Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Патерики и житiя святыхъ

Слово похвалное на пречестную память, иже въ святых отца нашего и святаго святителя Леонтія, епископа Ростовскаго.

Опять созываетъ насъ, христолюбцы, свѣтлое торжество святаго отца нашего Леонтія въ сей великій духовный, всеосвященный храмъ Пречистой Богоматери Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи. Опять привлекаетъ къ себѣ христолюбивое множество молебный и всепразднственный праздникъ. Опять ликовствуютъ церкви. Снова заблужденіе упраздняется; снова нечестіе очищается. Нынѣ Леонтій содѣлалъ для насъ церковь небомъ, благолѣпнѣйшимъ видимаго неба. Она облеклась въ незаходимое солнце Христа: не звѣзды обманчивыя представляетъ она намъ, не луну увеличивающуюся и уменьшающуюся, но обильную благодать подаетъ; не облака дождетворныя представляетъ, но учителя богослова. Нужно было благодати и истинѣ возсіять и въ новыхъ людяхъ: ибо, по слову Господню, не вливаютъ вина новаго, ученія благодатнаго, въ мѣхи старые, обветшавшіе: иначе прорвутся мѣхи, и вино прольется. Для новаго ученія нужны и новые мѣхи, новый народъ: тогда и то и другое сохранится. Такъ и есть. Вѣра благодатная по всей землѣ распространилась, и до нынѣшняго русскаго народа дошла. Іудейское озеро изсохло, а евангельскій источникъ наполнился воды, и всю землю покрылъ, и до насъ дотекъ. Поистинѣ, сей великій чудотворный учителъ, какъ рѣку быструю и обильную струями, изливалъ духовный источникъ благодати, по сказанному отъ Владыки Христа: иже вѣруетъ въ Мя, якоже рѣки истекутъ изъ чрева его воды живы: Азъ бо, говоритъ, дамъ вамъ уста и премудрость, ейже не возмогутъ противитися и отвѣщати сопротивляющіися вамъ (Іоан. 7, 58). Поистинѣ, это есть вода живая, которую сей святый преславный учитель нашъ источилъ, и напоилъ всю страну нашу, и всѣхъ содѣлалъ христіанами, малыхъ и великихъ, рабовъ и свободныхъ, юношей и старцевъ, богатыхъ и убогихъ. И въ одно время вся земля наша возславила Христа съ Отцемъ и съ Пресвятымъ Духомъ. Тогда началъ отходить отъ насъ мракъ идольскій и возсіялъ свѣтъ благовѣрія. О, новыя и преславныя чудеса! И всего чудеснѣе то, что гдѣ умножился грѣхъ, тамъ преизобиловала благодать; гдѣ были бѣсовскія жертвы, тамъ стали христіанскія церкви; гдѣ ликовствовалъ діаволъ, тамъ явился Владыка Христосъ; гдѣ гнѣздились духи, оттуда они теперь изгонялись. И виновникъ всего этого приснопамятный Леонтій, дѣлатель истиннаго винограда и святитель превѣчнаго Слова. Итакъ, если мы имѣемъ такого предстателя предъ Владыкою: то будемъ праздновать нынѣ не по-язычески, но духовно, не для чрева, но для души, да будетъ праздникъ достоинъ святыхъ. Праздникъ есть обновленіе; обновляется (наше) просвѣщеніе. Итакъ просвѣтимся и отвергнемъ дѣла тьмы и облечемся въ оружіе свѣта. Обновимъ церковь души нашей: кто одряхлѣлъ въ пьянствѣ и сластолюбіи, тѣ обновитесь нынѣ благочестивыми дѣлами; кто памятозлобивъ былъ, тѣ отвергните памятозлобіе; возвеличенные святительствомъ и обогатившіеся обновляйтесь нынѣ смиреніемъ и милостынею, чтобы добрыми дѣлами Богу угодить и угодника его почтить. Таковы суть подвиги святаго святителя Леонтія, таково сладостное ученіе, таково добродѣтельное назиданіе, таково сладостное чудотвореніе: таковъ намъ подобаетъ архіерей: преподобенъ, незлобивъ, безскверненъ, отлученъ отъ всякаго зла (Евр. 7, 26). Онъ просвѣтилъ ростовскую землю; всѣхъ привелъ къ свѣту; церкви просвѣтилъ; бѣсовъ прогналъ, недужныхъ исцѣлилъ, и не тогда только, когда былъ въ жизни сей; но и нынѣ, если кто, находясь въ бѣдѣ, призоветъ имя его и помолится Богу, оставивъ прежніе грѣхи свои, то, по молитвамъ его, получаютъ прощеніе. Но если мы не отстаемъ отъ прежнихъ грѣховъ своихъ, а еще новые прилагаемъ: то не послушаютъ насъ святые, и Богъ не дастъ намъ прощенія, но и здѣсь будетъ казнить насъ болѣзнями и по воскресеніи предастъ вѣчной мукѣ. Зная сіе, братія, да очищаемся отъ всякой злобы: отъ студодѣянія и всякой нечистоты, отъ лихоимства, клеветы, зависти, лукавства, воровства, обиды, чародѣйства, волшебства, плясаній, которыми угождаемъ бѣсамъ. Оставивъ всѣ эти пороки, отбросьте ихъ къ тому бѣсу, и съ любовію примите заповѣдь Христову, которая говоритъ: не убій, не укради, не лжесвидѣтельствуй, не прелюбы сотвори, не похищай чужаго съ обидою, чти отца своего и матерь, люби ближняго своего, какъ самого себя. Со страхомъ и трепетомъ почитай Христа, какъ Онъ тебя почтилъ. Ибо Онъ привелъ тебя изъ небытія въ бытіе, и все для тебя сотворилъ: видимое и невидимое, небо и землю, солнце, мѣсяцъ и звѣзды, море, рѣки и источники, китовъ, звѣрей и птицъ, и всѣхъ четвероногихъ, чтобы тебя возвести на первое райское мѣсто; а ты, оставивъ его, служишь бездушной твари, какъ Богу. Оттого, вотъ, бываетъ небо затворено бездождіемъ, гибель плодовъ то отъ изморози, то отъ града, то язвы различныя бываютъ. Но всего этого мы избѣгнемъ, если умилостивимъ милосердіе Божіе, не будемъ воздавать зломъ за зло, ни клеветой за клевету, если, какъ дóлжно, будемъ устремлять ноги свои къ церкви. А что слышишь въ церкви, не забывай. Алчущихъ питай, жаждущихъ пои, нагихъ одѣвай, странныхъ принимай, больныхъ посѣщай, нищихъ вводи въ домъ свой, сиротамъ будь вмѣсто отца. Если сохранншь это, будешь сынъ свѣта, причастникъ Небеснаго Царствія и причтешься къ святымъ ликамъ, какъ и сей святый отецъ нашъ, чудотворецъ Леонтій, который въ самой смерти содѣлалъ для себя жизнь.

Итакъ, благоприлично почитая память его, будемъ прилежно умолять его, говоря: О, святитель, служитель и другъ Христовъ! ты принялъ отъ Него великую благодать и дерзновеніе: всѣ мы, вѣрующіе, совокупно молимся, празднуя по силѣ нашей пречестную память твою, и, приступая къ ракѣ мощей твоихъ, слезно умоляемъ тебя, да избавимся молитвами твоими отъ голода, гибели и нашествія иноплеменниковъ, и отъ всякихъ бѣдъ, и здѣсь да поживемъ богоугодно и праведно, и въ будущемъ вѣкѣ да будемъ общниками вѣчныхъ благъ со всѣми праведниками и Божіими угодниками, славя Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа, которому принадлежитъ всякая слава, честъ и держава, и величаніе отъ ангеловъ и человѣковъ, съ безначальнымъ Отцемъ и съ Пресвятымъ и благимъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Слово въ память св. Леонтія, епископа Ростовскаго. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1858 г. – Книга I. – с. 421-431.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0