Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Два слова о деннонощной молитвѣ.

Предлагаемыя слова [1] замѣчательны въ томъ отношеніи, что весьма хорошо характеризуютъ вообще религіозное направленіе нашихъ предковъ и въ частности объясняютъ существовавшій у нихъ обычай вставать во время ночи на молитву. Объ этомъ обычаѣ, какъ извѣстно, говорится въ Поученіи Владиміра Мономаха, который совѣтуетъ своимъ дѣтямъ не проводить ни одной ночи безъ молитвы [2]. Въ Домостроѣ Сильвестра также предписывается: «въ нощи всегда тайно вставъ со слезами прилежно къ Богу молитися елико вмѣстимо, о своемъ согрѣшеніи» [3]. Первое слово указываетъ основаніе для этого обычая. Въ рукописи оно названо Словомъ отъ видѣнія Павла апостола, вѣроятно потому, что образно представляетъ ученіе апостола о суетѣ и страданіи всей твари за грѣхи человѣка (Римл. 8, 19-25); по воззрѣнію же и особенно по складу оно представляется русскимъ произведеніемъ. Въ немъ сначала говорится, что солнце, мѣсяцъ и звѣзды, море и рѣки и земля вопіютъ къ Богу о беззаконіяхъ человѣческихъ и испрашиваютъ у него дозволенія наказать ихъ; но Богъ говоритъ имъ, что Онъ самъ видитъ и знаетъ всѣ грѣхи людей, но не наказываетъ ихъ потому, что ожидаетъ отъ нихъ покаянія. Подобное же представленіе, какъ извѣстно, существуетъ и въ понятіяхъ народа и выражается въ его произведеніяхъ [4].Потомъ въ словѣ изображается, какъ ангелы, приставленные къ людямъ, каждый день, утромъ и вечеромъ, въ урочный часъ, приходятъ къ Богу и доносятъ Ему о дѣлахъ ввѣренныхъ ихъ попеченію людей; ангелы также жалуются на порочныхъ людей и хотятъ удалиться отъ нихъ, но Богъ, ожидая отъ нихъ покаянія, внушаетъ ангеламъ не оставлять ихъ. Наконецъ слѣдуеть увѣщаніе молиться утромъ и вечеромъ и ночью, когда состояніе каждаго человѣка, по указаннымъ причинамъ, находится въ особенной опасности. Другое слово все наполнено увѣщаніемъ вставать во время ночи на молитву всѣмъ въ дому; мужъ и жена должны для этого пробуждать отъ сна и дѣтей своихъ и такимъ образомъ составлять домашнюю церковь. Оно названо Словомъ Іоанна Златоуста, потому что дѣйствительно составлено изъ одного слова Златоуста, помѣщеннаго въ древнемъ болгарскомъ сборникѣ его твореній, извѣстномъ подъ именемъ Златоструя [5]; но заимствованныя мѣста расположены въ немъ въ другомъ порядкѣ и соединены и распространены разными мыслями, которыхъ нѣтъ въ словѣ Златоуста. Замѣчательно, что между этими оригинальными вставками мы встрѣчаемъ тѣ же самыя мысли и выраженія, какими Владиміръ Мономахъ убѣждаеть къ ночной молитвѣ въ своемъ поученіи: такое сходство безспорно указываетъ на вліяніе одного произведенія на другое. А при этомъ и само означенное слово, хотя не оригинальное по содержанію, но имѣщее нѣкоторое отношеніе къ одному изъ древнѣйшихъ и замѣчательнѣйшихъ памятниковъ нашей письменности, не можетъ не заслуживать вниманія.

1. Слово отъ видѣніа Павла апостола.

Тако глаголетъ Господь пророкомъ. доколе согрѣшаете и прилагаете грѣхи на грѣхи и прогнѣваете сотворшаго вы. но останите неправдъ и навыкнете добро творити и милостивіи будете да спасетесь. вся бо тварь велѣнію Божію повинуется. толико человѣцы преступаютъ заповѣдь Божію. Солнце многожды моляшеся Богу глаголя. Господи вся содержай. и доколѣ неправдъ человѣческихъ терпиши и беззаканій многихъ. вели Господи. да ихъ пожгу. да не творятъ зла. и гласъ ему бысть глаголя. Азъ вся си свѣдехъ и видитъ око Мое. но трьплю имъ. покаянія дая время. ащели не покаются. то сужю имъ тогда. Мѣсяць же и звѣзды моляшеся Богу глаголюще. намъ Господи далъ еси область свѣтити въ нощь. доколе призримъ на беззаконное блудство и давленіе дѣтей и разбойство и татьбы. повели намъ. да погубимъ зло творящая человѣкы. и бысть имъ гласъ глаголющь. видитъ вся око Мое. но чаю обращенія ихъ. ащели не (по)каются. сужю имъ тогда. Море же и рѣки вопияху моляшеся Богу. рци намъ Господи. да потопимъ злыя человѣки. иже по намъ плавающи разбиваютъ и творятъ злая. и бысть гласъ къ нимъ. Азъ вся та видѣхъ но аще не покаются. сужю имъ тогда. И земля же возопи и просящися на человѣкы азъ Господи паче тварей осужена есми. не могу блудъ разбоя татьбы и волъхвованіа клеветы и прочихъ трьпѣти злобь. яко сынъ досаду родителемъ творитъ. и дщи матери. и братъ брату. многи неправды человѣцы творятъ. повели ми Господи. да не проращу всѣянныхъ за злобы ихъ. да гладомъ изомрутъ. и бысть гласъ глаголя. Азъ убо видѣхъ вся. и ничто ся Мене не утаитъ. вся бо суть обнажена предъ очима Моима. аще кто ся не покаетъ. Азъ сужю ему. Слышите ли человѣцы. како вся тварь повинуется Богу. а мы почто воли Его не творимъ. самохотно Царства Божіа лишаемся. останемъ братіе злобъ нашихъ. и на всякъ часъ благодаримъ Бога. Яко бо солнцю заходящу вси людстіи ангели къ Богу идутъ поклонитися. дѣла приносяще человѣческая или добрая или злая. богобоязливаго человѣка ангелъ радуяся идетъ къ Богу на поклоненіе. а злаго человѣка ангелъ плача идетъ къ Богу и глаголетъ. Господи вся содрьжай. повели ми. да небуду со злымъ и грѣшнымъ симъ. токмо бо имя Твое нарицаетъ а угожаетъ плоти. а грѣхи прилагаетъ всегда ко грѣхомъ. и не единыя молитвы не творитъ отъ сердца ни во дни ни въ нощи. и на подаяніе согбени имать руцѣ. токмо собираетъ а неподаетъ. и глаголетъ Господь. не оставляйте и тѣхъ. егда (еда) и тіи пріимутъ покаяніе. ащели ся не покаютъ. егда ко Мнѣ пріидутъ. Азъ сужю имъ. Такоже и заутра въ первый часъ дни ангели приходятъ людстіи на поклоненіе Богу. отвѣтъ о человѣцехъ дающе. что въ нощи будутъ сотворили. вся дѣла наша и мысли. нощная и дневная творенія. вся объявлена суть предъ Богомъ. Того ради братія и сестры на всякъ день и нощь благодарите Господа Бога. въ конець бо дній и въ конець нощи. во уреченный часъ всегда. ангели всѣхъ насъ на поклоненіе къ Богу приходятъ. не моземъ никто насъ ни единое нощи преминути не молившеся Богу. да не опечалимъ хранителя нашего ангела. нощь бо на двое разлучена. тѣлу на упокой. и души на спасеніе.

Примѣчанiя:

[1]
Нѣтъ никакихъ особенныхъ признаковъ, по которымъ бы составленіе сихъ словъ можно было отнести къ какому-нибудь опредѣленному времени. Они заимствованы нами изъ рукописнаго Измарагда соловецкой библіотеки (№ 270), написаннаго въ концѣ XV или въ началѣ XVI в.
[2]
Полн. собр. рус. лѣтоп., т. I, стр. 202.
[3]
Домострой, глав. XII.
[4]
Въ собраніи народныхъ стиховъ П. Кирѣевскаго помѣщенъ стихъ (XXX) подъ названіемъ Плачь земли, въ которомъ земля представляется жалующеюся на беззаконія человѣческія: «тяжелъ мнѣ, Господи, вольный свѣтъ, тяжеле много грѣшниковъ, болѣ беззаконниковъ». Отвѣтъ: «потерпи же ты сыра земля, потерпи же ты нѣсколько времечка, не придутъ ли рабы грѣшные къ самому Богу съ чистымъ покаяніемъ». (Чтен. общ. истор. и древн. 1848 г. № 9).
[5]
Въ Златоструѣ это слово помѣщено подъ № 41 ркп. солов. библ. половины XVI в. № 259.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Два слова о деннонощной молитвѣ. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1858 г. – Книга II. – с. 599-604.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0