Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Поученія Кирилла, епископа Ростовскаго (XIII вѣка).

Въ рукописномъ Измарагдѣ казанской академической (бывшей соловецкой) библіотеки [1] конца XV или начала XVI в., между разными старинными поученіями, помѣщены четыре краткихъ поученія съ именемъ св. отца Кирилла архіепископа, и просто св. отца Кирилла; именно: 1) поученіе, начинающееся словами: «духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды…»; 2) слово о страсѣ Божіемъ; 3) слово о небесныхъ силахъ, и 4) слово о первозданѣмъ. Въ «Обзорѣ русской духовной литературы» преосв. Филарета [2] эти поученія приписываются ростовскому епископу Кириллу, занимавшему Ростовскую каѳедру съ 1231 по 1262 г. Въ лѣтописи объ этомъ Кириллѣ сказано, что онъ «не оста ничимъже прежнихъ епископъ, вслѣдуя нравомъ ихъ и ученью, не токмо бо словомъ уча, но и дѣломъ кажа... и вся приходящая удивлеся, князя же и вельможе, всякъ возрастъ града Ростова, не токможе простьця, но и попы и игумены и весь черноризьскій чинъ, и вся приходящая изъ окрестныхъ градъ во святую сборную церковь Святыя Богородица, послушающе ученья его, яже отъ святыхъ книгъ... любовному ученью же и тщанію, прибавляетъ о себѣ лѣтописецъ, давлься сего честнаго святителя Кирилла, съ страхомъ и покореніемъ послушая, въ узцѣ мѣстѣ нѣкоемъ и невходнѣ написанію собѣ вдахъ сего перваго словесе дѣтеля написати» [3]. Изъ этихъ словъ лѣтописца можно заключать, что ростовскій епископъ Кириллъ былъ въ свое время извѣстнымъ проповѣдникомъ, ревностно и часто поучалъ народъ, на что между прочимъ указываетъ и начало одного изъ поученій: «духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды». Видно также, что отъ него осталось довольно много поученій. Дѣйствительно, кромѣ четырехъ выше упомянутыхъ поученій, въ «Обзорѣ русской духовной литературы» (№ 51) указано еще пять поученій, которыя могутъ быть приписаны Кириллу Ростовскому. Два изъ нихъ: «Слово о томъ, яко не забывати учителей своихъ» и «Слово о злыхъ и невѣрныхъ человѣцехъ», до сихъ поръ также нигдѣ еще не напечатаны и встрѣчаются въ разныхъ рукописяхъ. Сообщая нашимъ читателямъ пока только четыре выше упомянутыя поученія Кирилла, мы считаемъ нужнымъ замѣтить, что, кажется, не всѣ они дошли до насъ въ полномъ своемъ составѣ. Особенно два первыя поученія весьма кратки и представляются только отрывками изъ полныхъ, по всей вѣроятности, болѣе пространныхъ поученій. Въ первомъ поученіи, кромѣ того, вставлено имя самого Кирилла, о которомъ говорится въ третьемъ лицѣ: «глаголетъ Кириллъ архіепископъ»... Оба эти поученія — нравственнаго содержанія. Въ одномъ изъ нихъ проповѣдникъ убѣждаетъ своихъ слушателей — быть благодарными къ своимъ благодѣтелямъ: «не мози никто заповѣди сея преступити, еже въ бѣдѣ пособіе отъ кого пріимъ, или изрученіе отъ поганъ, или искупъ долга люта, или отъ кого ся научивъ божественнымъ книгамъ, не мози никто въ забытіи положити добро сотворшаго»; онъ внушаетъ — добро такихъ благодѣтелей постоянно держать въ умѣ и до дни исхода поминать въ своихъ молитвахъ; слова: «да не безъ пользы отъидете, бывше въ церкви», показываютъ, что поученіе это было сказано въ церкви. Въ другомъ поученіи — «О страсѣ Божіемъ» — внушается памятовать всегда о смерти и мученіяхъ, уготованныхъ грѣшникамъ. Предметъ двухъ послѣднихъ поученій составляетъ паденіе злыхъ духовъ, созданіе и грѣхопаденіе человѣка и искупленіе его Сыномъ Божiимъ. Здѣсь, между прочимъ, замѣчательна мысль, встрѣчающаяся и въ другихъ памятникахъ нашей древней письменности, что Богъ создалъ родъ человѣческій для того, чтобы восполнить имъ отпадшій отъ Него десятый чинъ ангеловъ, что для жизни рода человѣческаго на землѣ Онъ назначилъ семь тысячь лѣтъ «и что ся ихъ въ ту 7000 лѣтъ изберетъ во святыя по закону Божію жившихъ, тѣми ангельскій чинъ спадшій исполняетъ». Изложеніе всѣхъ поученій отличается особенною простотою, свойственною впрочемъ вообще всѣмъ нашимъ древнимъ сочиненіямъ.

Слово святаго отца Кирила о страсѣ Божіи.

Всегда любиміи братія и сестры имѣемъ страхъ Божій предъ очима своима. и часъ смертный воспоминайте. и оны страшныа муки. уготованныа грѣшникомъ. убоимъ же ся огненаго родства [4]. яко вѣчно есть. и огня яко не гасимъ есть. боимжеся грозы. яко не прелогается въ теплоту. и тмы яко не бываетъ свѣтъ. боимжеся червія. яко не усыпаютъ и безсмертни суть. ангели же надъ муками зли суть и не милостиви. всѣмъ не творящимъ воля Божія люто будетъ осуженіе. о братіе. или мукъ боящеся останите зло дѣяти. еже на пагубу есть души. или небеснаго царствія желающе потщитеся добродѣтельно пожити въ Худомъ вѣцѣ семъ. вся бо свѣта сего временна и тлѣнна суть. богатстно и слава. и человѣки смерть пріемлетъ. а онамо все нетлѣнно. ни конца не имать. ни лѣтомъ числа. ни времени премѣненія. убоимся братіе вѣчныхъ мукъ. иже діяволу уготованы. не гасимъ бо есть огнь и ядовиты черви. аще бо здѣ банныя горющія теплоты укропныя не можетъ плоть наша терпѣти. то како стерпимъ онъ лютый огнь. и кипящія смолы мученія. аще убо комара или мухи страшаща не терпимъ. то како братіе не усыпающихъ червій лютость стерпимъ. но потщимся убо вѣчныхъ избыти мукъ дѣлы добрыми. чистотою милостынею не лицемѣрною любовію. се лицемѣрство наричетъ. еже богатыхъ стыдѣтися. аще и неправду дѣютъ. а сироты же озлобляти. имѣйте убо истину ко всѣмъ. то Божія любовь есть. всяку же вражду и гнѣвъ отверзите. піанства бѣгайте. въ питіи бо мноземъ всяка злоба бываетъ. зависть же и клевету и прочія злобы покаяніемъ отрините. да наслѣдницы царствіа небеснаго будете. любимицы. когождо насъ вѣкъ скоро скончевается. друзіи бо вечеръ легше на одрѣ. а утро не восташа. отъидоша бо житія сего. тогда что убо человѣкъ можетъ добро сотворити. или исповѣдатися. или пріяти тѣло и кровь Сына Божія. но въ немъже пріиметъ ны смерть. въ томъ Богъ осудитъ ны. или въ добрѣ или во злѣ. тѣмъ убо кождо васъ внимайте себѣ. а чюжихъ грѣхъ не осужайте. да не осужени будете. кождо бо о своихъ дѣлехъ отвѣтъ дастъ предъ Богомъ. а не поможетъ тамо никтоже никомуже. ни отець сыну. ни сынъ отцю. ни братъ брату. но дѣла когождо или осудятъ. или спасутъ.

Примѣчанiя:

[1]
Ркп. въ листъ подъ № 270. Всѣ эти поученія, кромѣ 3-го, находятся и въ другомъ спискѣ Измарагда тойже библіотеки XVI в. подъ № 272.
[2]
№ 51 Учен. Зап. Акад. Наукъ, кн. III.
[3]
Полн. собр. рус. лѣтоп., т. 1, стр. 193.
[4]
Разумѣется геенна огненная.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Поученія Кирилла, епископа Ростовскаго (XIII вѣка). // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1859 г. – Книга I. – с. 244-247, 250-251.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0