Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Cлово святаго Кирила Туровскаго въ недѣлю Ваій.

Велики и древни сокровища, дивно и радостно откровеніе добраго и сильнаго богатства, неоскудѣваемы дары, подаваемые ближнимъ и дальнымъ, искусны строители славнаго и весьма честнаго дома, обильны и преизобильны многіе остатки царской трапезы, отъ которыхъ нищіе питаются пищею, не гибнущею, но пребывающею въ животъ вѣчный. Слова евангельскія, которыя Христосъ многократно изрекалъ ради человѣческаго спасенія, суть пища душамъ нашимъ: Его славный и честный домъ — церковь имѣетъ искусныхъ строителей: патріарховъ, митрополитовъ, епископовъ, игуменовъ, іереевъ и всѣхъ церковныхъ учителей, которые чрезъ вѣру и чистоту сдѣлались ближними Богу и благодатію Духа Святаго пріемлютъ разные дары ученія и исцѣленія по мѣрѣ дара Христова. Потому и мы убогіе, взимая крупицы отъ остатковъ тойже трапезы, насыщаемся ими: ибо всякій рабъ своего господина хвалитъ; а намъ, братіе, нынѣ радость и веселіе всему міру отъ наступившаго праздника, въ которомъ сбываются пророческія писанія, относительно совершаемаго нынѣ Христомъ знаменія.

Нынѣ Христосъ отъ Виѳаніи входитъ во Іеросалимъ, всѣдъ на жребя осле, да исполнится пророчество Захаріи о Немъ: радуйся зѣло, дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ кротокъ, всѣдъ на жребца юна (Зах. 9, 9). Разумѣя сіе пророчество, мы веселимся: ибо дýши святыхъ называются дщерями горняго Іеросалима, а жребя — то увѣровавшіе во Христа язычники, которыхъ Онъ, пославъ апостоловъ, отрѣшилъ отъ лести діавола. Нынѣ толпы народа вышли на встрѣчу Ісусу, держа въ рукахъ ваіи и тѣмъ творя Ему почесть, послѣ того какъ Онъ воззвалъ Лазаря изъ гроба и воскресилъ его изъ мертвыхъ. Прекрасно свидѣтельство народное, которому повѣрили язычники и признали во Христѣ Сына Божія; ибо среди іудеевъ Христосъ сотворилъ чудеса, а язычникамъ даровалъ благодать спасенія: іудеи явили Христа, а язычники приняли Его; Израиль отрекся отъ Того, Кто призывалъ Его въ вѣчную жизнь, и Христосъ ввелъ въ Царство Небесное увѣровавшихъ язычниковъ; — и былъ іудеямъ на паденіе и соблазнъ, а чужестранцамъ на возстаніе чрезъ вѣру. Нынѣ апостолы возложили свои ризы на жребя и Христосъ сѣлъ верху ихъ: какое явленіе преславной тайны! Христіанскія добробродѣтели суть ризы апостоловъ, которые своимъ ученіемъ сотворили благовѣрныхъ людей престоломъ Божіимъ и вмѣстилищемъ Святаго Духа; ибо сказано: вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ: и тіи будутъ Мнѣ людіе (2 Кор. 6, 16). Нынѣ народы постилаютъ по пути Господу ризы свои, а другіе, ломая отъ деревъ вѣтви, полагали при пути. Добрый и правый путь для владыкъ мірскихъ и всѣхъ вельможъ есть Христосъ, которымъ, постилая Его милостынею и незлобіемъ, удобно входятъ въ Небесное Царство; а ломающіе вѣтви отъ древа суть прочіе люди и грѣшники, которые, уравнивая путь свой сокрушеннымъ сердцемъ и умиленіемъ души, постомъ и молитвами, приходятъ къ Богу, изрекшему: Азъ есмь путь и истина и животъ (Іоан. 14, 6). Нынѣ предъидущіе и послѣдующіе восклицаютъ: осанна Сыну Давыдову, благословенъ грядый во имя Господне! Предъидущіе — суть пророки и апостолы: тѣ напередъ пророчествовали о пришествіи Христовомъ, а эти проповѣдали во всемъ мірѣ пришедшаго Бога отъ Бога и крестили во имя Его народы. Послѣдующіе — суть святители съ мучениками: одни крѣпко борятся за Христа съ еретиками, и какъ враговъ изгоняютъ ихъ изъ церкви, другіе пострадали за имя Христово даже до крови и, считая все за уметы, текли вслѣдъ Его, чтобы содѣлаться причастниками Его страданій. Всѣ же взывали: «осанна! Ты, Сынъ Божій, воплотивыйся на землѣ, да воздвигнешь Адама, падшаго преступленіемъ; ради благословенія Твоего мы потщимся творить добрыя дѣла во имя Господне».

Нынѣ подвигся весь Іеросалимъ ради входа Господня: старцы шествовали быстро, да поклонятся Ісусу, какъ Богу; отроки текли скоро, да прославятъ Его за чудесное воскресеніе Лазаря; младенцы, какъ бы крылатые, парили вокругъ Христа и вопіяли: осанна Сыну Давыдову! благословенъ грядыи во имя Господне! Богъ Господь явися намъ! Какое откровеніе таинъ и разрѣшеніе пророческихъ писаній! Подъ старцами разумѣются язычники: ибо они явились прежде Авраама и Израиля; тогда, будучи прельщены, они уклонились отъ Бога, а нынѣ покланяются вѣрою Сыну Божію. Отроки изображаютъ всечестный, любящій дѣвство, иноческій чинъ, непрестанно славящій Христа и творящій чудеса благодатію Божіею. Младенцы прообразовывали всѣхъ христіанъ, которые ничего не испытываютъ о Христѣ, но, Имъ живя и за Него умирая, воздаютъ Ему обѣты и молитвы. Нынѣ Анна и Киіафа негодуютъ; всѣмъ радость и веселіе, а имъ скорбь и смущеніе, — между тѣмъ какъ іерейскому чину слѣдовало бы быть разсудительну и испытать у пророковъ: еда сей есть Христосъ, о которомъ завѣщалъ Іаковъ сыновьямъ своимъ, говоря: «изъ племени твоего, Іуда, произойдетъ Владыка неба и земли; Онъ упованіе народовъ; Онъ привязываетъ къ виноградной лозѣ своего осленка» (Быт. 49, 10-11). Но іереи не вспомнили сего; не вспомнили и Давыда пророчествовавшаго такъ: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Пс. 8, 3): не разумѣя читали Софонію, который писалъ такъ: «веселись, Іеросалимъ, и уровняй путь Богу твоему, поелику пріидетъ въ церковь Свою творящій чудеса и дающій знаменія». Напротивъ того іереи совѣтъ сотворили противъ благодѣтеля, чтобы погубить не только Ісуса, но и Лазаря. Не хотѣли они вмѣстѣ съ народомъ говорить такъ: велій еси Господи, ибо голосъ Твой потрясъ глубины адовы, исторгъ изъ внутренностей ада душу умершаго, — и вышелъ Лазарь опять спасенный для жизни.

Нынѣ тварь веселится, будучи освобождаема отъ заботы вражіей, а врата и вереи адскія потряслись и силы бѣсовскія ужаснулись. Нынѣ горы и холмы источаютъ радость, долины и поля приносятъ плоды Богу. Горнія воспѣваютъ, а преисподнія рыдаютъ. Ангелы дивятся, видя на землѣ Невидимаго на небесахъ, видя сѣдящимъ на жребяти Сущаго на престолѣ херувимскомъ, видя обступаемаго народомъ Неприступнаго небеснымъ силамъ. Нынѣ бываетъ радостно хвалимъ младенцами Тотъ, котораго серафимы со страхомъ непрестанно славятъ въ вышнихъ. Нынѣ шествуетъ во Іеросалимъ — Измѣривый небо пядію и землю дланію; входитъ въ церковь — Невмѣстимый небесами. Нынѣ старѣйшины жреческіе гнѣваются на Того, Кто творитъ великія чудеса; книжники и фарисеи негодуютъ на дѣтей, которые бѣгутъ съ вѣтвями на встрѣчу Христу и возглашаютъ: осанна Сыну Давыдову! Чудныя дѣла! какъ негодующіе забыли писанія о Христѣ пророческія? Конечно это случилось ради спасенія насъ язычниковъ. Уже, — сказано, — нѣсть Ми хотѣнія въ сынахъ Израилевыхъ; явленъ быхъ непщущимъ Мене (Пс. 65, 1) и скажу не моимъ людямъ: людіе Мои есте вы.

Посему, братіе, намъ подобаетъ, какъ людямъ Божіимъ, прославлять возлюбившаго насъ Христа. Пріидите, поклонимся и припадемъ Ему, мысленно лобызая пречистыя ноги Его, подобно блудницѣ. Отстанемъ, подобно ей, отъ злыхъ дѣлъ; изліемъ, яко мѵро, на главу Его вѣру и любовь нашу. Изыдемъ любовію, подобно народамъ, во срѣтеніе Ему; сломимъ, какъ вѣтви, держимый нами гнѣвъ; постелемъ Ему, какъ ризы, наши добродѣтели; воскликнемъ молитвами и беззлобіемъ, какъ младенцы; предъидемъ Ему милостынями къ нищимъ; послѣдуемъ за Нимъ смиреніемъ и постомъ, бдѣніемъ и блаженнымъ покаяніемъ и не погубимъ трудовъ сорокодневнаго поста, въ который мы подвизались, очищая себя отъ всякой скверны, да и въ нашъ Іеросалимъ внидетъ нынѣ Христосъ, ибо составъ нашего тѣла называется Іеросалимомъ, какъ говорится у Исаіи: «на рукахъ своихъ написалъ я стѣны твоя Іеросалиме, и вселюся посредѣ тебя» (Ис. 49, 16). Уготовимъ, какъ горницу, души наши смиреніемъ, да чрезъ причастіе внидетъ въ насъ Сынъ Божій и пасху сотворитъ со учениками своими; — и пойдемъ съ идущимъ на вольное страданіе, взявъ крестъ свой терпѣніемъ всякой обиды; распнемся для борьбы противъ грѣха; умертвимъ похоти тѣлесныя; воскликнемъ: «Осанна въ вышнихъ» благословенъ Ты, пришедшій на вольную муку, чрезъ которую Ты адъ попралъ, Адама извелъ и смерть побѣдилъ»!

Заканчивая здѣсь слово, — пѣснями, какъ цвѣтами, святую церковь увѣнчаемъ и праздникъ украсимъ и Богу славословіе вознесемъ и Христа Спасителя нашего возвеличимъ, осѣняемые благодатію Святаго Духа, да радостно и въ мирѣ совершивъ праздникъ, достигнемъ тридневнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, которому подобаетъ всякая слава, честь, держава поклоненіе со Отцемъ и со Святымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя святаго отца нашего Кѵрiлла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторiи Турова и туровской iерархiи до XIII вѣка. – Изданiе Преосвященнаго Евгенiя, епископа Минскаго и Туровскаго. Кiевъ: Въ Типографiи Кiево-Печерской Лавры, 1880. – с. 1-6.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0