ты выдти изъ святаго, и честнаго и спасеннаго того мѣста Печерскаго, гдѣ такъ удобно спастись всякому желающему. Думаю, братъ мой, что самъ Богъ устроилъ такъ, не терпя твоей гордости: онъ извергнулъ тебя, какъ прежде сатану съ отступными силами; потому что ты не захотѣлъ служить святому мужу, своему господину, а нашему брату, архимандриту печерскому Акиндину. Печерскій монастырь есть море, которое гнилаго ничего не держитъ въ себѣ, а извергаетъ вонъ. А что писалъ ты ко мнѣ про свою обиду, - горе тебѣ: погубилъ ты душу свою! Спрашиваю я тебя: чѣмъ ты хочешь спастись? Будь ты постникъ, будь всегда трезвъ и нищъ, пребывай безъ сна; но если оскорбленія не стерпишь, то не увидишь спасенія. Но теперь радуется за тебя игуменъ и вся братія, и мы утѣшились, слыша о обрѣтеніи твоемъ: ты пропалъ, и нашелся. Я еще разъ попустилъ быть по твоей волѣ, а не по волѣ игумена, и ты опять захотѣлъ игуменствовать у св. Димитрія: а не принуждалъ тебя ни игуменъ, ни князь, ни я. И вотъ ты теперь искусился. Пойми же, братъ мой, что не угодно Богу твое старшинство; для того и послалъ онъ тебѣ слабость зрѣнія. Но ты не содрогнулся и не сказалъ, какъ бы слѣдовало: «благо мнѣ, что я страдаю, дабы научиться уставамъ Твоимъ»! (Псал. 118, 71). Понялъ я, что ты санолюбецъ и ищешь славы отъ людей, а не отъ Бога. Или не вѣруешь ты, окаянный, написанному: «никто самъ собой не пріемлетъ чести, но призываемый Богомъ» (Евр. 5, 4). Если же ты Апостолу не вѣруешь, то и Христу не повѣришь. Зачѣмъ ищешь ты сана отъ людей, а не отъ Бога; тѣмъ же, которые отъ Бога, не хочешь повиноваться и думаешь гордую думу! Таковые въ первые времена свержены были съ небесъ. «Развѣ я не достоинъ, говоришь ты, такого сана, что не могу съ увѣренностію принять его? Развѣ я хуже эконома этого, или его брата, который тоже начальствуетъ»? Не получивъ желаемаго, ты дѣлаешь смятенія, часто ходишь по келіямъ и ссоришь брата съ братомъ, говоря неполезное: «или этотъ игуменъ и экономъ этотъ думаютъ, что только здѣсь и можно угодить Богу, а въ другомъ мѣстѣ и спастись нельзя? А что сами принимаютъ отъ насъ почести, того не берутъ въ толкъ». Все это дьявольскія начинанія: [3] Если же и самъ ты получишь какую-нибудь почесть и станешь на высшемъ мѣстѣ; не забывай смиренномудрія, и тогда, если случится тебѣ лишиться степени, ты снова пойдешь по смиренному пути своему и не впадешь въ различныя скорби.

Пишетъ ко мнѣ княгиня Ростиславова, Верхуслава, что она хотѣла бы поставить тебя епископомъ, или въ Новгородъ, на Антоніево мѣсто, или въ Смоленскъ, на Лазарево, или въ Юрьевъ, на Алексѣево. «Я, говоритъ, готова хотя до тысячи серебра издержать для тебя и для Поликарпа». И я сказалъ ей: «дочь моя, Анастасія! дѣло не богоугодное хочешь ты сотворить. Если бы пребылъ онъ въ монастырѣ неисходно, съ чистой совѣстью, въ послушаніи игумена и всей братіи, въ совершенномъ воздержаніи; то не только облекся бы въ святительскую одежду, но и вышняго Царства достоинъ бы былъ». А ты, братъ мой, не епископства ли захотѣлъ? Доброе дѣло: но послушай, чтó Павелъ говоритъ Тимоѳею. Прочитавши, ты поймешь, исполняешь ли ты сколько-нибудь то, что слѣдуетъ епископу. Да если бы ты былъ достоинъ такого сана, я отъ себя не отпустилъ бы тебя, но своими руками поставилъ бы сопрестольникомъ себѣ въ обѣ епископіи: во Владиміръ и въ Суздаль. Такъ князь Георгій и хотѣлъ; но, видя твое малодушіе, я воспрепятствовалъ ему въ этомъ. И если ты ослушаешься меня, захочешь какой-нибудь власти, сдѣлаешься епископомъ, или игуменомъ, - проклятіе, а не благословеніе будетъ на тебѣ! И послѣ того не войдешь ты въ святое и честное мѣсто, въ которомъ постригся. Какъ сосудъ непотребный, будешь ты изверженъ вонъ, и послѣ много плакаться будешь безъ успѣха. Не въ этомъ только совершенство, братъ мой, чтобы славили насъ всѣ, но чтобъ исправить житіе свое и чистымъ себя соблюсти. Какъ отъ Христа, Бога нашего, во всю вселенную посланы были Апостолы, такъ изъ Печерскаго монастыря Пречистой Богоматери многіе епископы поставлены были и, какъ свѣтила свѣтлыя, освятили всю Русскую землю святымъ крещеніемъ. Первый изъ нихъ - великій святитель Леонтій, епископъ Ростовскій, котораго Богъ прославилъ нетлѣніемъ. Онъ былъ первый престольникъ (занимавшій епископскій престолъ), котораго, послѣ многихъ мученій, убили невѣрные. Это третій гражданинъ русскаго міра (съ тѣми двумя Варягами) [4] увѣнчанный отъ Христа, ради котораго пострадалъ. Объ Иларіонѣ же митрополитѣ, ты и самъ читалъ въ житіи св. Антонія [5], что имъ (Антоніемъ) онъ постриженъ былъ и такъ святительства сподобился. Потомъ были епископами: Николай, Ефремъ въ Переяславлѣ, Исаія въ Ростовѣ, Германъ въ Новгородѣ, Стефанъ во Владимірѣ, Нифонтъ въ Новгородѣ, Маринъ въ Юрьевѣ, Мина въ Полотскѣ, Николай въ Тмуторакани, Ѳеоктистъ въ Черниговѣ, Лаврентій въ Туровѣ, Лука въ Бѣлгородѣ, Ефремъ въ Суздалѣ... Да если хочешь узнать всѣхъ, читай старую Ростовокую лѣтопись: тамъ ихъ всѣхъ болѣе тридцати; а послѣ нихъ и до насъ грѣшныхъ будетъ, я думаю, около пятидесяти.

Разумѣй же, братъ мой, какова слава и честь монастыря того! Устыдись и покайся, и возлюби тихое и безмятежное житіе, къ которому Господь призвалъ тебя. Я бы радъ былъ оставить свою епископію и работать въ томъ святомъ Печерскомъ монастырѣ. И говорю я это, братъ мой, не для того, чтобы величать самаго себя, а чтобы только возвѣстить тебѣ объ этомъ. Святительства нашего власть ты самъ знаешь, и кто не знаетъ меня грѣшнаго, епископа Симона, и этой соборной церкви, красы Владиміра, и другой, Суздальской церкви, которую я самъ создалъ? Сколько онѣ имѣютъ городовъ и селъ! И десятину собираютъ на нихъ по всей землѣ той. И всѣмъ этимъ владѣетъ наша худость. А между тѣмъ все это оставилъ бы я; но ты знаешь, какъ велико дѣло духовное. И теперь я весь отдался ему и молю Господа, чтобъ далъ Онъ мнѣ время успѣшно исполнить его. Но вѣдаетъ Господь тайное, - истинно говорю тебѣ: сейчасъ же эту славу и честь за ничто вмѣнилъ бы, лишь бы коломъ торчать за воротами, валяться соромъ въ Печерокомъ монастырѣ, чтобы люди попирали меня, или сдѣлаться однимъ изъ убогихъ, просящихъ милостыню у воротъ честной Лавры. Это лучше было бы для меня временной сей чести; больше желалъ бы я провести одинъ день въ дому Божіей Матери, чѣмъ жить тысячу лѣтъ въ селеніяхъ грѣшниковъ. Поистинѣ говорю тебѣ, братъ Поликарпъ: гдѣ слышалъ ты о такихъ дивныхъ чудесахъ, какія творились въ святомъ Печерскомъ монастырѣ, - о такихъ божественнѣйшихъ отцахъ, которые, подобно лучамъ солнечнымъ, просіяли до конца вселенной? Къ тому, что ты уже слышалъ отъ меня, я: приложилъ въ настоящемъ своемъ писаніи достовѣрную о нихъ повѣсть. И вотъ теперь скажу тебѣ, братъ мой, почему я имѣю такое усердіе и вѣру къ преподобнымъ Антонію и Ѳеодосію [6].

Примѣчанiя:

[1]
По Румянцовскому списку Печерскаго Патерика, писанному полууст. въ XV вѣкѣ, 40, Рукоп. Румянц. Музея, № 305, л. 132-167.
[2]
Это мѣсто перефразировано и приведено въ сокращенномъ видѣ.
[3]
Слѣдуетъ непонятная фраза: «сіи тощныхъ тебѣ изящьства».
[4]
Варяги - отецъ и сынъ, убиты Кіевлянами за обличеніе язычества незадолго до крещенія вел. кн. Владиміра.
[5]
Симонъ и Поликарпъ нѣсколько разъ ссылаются на какое-то житіе Антонія, которое не дошло до насъ.
[6] Слѣдующія далѣе, въ посланіяхъ Симона и Поликарпа заглавія отдѣльныхъ разсказовъ, равно какъ и самое раздѣленіе на главы, очевидно, сдѣланы впослѣдствіи, переписчиками. Но для удобства чтенія мы оставляемъ то и другое. Первый разсказъ не имѣетъ отдѣльнаго заглавія и вмѣсто приведеннаго нами, въ рукописяхъ, здѣсь читается общее заглавіе, скорѣе относящееся ко всѣмъ разсказамъ вмѣстѣ. именно: «Сказаніе Симона, епископа владимірскаго и суздальскаго, о святыхъ черноризцахъ Печерскихъ, и о томъ, почему должно имѣть усердіе и любовь къ преподобнымъ отцамъ Печерскимъ, Антонію и Ѳеодосію». Для соотвѣтствія съ послѣдующими главами, мы сочли нужнымъ замѣнить это заглавіе другимъ болѣе точнымъ.

Печатается по изданiю: Кiевопечерскiй Патерикъ по древнимъ рукописямъ. / Въ перелож. на совр. рус. яз. Марiи Викторовой. Кіевъ: Въ типографіи Кіево-Печерской лавры, 1893. - c. 18-26.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0