Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Два слова о деннонощной молитвѣ.

Предлагаемыя слова [1] замѣчательны въ томъ отношеніи, что весьма хорошо характеризуютъ вообще религіозное направленіе нашихъ предковъ и въ частности объясняютъ существовавшій у нихъ обычай вставать во время ночи на молитву. Объ этомъ обычаѣ, какъ извѣстно, говорится въ Поученіи Владиміра Мономаха, который совѣтуетъ своимъ дѣтямъ не проводить ни одной ночи безъ молитвы [2]. Въ Домостроѣ Сильвестра также предписывается: «въ нощи всегда тайно вставъ со слезами прилежно къ Богу молитися елико вмѣстимо, о своемъ согрѣшеніи» [3]. Первое слово указываетъ основаніе для этого обычая. Въ рукописи оно названо Словомъ отъ видѣнія Павла апостола, вѣроятно потому, что образно представляетъ ученіе апостола о суетѣ и страданіи всей твари за грѣхи человѣка (Римл. 8, 19-25); по воззрѣнію же и особенно по складу оно представляется русскимъ произведеніемъ. Въ немъ сначала говорится, что солнце, мѣсяцъ и звѣзды, море и рѣки и земля вопіютъ къ Богу о беззаконіяхъ человѣческихъ и испрашиваютъ у него дозволенія наказать ихъ; но Богъ говоритъ имъ, что Онъ самъ видитъ и знаетъ всѣ грѣхи людей, но не наказываетъ ихъ потому, что ожидаетъ отъ нихъ покаянія. Подобное же представленіе, какъ извѣстно, существуетъ и въ понятіяхъ народа и выражается въ его произведеніяхъ [4].Потомъ въ словѣ изображается, какъ ангелы, приставленные къ людямъ, каждый день, утромъ и вечеромъ, въ урочный часъ, приходятъ къ Богу и доносятъ Ему о дѣлахъ ввѣренныхъ ихъ попеченію людей; ангелы также жалуются на порочныхъ людей и хотятъ удалиться отъ нихъ, но Богъ, ожидая отъ нихъ покаянія, внушаетъ ангеламъ не оставлять ихъ. Наконецъ слѣдуеть увѣщаніе молиться утромъ и вечеромъ и ночью, когда состояніе каждаго человѣка, по указаннымъ причинамъ, находится въ особенной опасности. Другое слово все наполнено увѣщаніемъ вставать во время ночи на молитву всѣмъ въ дому; мужъ и жена должны для этого пробуждать отъ сна и дѣтей своихъ и такимъ образомъ составлять домашнюю церковь. Оно названо Словомъ Іоанна Златоуста, потому что дѣйствительно составлено изъ одного слова Златоуста, помѣщеннаго въ древнемъ болгарскомъ сборникѣ его твореній, извѣстномъ подъ именемъ Златоструя [5]; но заимствованныя мѣста расположены въ немъ въ другомъ порядкѣ и соединены и распространены разными мыслями, которыхъ нѣтъ въ словѣ Златоуста. Замѣчательно, что между этими оригинальными вставками мы встрѣчаемъ тѣ же самыя мысли и выраженія, какими Владиміръ Мономахъ убѣждаеть къ ночной молитвѣ въ своемъ поученіи: такое сходство безспорно указываетъ на вліяніе одного произведенія на другое. А при этомъ и само означенное слово, хотя не оригинальное по содержанію, но имѣщее нѣкоторое отношеніе къ одному изъ древнѣйшихъ и замѣчательнѣйшихъ памятниковъ нашей письменности, не можетъ не заслуживать вниманія.

2. Слово Іоанна Златоуста како востати въ нощи молитися.

Щитъ пріими о человѣче рекше святыа молитвы. оградися ими. и востани отъ сна. и извлецы мечь. и въстани крѣпце и по силе своей. помолись отъ всея душа. и тако Богъ поможетъ ти скоро. и подасть ти крѣпость и силу побежати врага невидимаго. на тя дръзающа. Не того бо ради братіа нощь сотворена. да спимъ и празднествуемъ. смотрите како тіи востаютъ полунощи рукодѣльници. да и вы вси востаните кождо васъ въ нощи. и прьвие всѣхъ дѣлъ. молитву къ Богу сотворите. да милость свою подастъ вы. а егда ложися спати. то не погрѣши ни единоя нощи не кланявся. но елико мога по силе. тѣмъ поклоненіемъ побежаетъ человѣкъ діявола. и тѣмъ избываетъ грѣховъ. иже согрѣшилъ кто въ томъ дни. тогда бо нощию и умъ телеси ти легчае есть. и къ Богу могутъ тя на покаяніе обратити нощныя молитвы. паче ти дневныхъ молитвъ нощныхъ послушаетъ Богъ. тогда ти душа чистѣйши есть. и умъ твой легчае на мольбы. и помысли вѣка сего кончаніе и отшествіе. Да се ми есть слово къ мужу и къ женамъ. въстани нощию. и приклоні колени. и припади къ Богу моляся. и паче ти дневныхъ молитвъ приклонитъ ухо свое Господь въ пощныя молитвы. въспомяни Давыда царя. како ти глаголаше. седмижды днемъ хвалихъ Тя. и пакы. въ полунощи востахъ исповѣдатись Тебѣ. и утрудихся воздыханіемъ на всяку нощь постелю слезами омочяхъ. Помыслите братіа. аще и царь толику имый печаль. и тако творящи по вся нощи. а мыже како отвѣтъ дати имамы къ Богу. въ лѣности пребывающе. И глаголю вы братия и сестры. въстанемъ нощию молитися Богу о гресѣхъ нашихъ. исповѣдатися Ему. тогда бо въ нощь ни тщая слава мутитъ ума. како бо мутить хощетъ. а всѣмъ спящимъ. ни зрящимъ никомуже. не знаетъ бо никто. ни пакоститъ. како можетъ быти такова мольба въ день. а уму видящему многъ мятежь. и помыслы имущу многы. аще бо вельми ся крѣпиши въ день. но не можеши таковыхъ молитвъ принести къ Богу. И буди храмъ вашь яко церковь обнощь мужи съ женами составленъ. рече бо Господь. идеже есть два или три собранніи о имені Моемъ. ту есмь посреди ихъ. добрѣе Богу единъ творяй волю Его. нежели тма безумныхъ и беззаконныхъ. Аще у кого васъ дѣти суть. возбуди я въ нощь молитися Богу. и научи я. да тако творятъ всегда. нѣсть бо ничтоже такого храма добрѣе. идеже въ нощи мольбы творимы суть. слышите что пророкъ глаголеть. аще поминахъ Тя на постели своей и на утреннихъ поучахся въ Тя. Да помолимся братия по вся нощи. разрѣшимъ узы греховныя. глаголю бо вамъ. въстанемъ нощию. аще не полунощию. ино къ свѣту. нощь бо на двое разлучена есть. тѣлу на покой. а душѣ на спасеніе. и востани убо въ нощь и помолися Богу. и припади воздыхая о гресѣхъ. аще бо милостыня творимъ. а сами ленімся молитися. не можемъ спастися.

Примѣчанiя:

[1]
Нѣтъ никакихъ особенныхъ признаковъ, по которымъ бы составленіе сихъ словъ можно было отнести къ какому-нибудь опредѣленному времени. Они заимствованы нами изъ рукописнаго Измарагда соловецкой библіотеки (№ 270), написаннаго въ концѣ XV или въ началѣ XVI в.
[2]
Полн. собр. рус. лѣтоп., т. I, стр. 202.
[3]
Домострой, глав. XII.
[4]
Въ собраніи народныхъ стиховъ П. Кирѣевскаго помѣщенъ стихъ (XXX) подъ названіемъ Плачь земли, въ которомъ земля представляется жалующеюся на беззаконія человѣческія: «тяжелъ мнѣ, Господи, вольный свѣтъ, тяжеле много грѣшниковъ, болѣ беззаконниковъ». Отвѣтъ: «потерпи же ты сыра земля, потерпи же ты нѣсколько времечка, не придутъ ли рабы грѣшные къ самому Богу съ чистымъ покаяніемъ». (Чтен. общ. истор. и древн. 1848 г. № 9).
[5]
Въ Златоструѣ это слово помѣщено подъ № 41 ркп. солов. библ. половины XVI в. № 259.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Два слова о деннонощной молитвѣ. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1858 г. – Книга II. – с. 599-602, 605-607.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0