Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Два поученія: о празднованіи воскреснаго дня и о житіи христіянскомъ.

Представляемъ здѣсь эти два поученія, на которыя мы указали, какъ на интересныя по ихъ древности и особенной простотѣ содержанія и изложенія, еще въ январской книжкѣ Православнаго Собесѣдника 1858 года [1]. Въ первомъ изъ нихъ, имѣющемъ въ рукописи такое заглавіе: «Слово о недѣли Іякова, брата Господня, епископа Іеросалимскаго», объясняется происхожденіе и важность воскреснаго дня и преподаются наставленія, какъ дóлжно проводить этотъ день по-христіански; въ послѣднемъ, названномъ въ рукописи «Словомъ святыхъ отецъ, како крестіяномъ жити», говорится о томъ, какъ вообще слѣдуетъ жить христіанамъ. Въ томъ и другомъ поученіи весьма сильно и рѣзко обличаются религіозные и нравственные недостатки того древняго времени, когда въ понятіяхъ и жизни нашихъ предковъ господствовало еще такъ называемое двоевѣріе, когда многіе, бывъ христіанами, слѣдовали поганскимъ обычаямъ и держались разныхъ языческихъ суевѣрій. Въ этомъ отношеніи особенно замѣчательно послѣднее поученіе, въ которомъ между прочимъ говорится, что многіе святую Церковь ротою сквернятъ, немощь волшбою лечатъ и наузы чарами, бѣсомъ требища приносятъ, и бѣса глаголемаго трясцею творятъ, еллинска пишутъ на яблоцѣ слова и кладутъ и на престолѣ въ годъ службы».

2. Слово святыхъ отець, како крестіяномъ жити [2].

Братіе и сестры! слышите ученія святая. суть бо во крестіянехъ нѣцыи, иже имя токьмо крестіяньско держатъ на бóльшее осуженіе собѣ, воли Божия не творяще, поганьски живутъ, во пияньствѣ, и въ блуженіи и во прочихъ злобахъ, окаяннѣ діяволомъ омраченіи, въ клятвы, во обиды и въ тѣлесныя нечистоты, и обажающе [3] другъ друга и обидяще, яко бесмертни ся творятъ. многа творятъ неподобная ихже нѣсть льзѣ изглаголати здѣ. и яко лжу мнятъ уготованьныя грѣшникомъ муки, ихьже и сатана трепещетъ, а сіи не чювьствуютъ. симъ всѣмъ запрещаемъ, да страхъ Божій пріимьше, грядущій судъ, останутъ покаяниемъ злыхъ дѣлъ и проклятого любодѣяніа. того бо ради Содомъ и Гоморъ и около ею гради огнемъ пожьжени, и донынѣ курится огонь на увѣреніе инѣмъ. то аще тіи, ни закона ни пророкъ вѣдуще, любодѣяниа ради погыбоша, ихже погыбели знаменіе и нынѣ есть, то кольми паче люто крестіяномъ нарекшеся, а отъ женъ своихъ со инѣми блудити, или холостымъ, не женящеся (со) мноземи любодѣяти. горѣе содомлянъ таковымъ осуженіе въ день суда. Исаіа пророкъ о тѣхъ глаголетъ. погрузятся въ пламени, егоже сами ражьжегоша себѣ. тойже пророкъ рече. черьвь ихъ не умретъ, и огьнь ихъ не угаснетъ [4], незаконно блудящихъ. лютъ отнюдь той есть грѣхъ. того ради речено комуждо своя имѣти жена. о хульнѣхъ же глаголѣхъ что рещи, невѣмы. иже о Бозѣ кленутся, крестъ цѣлуютъ ротою до церкви и олтаря, на погибели сіи Божество поставляютъ. о семъ не бо дивится, пророкъ рече. за то казни Богъ на ны слетъ, овогда ведромъ [5], иногда пожаромъ и инѣми бѣдами. зане человѣцы Богомъ кленутся и святыми Его, и другъ друга клятвы догонитъ, святую церковь ротою сквернятъ. того ради вся небесныа силы трепещютъ страхомъ, злобу видяще человѣчю. сему же и ина подобна вина. немощь волшьбою лѣчатъ и наузы чарами, бѣсомъ требища приносятъ, и бѣса глаголемаго трясьцею творятъ. отгоняще ѝ еллиньска пишутъ на яблоцѣ слова и кладутъ ѝ на престолѣ вгодъ [6] службы. се проклято есть. того ради многи отъ Бога казни на ны сутъ за неправды нашя. Господь не рече целити чарами ни наузы, ни въ встрѣчю, ни въ полазъ, ни въ чехъ [7] вѣровати. то поганьское есть дѣло. аще ли отъ крестиянъ кто сотворитъ тако, горьше поганъ осудится, аще о томъ покаянія не пріимутъ. того ради, елико же крестіяньскаго рода, да не творятъ того. зла бо согрѣшеніа суть рота, клевета, клятва, лжи послушество, зависть, татьба, гнѣвъ, піяньство, обида, лихоимьство, скупость и прочее. а телесная скверьность и прелюбодѣяніе, содомьско блуженіе, въ племени поятіе поганьски есть. вѣрьнии же сего аще вѣдающе, не обличаютъ таковыхъ ни наказаютъ, и ти осуженію содѣльницы суть, паче же прозвитеры, аще таковыхъ не учатъ, не исправляютъ, не претятъ, по Бозѣ ревнююще за истину. отъинудь гóре таковымъ будетъ учителемъ. инѣмъ подгнѣта въ негасимомъ будутъ огьни. кождо іерѣйство держитъ, дабы тѣмъ корьмитися, а не печалуютъ о духовныхъ, чтобы пріяти мьзда вѣчьного живота. и не глаголетъ праведного ученія, имъ же спастися, но паче гладитъ и лащитъ [8] и, дару ради, безъ опитемьи прощаетъ, чрева ради все творитъ и глаголетъ, дабы не отпасти временныя чести. того рáди учители лишше осудятся, аки блазнители. тѣхъ ради золъ, бываетъ земли неплодие, и рати, и пагубы многы, скотомъ изгибель, а самѣмъ болѣзни тяжькы и смерти люты, и по смерти мýкы вѣчныя, аще злобъ не останутъ дѣлати. аще ли нѣцыи дѣютъ злая и духовнаго не слушаютъ ученія, и не каются, таціи подимутъ по дѣломъ законьное мучение. и велимъ градскымъ властелемъ не щадити таковы, зло творящихъ предъ Богомъ, но казнити я лестьца, хульники, ротьники, мужеложники, убийца, тати, чародѣя, дѣвамъ насилующая, блудяще съ мужатицами. такия велимъ вконечьныя влагати муки, градскимъ казнити закономъ, а не щадити злыхъ, да ся накажутъ и останутъ дѣяти злая. властели бо отъ Бога устроени, человѣкъ ради нетворящихъ закона Божія, да страхъ видѣвьше казьни, и Бога убоятся. властели да не щадятъ зло творящихъ, слузѣ быти Божию праведному суду. а человѣцы же, злобныя такія вѣдуще, да не таятъ, да не сами предъ Богомъ сними осудится въ муку. глаголетъ же(ся) въ четвертѣмъ царствии. Ахавъ царь пощадилъ Адора, асирійска царя, зло сотворьша. и рече ему Богъ пророкомъ. мужа губителя отпустилъ еси, твоя душа зань погыбнетъ и люди твоя за его люди. и Саулъ царь, Агага пощадѣвъ, испаде царства. и иніи мнози, злыхъ пощадѣвьше, погыбоша сами. того рáди, властели, не щадите зло творящихъ, но казните я, а не по мьздѣ отпущайте, да не и вы, (аки) содѣтели безаконія, отъ Бога судъ золъ пріимете. аще ли властели отмщенія законьного на злыя не наводятъ, суду Божію повинни будутъ, и отъ святыхъ отецъ проклятие на ся приводятъ. нѣсть бо достойно зло творящихъ щадити, но казнити, да не творятъ зла.

Примѣчанiя:

[1]
См. Памятники древн. дух. письменности. Предлагаемыя поученія заимствованы изъ рукописнаго Измарагда академической (бывшей соловецкой) библіотеки подъ № 270, написаннаго въ концѣ XV, или въ началѣ XVI вѣка.
[2]
По языку и способу писанія предлагаемый списокъ принадлежитъ къ такъ называемой синкретической или смѣшанной рецензіи. Потому въ немъ древніе палеографическіе признаки перемѣшаны съ новыми знаками, входившими въ письменность въ XVI в.
[3]
оклеветая.
[4]
Исаіи 66, 24.
[5]
засухою.
[6]
во время.
[7]
чиханіе.
[8]
ластитъ т. е. льститъ.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Два поученія: о празднованіи воскреснаго дня и о житіи христіянскомъ. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1859 г. – Книга I. – с. 464-465, 473-477.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0