Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Поученія Кирилла, епископа Ростовскаго (XIII вѣка).

Въ рукописномъ Измарагдѣ казанской академической (бывшей соловецкой) библіотеки [1] конца XV или начала XVI в., между разными старинными поученіями, помѣщены четыре краткихъ поученія съ именемъ св. отца Кирилла архіепископа, и просто св. отца Кирилла; именно: 1) поученіе, начинающееся словами: «духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды…»; 2) слово о страсѣ Божіемъ; 3) слово о небесныхъ силахъ, и 4) слово о первозданѣмъ. Въ «Обзорѣ русской духовной литературы» преосв. Филарета [2] эти поученія приписываются ростовскому епископу Кириллу, занимавшему Ростовскую каѳедру съ 1231 по 1262 г. Въ лѣтописи объ этомъ Кириллѣ сказано, что онъ «не оста ничимъже прежнихъ епископъ, вслѣдуя нравомъ ихъ и ученью, не токмо бо словомъ уча, но и дѣломъ кажа... и вся приходящая удивлеся, князя же и вельможе, всякъ возрастъ града Ростова, не токможе простьця, но и попы и игумены и весь черноризьскій чинъ, и вся приходящая изъ окрестныхъ градъ во святую сборную церковь Святыя Богородица, послушающе ученья его, яже отъ святыхъ книгъ... любовному ученью же и тщанію, прибавляетъ о себѣ лѣтописецъ, давлься сего честнаго святителя Кирилла, съ страхомъ и покореніемъ послушая, въ узцѣ мѣстѣ нѣкоемъ и невходнѣ написанію собѣ вдахъ сего перваго словесе дѣтеля написати» [3]. Изъ этихъ словъ лѣтописца можно заключать, что ростовскій епископъ Кириллъ былъ въ свое время извѣстнымъ проповѣдникомъ, ревностно и часто поучалъ народъ, на что между прочимъ указываетъ и начало одного изъ поученій: «духовное убо сѣмя въ вашыхъ душахъ уже первое и второе всѣялъ есмь многажды». Видно также, что отъ него осталось довольно много поученій. Дѣйствительно, кромѣ четырехъ выше упомянутыхъ поученій, въ «Обзорѣ русской духовной литературы» (№ 51) указано еще пять поученій, которыя могутъ быть приписаны Кириллу Ростовскому. Два изъ нихъ: «Слово о томъ, яко не забывати учителей своихъ» и «Слово о злыхъ и невѣрныхъ человѣцехъ», до сихъ поръ также нигдѣ еще не напечатаны и встрѣчаются въ разныхъ рукописяхъ. Сообщая нашимъ читателямъ пока только четыре выше упомянутыя поученія Кирилла, мы считаемъ нужнымъ замѣтить, что, кажется, не всѣ они дошли до насъ въ полномъ своемъ составѣ. Особенно два первыя поученія весьма кратки и представляются только отрывками изъ полныхъ, по всей вѣроятности, болѣе пространныхъ поученій. Въ первомъ поученіи, кромѣ того, вставлено имя самого Кирилла, о которомъ говорится въ третьемъ лицѣ: «глаголетъ Кириллъ архіепископъ»... Оба эти поученія — нравственнаго содержанія. Въ одномъ изъ нихъ проповѣдникъ убѣждаетъ своихъ слушателей — быть благодарными къ своимъ благодѣтелямъ: «не мози никто заповѣди сея преступити, еже въ бѣдѣ пособіе отъ кого пріимъ, или изрученіе отъ поганъ, или искупъ долга люта, или отъ кого ся научивъ божественнымъ книгамъ, не мози никто въ забытіи положити добро сотворшаго»; онъ внушаетъ — добро такихъ благодѣтелей постоянно держать въ умѣ и до дни исхода поминать въ своихъ молитвахъ; слова: «да не безъ пользы отъидете, бывше въ церкви», показываютъ, что поученіе это было сказано въ церкви. Въ другомъ поученіи — «О страсѣ Божіемъ» — внушается памятовать всегда о смерти и мученіяхъ, уготованныхъ грѣшникамъ. Предметъ двухъ послѣднихъ поученій составляетъ паденіе злыхъ духовъ, созданіе и грѣхопаденіе человѣка и искупленіе его Сыномъ Божiимъ. Здѣсь, между прочимъ, замѣчательна мысль, встрѣчающаяся и въ другихъ памятникахъ нашей древней письменности, что Богъ создалъ родъ человѣческій для того, чтобы восполнить имъ отпадшій отъ Него десятый чинъ ангеловъ, что для жизни рода человѣческаго на землѣ Онъ назначилъ семь тысячь лѣтъ «и что ся ихъ въ ту 7000 лѣтъ изберетъ во святыя по закону Божію жившихъ, тѣми ангельскій чинъ спадшій исполняетъ». Изложеніе всѣхъ поученій отличается особенною простотою, свойственною впрочемъ вообще всѣмъ нашимъ древнимъ сочиненіямъ.

Слово святаго отца Кирила о первозданнемъ.

Созда Богъ преже Адама отъ земля. и отъ его же ребра жену ему созда. душу има изъ себѣ вдохну. и введе ѝ въ рай пищный. заповѣди има преда. сатана же взавидѣ Адаму. дабы его соблазнилъ. да быста заповѣдь Божію преступили. якоже и самъ. и не можаше Адама діяволъ прельстити. но Евву прельсти и соблазни ю. а Евва Адама прельсти. и быста изъ рая изгнана. и во смерть осужена. въ скорби и печали быста велицѣ. землю осужена дѣлати. и въ печали дѣти родиста. и отъ сихъ міръ сей наполнися. устави же Богъ рокъ человѣкомъ житію на земли 7000 лѣтъ. и что ся. ихъ въ ту 7000 лѣтъ изберетъ во святыя по закону Божію жившихъ. тѣми ангельскій чинъ спадшій исполняетъ. и аще кто согрѣшитъ что. покаяніе положилъ. и аще кто истинѣ покается. пріиметъ пакы его Богъ. ащели согрѣшивъ кто злобъ ся не останетъ и не кается. таковіи будутъ съ бѣсы осужени въ вѣчную муку. сего бо дѣля діяволъ вельми завидитъ роду человѣчю. и не останетъ прельщая. овы прельсти въ тварь вѣровати и въ солнце же и въ огонь. и во источникы же и въ древа. и во ины различны вещи. ихъже рещи не возможно. да яко самъ отпаде отъ Бога. тако и насъ льститъ. дабы ему не единому въ негасимомъ огни быти. и завистію многы человѣкы отъ Бога отлучилъ. первый міръ водою за грѣхи Богъ потопи. единаго токмо Ноя праведнаго соблюде, съ женою и съ тремя сыны и съ женами ихъ. а Содома и Гомора и околняя грады каменіемъ огненнымъ и пламенемъ погуби я. а праведнаго Лота отъ смерти избави. и двѣ его дщери. израильтяны же отъ работы фараоня Моисеомъ изведе и многа сотвори въ нихъ чюдеса. манною и крастели кормя. и воду имъ изъ камени въ пустыни изведе. моремъ ихъ проведе яко посуху. а фараона въ немъ погрузи. и за 40 лѣтъ ни сапози ни ризы не издрашеся. и потомъ всея забыша благодати Божія и чюдесе Его. и ставше играти и начаша плясаніемь. и въ томъ часѣ раступлься земля и пожре ихъ 2 тмы и 3000. се образъ муки согрѣшающимь явѣ. иже не каются. посемъ видѣ Творець Господь родъ человѣчь отъ діявола мучимъ. и посла первіе пророки проповѣдати вочеловѣченіе Господне. по семъ благовѣстити посла архангела Гавріила въ градъ Назаретъ къ Дѣвѣ Маріи зачатіе и рожество отъ Святаго Духа безъ сѣмени на спасеніе человѣкомъ. и пріемъ плоть отъ Дѣвы Господь бысть человѣкъ и Богъ. и вся претерпѣ нашего ради спасенія. и на земли поживе. и страсти мнози пріятъ отъ твари Своея и за ланиту ударенъ и поруганъ и заплеванъ и тростію по главѣ біенъ. и отъ тернія вѣнецъ возложиша нань. мняше бо діяволъ человѣка его а не Бога. того ради нань жиды научи. они же вѣдуще Господа завистію распяша ѝ. желчи и óцта напоиша. и копіемъ ребра Ему прободоша. смерть прія яко человѣкъ. но воскресъ яко Богъ. и вознесеся на небо. Тойже паки пріидетъ судити живымъ и мертвымъ, живыя мнитъ праведники. а мертвыя грѣшники наричетъ.

Примѣчанiя:

[1]
Ркп. въ листъ подъ № 270. Всѣ эти поученія, кромѣ 3-го, находятся и въ другомъ спискѣ Измарагда тойже библіотеки XVI в. подъ № 272.
[2]
№ 51 Учен. Зап. Акад. Наукъ, кн. III.
[3]
Полн. собр. рус. лѣтоп., т. 1, стр. 193.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Поученія Кирилла, епископа Ростовскаго (XIII вѣка). // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1859 г. – Книга I. – с. 244-247, 256-258.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0