Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Два поученія: о празднованіи воскреснаго дня и о житіи христіянскомъ.

Представляемъ здѣсь эти два поученія, на которыя мы указали, какъ на интересныя по ихъ древности и особенной простотѣ содержанія и изложенія, еще въ январской книжкѣ Православнаго Собесѣдника 1858 года [1]. Въ первомъ изъ нихъ, имѣющемъ въ рукописи такое заглавіе: «Слово о недѣли Іякова, брата Господня, епископа Іеросалимскаго», объясняется происхожденіе и важность воскреснаго дня и преподаются наставленія, какъ дóлжно проводить этотъ день по-христіански; въ послѣднемъ, названномъ въ рукописи «Словомъ святыхъ отецъ, како крестіяномъ жити», говорится о томъ, какъ вообще слѣдуетъ жить христіанамъ. Въ томъ и другомъ поученіи весьма сильно и рѣзко обличаются религіозные и нравственные недостатки того древняго времени, когда въ понятіяхъ и жизни нашихъ предковъ господствовало еще такъ называемое двоевѣріе, когда многіе, бывъ христіанами, слѣдовали поганскимъ обычаямъ и держались разныхъ языческихъ суевѣрій. Въ этомъ отношеніи особенно замѣчательно послѣднее поученіе, въ которомъ между прочимъ говорится, что многіе святую Церковь ротою сквернятъ, немощь волшбою лечатъ и наузы чарами, бѣсомъ требища приносятъ, и бѣса глаголемаго трясцею творятъ, еллинска пишутъ на яблоцѣ слова и кладутъ и на престолѣ въ годъ службы».

1. Слово о недѣли Іякова брата Господня епископа Іеросалимьскаго [2].

Христосъ Богъ нашь почи отъ дѣлъ своихъ въ седмый день. въ 1 день сотвори Богъ свѣтъ, а въ 2 день небо, а въ 3 день землю, а въ 4 день сотвори Богъ солнце и луну и звѣзды. тогда и діяволъ сверъженъ бысть съ небеси со отступными его силами, и бѣси быша наречени за гордость. а сего мнози не вѣдуще плетутъ. діяволъ не поклонися Адаму, рѣка [3] азъ огнь есмь, а сей перьсть. то лжа есть а не истина. не бѣ бо еще Адамъ сотворенъ, а діяволъ на землю сверженъ бысть. въ 5 день сътвори Богъ гады и птица и скоты и рыбы и звѣри, и древа и сѣмена вся. а въ 6 день созда Богъ человѣка отъ земля и дуну въ лице его, и бысть человѣкъ въ душу живу, и нарече имя ему Адамъ. и въ 7 день почи Богъ отъ всѣхъ дѣлъ своихъ, и благослови Богъ той день седьмый. се бо почиванія есть день благословеный. того ради и намъ реченно въ той день отъ дѣлъ почивати, токмо Богу молитися и къ церквамъ ходити, милостыни даяти. елико бо церкви обыйдетъ человѣкъ въ нощи или во дни то и стопы ногу его чтóмы суть отъ святыхъ ангелъ. се же ходяй не пустошная мысли, но Богу моляся. ни зла ни на кого мысля, не досади же никому въ той день. аще же и сотвориши когда что зло, то воскоре смирися и прощеніе возми, а не остани на нощь, гнѣвъ держа на кого любо никогда же. недѣля же радость вѣрнымъ, есть воскресенья Гоcподня день и почиванія. всяко дѣло оставльше, духовно празднуйте, а не піяньствомъ, ни играми, ни пустошными бесѣдами, яко невѣрнии. но отъ злобъ ся очистивъше, святемъ тѣлѣ и крови Христовѣ причаститися. вѣрніи, духовнѣ воскресенія день почьтите, яко лѣпо есть крестіяномъ. воскресъ бо Христосъ, радость всему міру дарова, низложивъ ада и смерть попра. тѣмъ братие, славы ради въскресенія Господня, и воплощенія Его, и начала сверьшенія міра сего, радующися, празднуемъ день сей. къ церкви спѣшно тецѣмъ на утреню, и на литоргію, и на вечерьню безъ гнѣва и беспомысла злаго. своя домашняя беспечали сотвори, нищая и бѣдныя милуйте, и церковьнымъ слугамъ почесть творите. та бо вся яко въ руцѣ Богу влагаете. въ церкви же съ молчаніемъ стойте. кождо своя грѣхи исповѣдая, въспомянувъ, а о чюжихъ не глаголи. пѣсни и пѣній и чтеній божественыхъ насладите сердца и душа своя. самъ бо Господь Богъ нашь сей день възаконилъ Моисіови глаголя [4] 6 дній дѣлайте, рабы твоя, и рабыня твоя, волъ и осля твоя, а въ 7 день упражняйтеся на мольбы и собирайтеся во церкви. та бо, братие, пристанище есть отъ буря и мірьскаго мятежа. ту бо душамъ и тѣломъ цѣльбы пріемлемъ. ту Божій гласъ сердечнеи уши оглашаетъ. ту страшная тайна неизреченно сътворяется за ны. ту греховный мракъ отъ сердець нашихъ отгоняется. ту Сынъ Божій предлежитъ на святей и чюдней трапезѣ, яко агнецъ ненороченъ закалается, и пречистую кровь Свою изливая на оставленіе грѣхомъ вѣрнымъ, хотя ны Своего царьствія наслѣдники сотворити. нашего ради спасеніа на землю Господь сниде и отъ Дѣвы воплощься, съ человѣки поживе, страсть плотию пріятъ безстрастный Божествомъ, и волею смерть въкуси, въскресѣ же въ третий день и въ четыредесятный день възнесеся во славѣ на небеса, и сѣде одесную Отца, и дарова вѣрнымъ спасеное [5] пристанище святую церковь. въ ню бо вѣрніи приходяще слышати святая божественая ученія евангельска же и святыхъ апостолъ дѣяніе и ученія и прореченныя пророки и отеческая сказанія, житие же святыхъ и мученія. та вся слышаще богобоязнивіи просвѣщаютъ душа своя и на діявола и на бѣсы его въоружаются и побѣжаютъ я силою Божіею. о семъ пророкъ Давыдъ глаголетъ: врагу оскудѣша оружія въ конецъ [6]. и пакы тоже пророкъ Давыдъ глаголетъ: пріидѣте възрадуемься Господеви и предваримъ лице Его исповѣданіемъ [7]. си рече исповѣжьмыся часто, а не таимъ согрѣшеній нашихъ. воистинну есть день, братія, веселія и духовъныя радости исполъненъ, воньже достоитъ, хвалы всылающе Богу, комуждо о спасеніи душѝ своея молитися. воскресеніа Господня се есть день и недѣля нареченъ, да всякъ, дѣло оставль, духовно празднуемъ радующися, славяще Святую Троицю Отца и Сына и Святаго Духа. рече бо пророкъ. веселися, сей день егоже сотвори Господь, възрадуемься и возвеселимься вонь [8]. вопрошаимъ возлюбленіи Давыда. единъ ли той день сотвори Господь. вся, рече, сотвори, но сей день веселія полонъ есть и радости о Бозѣ. понеже воскресенія есть день, за то недѣля нареченъ. многа бо благая сотворишася вонь. да и мы, возлюбленіи отцы и братіе, възвеселимся духовно съ святыми пророки и апостолы, и празнуемъ радостно духовенъ праздникъ свѣтлаго и тридневнаго воскресенія Господа Бога нашего. сшедшеся въ церкви, псалмы и духовными пѣніи. воскресенія бо есть день и недѣля нареченъ. оставляютъ бо дѣла человѣцы вѣрніи и на мольбы и на духовная дѣянія упражняются. той бо день есть прообразуя радостъ будущаго вѣка. въ шесть убо дній всякъ вѣрный человѣкъ потребная исполняйте житейская, а въ седьмый день вся духовная совершайте. сей бо день извѣствуетъ веселіе, еже праведнымъ пріяти отъ Царя славы. Моисій бо первый во пророцѣхъ рече. благослови Богъ день седьмый, зане вонь почи отъ всѣхъ дѣлъ своихъ. да и мы, братие, дѣла оставльше, днесь на духовная спѣемъ. сей бо день память есть Господа Бога нашего тридневнаго воскресенія. и мы празникъ составимъ спасеный [9], а не на игрища, ни на позоры, но яко истинніи крестіяне, а не слытиемъ [10] токмо, но дѣлы добрыми, братолюбіемъ просвѣщьшеся, страньнолюбиемъ цвѣтуще, любовию озаривьшеся, нагыя одѣвающе, нищая бѣдьныа съ собою вподобно [11] время накорьмляюще, обидимыя избавляюще. тако духовно торжествуемъ. а невѣрьнымъ же и поганымъ нѣсть такія радости, но скорбь имъ на умѣ и сѣтованіе. пророкъ бо Давыдъ о невѣрныхъ глаголетъ. не увидѣша ни разумѣша, въ тьмѣ ходятъ. а намъ вѣрьнымъ вся явлена суть угодная Богу. вся, рече апостолъ Павелъ, въ славу Божію творите, аще ясте или піете или хóдите, во славу Божію сотворите [12], когда идеши вмонастырь, неси имъ, яже требе, или къ церквамъ хоженіе. а въ славу Божіо сѣденіе. егда какія игры, или піяницы кличатъ, или скомороси, или плясаніе и кощюны сатаниньски, въ тый часъ дома пребуди, неисходя. то въ славу Божію сѣденіе. о братие, во піяньствѣ или во играхъ слава Божіа нѣсть. рече бо пророкъ. хлѣбъ сердце человѣку укрепитъ, а вино возвеселитъ. а мы же, егда піемъ то не въ веселие, супротивъ закону Божію творимъ. питие на веселие дано, а не на піяньство. а мы, егда пити начнемъ, то и къ церкви нейдемъ, и захлебнутися хощемъ, не человѣческы піюще, но и поганъ горѣе есмы піюще. что бо есть скареднѣе піяньчиваго. сѣдитъ забывся, умъ свой погубль, яко неистовъ, нечюется, что творя. да толи, братие, веселие есть, тако ли въ законъ и въ славу Божію апостолъ вѣрнымъ веселие творитъ? ни убо не льститься сами, и останемъ піяньственого проклятого обычая, идѣже діяволу есть радость, а души пагуба. о братие! аще и тѣлу нашему немощь отъ многаго питіа, кольми паче душю губимъ. слышите писаніе, глаголющее. кому свары и скаредіе, кому сини очи, кому сокрушеніе вотьще, кому судъ и прѣніе, не піяньчивымъ ли? о братие, почто душа губимъ, скотски живуще? другіе же всю нощь не усыпаютъ, піюще и пляшуще и многа творяще злая, лютѣйшу мýку душамъ своимъ творятъ. умъ бо погубль, не вѣсться, что творитъ, и въ малоуміи великъ языкъ простираетъ, студная и срамная глаголя, не срамляется, и съ похотьми жены чюжая любызая, и чего хощетъ, егоже бы волею не възговорилъ, то глаголетъ. влѣзетъ бо тогда во умъ его духъ прелестный, сътворитъ его бестудная глаголати, и хвалитися безчестиемъ, и учаще его не покарятися, мнѣтися добрая глаголя. запивая бо ся, многа творитъ добру злая. како не суть плача достойни запивающися. люто бо есть скаредіе, еже беспамяти упиватися. аще бо піяньчиваго учиши и грозиши ему, то онъ не слушаетъ и не творитъ [13] грѣха въ томъ. таковіи да слышатъ великого апостола Павла глаголюща. не льститеся убо, ни тати, ни разбойницы, ни клеветницы, ни прелюбодѣи, ни лихоимьцы, ни піяницы, Царства Божіа не наслѣдятъ [14]. слышите братие, къ какимъ злымъ приложено и равно есть піяньство. о братие! вѣчьныя мýки убойтеся, останите упиватися. аще бо въ таковѣмъ злѣ кто умретъ, съ идолослужебники осудится, внегасимый огонь. піянчивому бо вѣкъ старость въ неуставъ, житию порушение, маловременьная [15] смерть, а по смерти мýка вѣчная, аще истиннымъ покаяніемъ того не лишится [16].

Примѣчанiя:

[1]
См. Памятники древн. дух. письменности. Предлагаемыя поученія заимствованы изъ рукописнаго Измарагда академической (бывшей соловецкой) библіотеки подъ № 270, написаннаго въ концѣ XV, или въ началѣ XVI вѣка.
[2]
По языку и способу писанія предлагаемый списокъ принадлежитъ къ такъ называемой синкретической или смѣшанной рецензіи. Потому въ немъ древніе палеографическіе признаки перемѣшаны съ новыми знаками, входившими въ письменность въ XVI в.
[3]
сказавъ.
[4]
Исх. 20, 9.
[5]
спасительное.
[6]
Псал. 9, 7.
[7]
Псал. 94, 2.
[8]
Псал. 117, 24.
[9]
спасительный.
[10]
по имени только.
[11]
въ надлежащее.
[12]
1 Кор. 10, 31.
[13]
не признаетъ.
[14]
1 Кор. 6, 10.
[15]
скорая.
[16]
не освободится.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Два поученія: о празднованіи воскреснаго дня и о житіи христіянскомъ. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1859 г. – Книга I. – с. 464-473.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0