Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Патерики и житiя святыхъ

Мѣсяца Мая въ 23 день
Обрѣтенье честныхъ мощей святаго святителя Леонтiя епископа, Ростовскаго чудотворца.

Сей блаженный родился и воспитывался въ Цареградѣ. За многія добродѣтели свои поставленъ былъ епископомъ города Ростова. Бывшіе тамъ прежде него епископы Ѳеодоръ и Иларіонъ удалились оттуда, не терпя невѣрія и досажденія (гоненія) отъ людей. А сей блаженный, укрѣпившись силою крестною, помощію Всесвятой Богородицы и многимъ постомъ и бдѣніемъ, научилъ ихъ вѣровать во Христа и сотворилъ преславныя чудеса, изъ коихъ объ одномъ мы вскорѣ скажемъ. Святый прилежалъ ученію, поучалъ въ церкви и ласкою малыхь дѣтей убѣждалъ отступить отъ идольской лести и вѣровать во Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа; ибо старые, омрачившись невѣріемъ своимъ, не внимали ученію его, какъ и сама Истина — Христосъ сказалъ: нижé вливаютъ вина нова въ мѣхи ветхи: аще ли же ни, то просадятся мѣси, и вино проліется, и мѣси погибнутъ: но вливаютъ вино ново въ мѣхи новы, и обое соблюдется (Матѳ. 9, 17). Итакъ блаженный оставилъ старцевъ и сталъ учить младенцевъ: невѣрные тотчасъ устремились на свято-помазанную главу, одни съ оружіемъ, другіе съ дреколіемъ, чтобы изгнать его изъ города и убить. Епископъ нимало не смутился, но еще болѣе укрѣплялъ бывшихъ съ нимъ пресвитеровъ и діаконовъ; говорилъ имъ: чадца! не бойтесь нападенія ихъ: ибо не могутъ они намъ ничего сдѣлать безъ Божія повелѣнія. Тотчасъ онъ облекся въ священныя ризы и повелѣлъ священникамъ и діяконамъ также облещись въ ризы. И какъ пришли (вооруженные язычники) и увидѣли лице его, подобное лицу ангела, тотчасъ пали мертвые, а другіе ослѣпли. Святый же молитвою возставилъ ихъ и сотворилъ здоровыми и цѣлыми, и научилъ ихъ вѣровать во Христа, и крестилъ ихъ въ Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа. И много другихъ чудесъ, достойныхъ памяти, сотворилъ онъ, и съ миромъ отошелъ ко Господу, котораго измлада возлюбилъ. Святое и честное тѣло его положено было въ церкви Пречистой Богородицы, которую создалъ бывшій прежде него тамъ епископъ. Потомъ, когда минуло послѣ сего много лѣтъ, по Божію попущенію, загорѣлся городъ Ростовъ и сгорѣлъ едва не весь; сгорѣла и церковь Святой Богородицы. Тогда богохранимый и благовѣрный князь Андрей, сынъ великаго князя Георгія, внукъ Владиміра (Мономаха), повелѣлъ создать каменную церковь во имя Пречистой Богородицы на мѣстѣ погорѣвшей церкви. И вотъ начали копать рвы и нашли множество мертвыхъ, между которыми нашли и блаженнаго Исаію. Основана была церковь малая, и начали люди умолять князя Андрея, чтобы повелѣлъ заложить церковь болѣе. Тотчасъ князь, бывъ умоленъ, повелѣлъ быть по ихъ волѣ. Все же сіе было, да сбудется реченное Богомъ въ святомъ Евангеліи: не можетъ градъ укрытися, верху горы стоя, и никтоже вжегъ свѣтильникъ поставляетъ его подъ спудомъ (Матѳ. 5, 15). Такъ и сему свѣтильнику невозможно было столько лѣтъ быть сокровенному подъ землею. Такъ совершилось промысломъ премудраго Бога: когда копали ровъ для передней стѣны, нашли гробъ, и былъ онъ покрытъ двумя досками; когдаже люди недоумѣвали и открыли гробъ, то увидѣли лице его свѣтящееся, какъ свѣтъ, и ризы его, какъ вчера надѣтыя. О, превеликое чудо, братіе! столько лѣтъ минуло, и не измѣнилось божественное тѣло его, даже и ризы его не истлѣли, а еще болѣе – гробъ, въ которомъ было святое тѣло! Увидѣвъ это, люди возрадовались великою радостію, и послали вѣсть къ князю Андрею, повѣдали ему бывшее преславное чудо. Князь, услышавъ, прославилъ великую мудрость Божію, и, молясь Богу, говорилъ: Господи Ісусе Христе! что я Тебѣ воздамъ за все то, что Ты воздалъ мнѣ: въ сей области, въ моей державѣ, Ты сподобилъ открыть такое сокровище. И вспоминая спасительное слово, говорилъ: яко утаилъ еси отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ еси младенцемъ. И прислалъ вскорѣ каменный гробъ, чтобъ положитъ въ немъ тѣло святаго, гдѣ оно и нынѣ лежитъ въ церкви Святой Богородицы, совершая преславныя чудеса и подавая исцѣленія съ вѣрою приходящимъ къ Пречистой Госпожѣ Богородицѣ и къ ракѣ великаго святителя Леонтія, во славу Христу Богу нашему и въ державу и побѣду христолюбивому князю. Когда создали каменную церковь въ Ростовѣ на мѣстѣ погорѣвшей церкви, по повелѣнію благочестиваго князя нашего Андрея, онъ пріѣхалъ въ Ростовъ съ людьми своими и поклонился блаженному и святому тѣлу Леонтіеву, говоря: «хвалю и славлю Тебя, Господи Боже мой и Пречиетую Матерь Твою, за то, что Ты сподобилъ меня видѣть такое сокровище въ области моего царства: теперь я уже ничѣмъ не охужденъ (предъ другими); милость Твоя даровала благодать Божію въ семъ святомъ мужѣ». И цѣловалъ святыя мощи и всѣ люди его. Послѣ сего поставили ихъ въ ракѣ къ стѣнѣ, гдѣ и нынѣ лежатъ, и поставили предъ гробомъ его большія свѣчи. А епископъ Іоаннъ установилъ праздновать ему въ 23 день мѣсяца мая. Между тѣмъ какъ многія исцѣленія проистекали отъ гроба молитвами святаго, чрезъ нѣсколько времени приспѣлъ праздникъ святаго. Отпраздновавъ въ навечеріи, люди разошлись и наступилъ вечеръ; — въ четвертую же стражу ночи, начали ангелы пѣть въ церкви Святой Богородицы, и св. Леонтій восталъ изъ гроба; ангелы возжгли свѣчи у гроба его, а св. Леонтій, взявъ кадильницу, началъ кадить по всей церкви: и обоняла воня благоуханія всю церковь и весь городъ Ростовъ. Пономарь, рано пробудившись, пришелъ къ церковнымъ дверямъ и хотѣлъ отворить ихъ, и увидѣлъ свѣтъ пречудный и святаго, стоящаго предъ святою трапезою и воздвигшаго руки свои горѣ; — и отъ страха палъ на землю, не въ силахъ будучи стоять; долго лежалъ онъ, наконецъ поднялъ глаза, и никого уже не видѣлъ, только свѣча горѣла. И пошелъ онъ, сказалъ о всемъ этомъ епископу. Начали служить утреню, и зажгли отъ того огня всѣ прочія свѣчи. По отпѣніи утрени, одинъ клирикъ хотѣлъ угасить свѣчу у цѣлбоноснаго гроба святаго святителя Леонтія, — и поразилъ его ангелъ: и былъ онъ разслабленъ руками и ногами, глухъ и нѣмъ, и не могъ двинуться, а только въ помыслѣ сердца говорилъ: о, Госпожа Владычица Богородица, Мати Христа Бога нашего! помоги мнѣ грѣшному рабу Своему, не погуби меня нечестиваго, беззаконіями одержимаго, но подай мнѣ руку помощи и возведи меня, Госпоже, къ свѣту покаянія. Потомъ, устремивъ очи свои къ гробу, слезно, въ сердцѣ молилъ святаго и призывалъ на помощъ; затѣмъ возвелъ очи и началъ исповѣдывать грѣхи свои, обратившись къ гробу святаго. Люди, увидѣвъ это чудо, со страхомъ разошлись А епископъ повелѣлъ сего (разслабленнаго) оставить тутъ. Наступило время литургіи: и начали пѣть все по порядку; а тотъ, расказавши всѣ свои грѣхи отъ рожденія, по порядку, началъ молиться: отче святый! помилуй меня грѣшнаго: знаю, милостивый, что Богъ не презритъ твоей молитвы; прости мои согрѣшенія, мнѣ, дерзнувшему такое дѣло сотворить у твоей святой раки; помилуй меня грѣшнаго, пастырь и учитель нашъ, великій святитель Леонтій! Когда онъ мысленно говорилъ это и многое другое, и когда діаконъ началъ читать Святое Евангеліе: пришелъ къ нему гласъ, вѣщавшій: человѣкъ! оставляются тебѣ грѣхи твои. Онъ, вставъ здоровымъ, поклонился цѣльбоносному гробу богоноснаго отца нашего Леонтія. Всѣ люди прославили милосердаго Спаса съ Пречистою Его Матерію, даровавшаго такую благодать городу Ростову.

Итакъ, да не лѣнимся и мы, братіе, мужи и жены, юные и старые, малые и большіе, истинное рожденіе винограда Христова, да не лѣнимся исполнять заповѣди Господа такъ, какъ Онъ изрекъ ихъ чрезъ святыхъ апостоловъ. Ибо здѣсь апостолы не были; но ученіе ихъ протекло въ концы (земли), какъ сказалъ Давыдъ: во всю землю изыде вѣщаніе ихъ и въ концы вселенныя глаголы ихъ (Псал. 18, 5). Тогда дѣлатель и пастырь и стражъ нашъ возвеселится о насъ предъ Господомъ Богомъ (и скажеть): се азъ и дѣти мои, яже ми далъ еси, Господи! Итакъ, братіе, не лѣнитесь почтить праздникъ сей и восхвалить своего учителя, такъ говоря: радуйся, свѣтозарная звѣзда, освѣтившая омраченныхъ и мглу грѣховную отгнавшая; ты, просвѣтивъ святымъ крещеніемъ и омывъ банею Святаго Духа, научилъ людей своихъ вѣровать во Святую единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Радуйся, ревнитель святыхъ апостоловъ, искоренитель бѣсовской льсти: римская земля хвалитъ Петра и Павла; греческая земля – Константина царя; кіевская – князя Владимира; а ростовская земля – тебя, великій святитель Леонтій, ублажаетъ, сотворившаго дѣло равноапостольное. Радуйся, ибо ты укрѣпился надеждою вѣчныхъ благъ, съ древними святителями почивая: ибо ты послѣдовалъ ихъ ученію и нраву и всему правилу Златоустову, непостыдно предался за вѣру. Помолись же Христу Богу, которому ты предстоишь, за правовѣрнаго и христолюбиваго князя нашего и за всѣхъ людей своихъ. Испроси намъ отъ Бога милость и отпущеніе грѣховъ, славя Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Житiе святаго Леонтія, епископа Ростовскаго. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1858 г. – Книга I. – с. 301-318.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0