Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Поученія Кирилла, епископа Ростовскаго (XIII вѣка).

Въ рукописномъ Измарагдѣ казанской академической (бывшей соловецкой) библіотеки [1] конца XV или начала XVI в., между разными старинными поученіями, помѣщены четыре краткихъ поученія съ именемъ св. отца Кирилла архіепископа, и просто св. отца Кирилла; именно: 1) поученіе, начинающееся словами: «духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды…»; 2) слово о страсѣ Божіемъ; 3) слово о небесныхъ силахъ, и 4) слово о первозданѣмъ. Въ «Обзорѣ русской духовной литературы» преосв. Филарета [2] эти поученія приписываются ростовскому епископу Кириллу, занимавшему Ростовскую каѳедру съ 1231 по 1262 г. Въ лѣтописи объ этомъ Кириллѣ сказано, что онъ «не оста ничимъже прежнихъ епископъ, вслѣдуя нравомъ ихъ и ученью, не токмо бо словомъ уча, но и дѣломъ кажа... и вся приходящая удивлеся, князя же и вельможе, всякъ возрастъ града Ростова, не токможе простьця, но и попы и игумены и весь черноризьскій чинъ, и вся приходящая изъ окрестныхъ градъ во святую сборную церковь Святыя Богородица, послушающе ученья его, яже отъ святыхъ книгъ... любовному ученью же и тщанію, прибавляетъ о себѣ лѣтописецъ, давлься сего честнаго святителя Кирилла, съ страхомъ и покореніемъ послушая, въ узцѣ мѣстѣ нѣкоемъ и невходнѣ написанію собѣ вдахъ сего перваго словесе дѣтеля написати» [3]. Изъ этихъ словъ лѣтописца можно заключать, что ростовскій епископъ Кириллъ былъ въ свое время извѣстнымъ проповѣдникомъ, ревностно и часто поучалъ народъ, на что между прочимъ указываетъ и начало одного изъ поученій: «духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды». Видно также, что отъ него осталось довольно много поученій. Дѣйствительно, кромѣ четырехъ выше упомянутыхъ поученій, въ «Обзорѣ русской духовной литературы» (№ 51) указано еще пять поученій, которыя могутъ быть приписаны Кириллу Ростовскому. Два изъ нихъ: «Слово о томъ, яко не забывати учителей своихъ» и «Слово о злыхъ и невѣрныхъ человѣцехъ», до сихъ поръ также нигдѣ еще не напечатаны и встрѣчаются въ разныхъ рукописяхъ. Сообщая нашимъ читателямъ пока только четыре выше упомянутыя поученія Кирилла, мы считаемъ нужнымъ замѣтить, что, кажется, не всѣ они дошли до насъ въ полномъ своемъ составѣ. Особенно два первыя поученія весьма кратки и представляются только отрывками изъ полныхъ, по всей вѣроятности, болѣе пространныхъ поученій. Въ первомъ поученіи, кромѣ того, вставлено имя самого Кирилла, о которомъ говорится въ третьемъ лицѣ: «глаголетъ Кириллъ архіепископъ»... Оба эти поученія — нравственнаго содержанія. Въ одномъ изъ нихъ проповѣдникъ убѣждаетъ своихъ слушателей — быть благодарными къ своимъ благодѣтелямъ: «не мози никто заповѣди сея преступити, еже въ бѣдѣ пособіе отъ кого пріимъ, или изрученіе отъ поганъ, или искупъ долга люта, или отъ кого ся научивъ божественнымъ книгамъ, не мози никто въ забытіи положити добро сотворшаго»; онъ внушаетъ — добро такихъ благодѣтелей постоянно держать въ умѣ и до дни исхода поминать въ своихъ молитвахъ; слова: «да не безъ пользы отъидете, бывше въ церкви», показываютъ, что поученіе это было сказано въ церкви. Въ другомъ поученіи — «О страсѣ Божіемъ» — внушается памятовать всегда о смерти и мученіяхъ, уготованныхъ грѣшникамъ. Предметъ двухъ послѣднихъ поученій составляетъ паденіе злыхъ духовъ, созданіе и грѣхопаденіе человѣка и искупленіе его Сыномъ Божiимъ. Здѣсь, между прочимъ, замѣчательна мысль, встрѣчающаяся и въ другихъ памятникахъ нашей древней письменности, что Богъ создалъ родъ человѣческій для того, чтобы восполнить имъ отпадшій отъ Него десятый чинъ ангеловъ, что для жизни рода человѣческаго на землѣ Онъ назначилъ семь тысячь лѣтъ «и что ся ихъ въ ту 7000 лѣтъ изберетъ во святыя по закону Божію жившихъ, тѣми ангельскій чинъ спадшій исполняетъ». Изложеніе всѣхъ поученій отличается особенною простотою, свойственною впрочемъ вообще всѣмъ нашимъ древнимъ сочиненіямъ.

Поученiе святаго отца Кирилла архіепископа.

Духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды. и нынѣ мольбами святыхъ простираю неключимый свои языкъ къ вашеи любви. огнь сердечныи подгнѣщаетъ уста моя проповѣдати ученія. а не проповѣдавше судъ золъ пріати. вы же вѣрніи. прилѣжно молю вы. приклоните сердецъ вашихъ уши. да услышите. что ученіе се глаголеть. да не безъ пользы отъидете. бывше въ церкви. глаголетъ Кирилъ архіепископъ [4]. аще кто въ бедѣ пособіе отъ кого пріимъ. или книгамъ отъ кого научился будетъ. подобаетъ въ сердцы си таковыхъ удержати и во умѣ. и до дни исходя имя его въ мольбахъ своихъ поминати. аще ли забудетъ кто отъ кого что пріимъ добро. или небреженіемъ. или зависти дѣля. ни начнетъ о нихъ молитися Богу. то и своя ему молитва не пріятна есть. и не можетъ таковый святъ быти. да не мози никто сея заповѣди преступити. иже въ бедѣ пособіе отъ кого пріимъ. или изрученіе отъ поганъ. или искупъ долга люта. или отъ кого ся научивъ божественнымъ книгамъ. не мози никто въ забытіи положити добро сотворшаго. мнози бо не творяще воли Божіа погыбоша злѣ. а иже сотворили заповѣди Его. тіи на небеси и на земли прославлени суть. и со ангели ликуютъ во свѣтѣ радости. но слышимъ. что Павелъ апостолъ рече. пиша къ Тимоѳею. благости и разума навыкъ и во святительскую облечеся подобу. буди вѣдыи. отъ кого еси навыкъ. рекше. въ незабытной памятн имѣй всегда добро сотворшаго. да твоя добродѣтели незабвены будутъ предъ Богомъ. всякъ бо забывъ добро сотворшаго самъ погыбнетъ. а добродѣтель его не воспомянется предъ Богомъ. и яко самъ забы ѝ. тако забвенъ будетъ. самъ бо Господь реклъ есть. милуяй помилованъ будеши. прощая прощенъ будеши. не осужаяй не осудишися. егоже мѣрою мѣрите. отмѣрится вамъ. ащели кто не помнитъ. отъ кого что добро пріимъ. или злословитъ добро сотворшаго. таковыи подобенъ псу голодну. зимою измерзшю. иже согрѣемъ и накормленъ лаетъ на добро сотворшаго. и укусити хощетъ. того ради. братія и сестры. не забываемъ добро сотворшихъ. да спасемся. ащели кто озлобляетъ добро сотворшаго. таковый горше невѣрныхъ осудится лютѣ.

Примѣчанiя:

[1]
Ркп. въ листъ подъ № 270. Всѣ эти поученія, кромѣ 3-го, находятся и въ другомъ спискѣ Измарагда тойже библіотеки XVI в. подъ № 272.
[2]
№ 51 Учен. Зап. Акад. Наукъ, кн. III.
[3]
Полн. собр. рус. лѣтоп., т. 1, стр. 193.
[4]
Слова: «глаголетъ Кирилъ архіепископъ», по всей вѣроятности въ рукописи, съ которой списанъ настоящій списокъ, находились на сторонѣ, а переписчикъ внесъ ихъ въ самый текстъ.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Поученія Кирилла, епископа Ростовскаго (XIII вѣка). // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1859 г. – Книга I. – с. 244-249.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0