Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Творенiя русскихъ святыхъ

Два поученія о постахъ.

Предлагаемыя поученія заимствованы изъ тогоже Измарагда казанскай академической библіотеки (№ 270) [1], изъ котораго мы представили нашимъ читателямъ уже нѣсколько поученій. Они принадлежатъ къ роду тѣхъ словъ и поученій, разсѣянныхъ во множествѣ въ старинныхъ нашихъ сборникахъ, которыя, по складу и воззрѣнію, представляются русскими сочиненіями, но не заключаютъ въ себѣ однакожъ никакихъ признаковъ, по которымъ составленіе ихъ можно было бы отнести къ какому-нибудь опредѣленному времени. Окончаніе перваго поученія начиная отъ словъ: «о братія, како ся не боимъ Бога, а той сотворилъ насъ...» сходно въ нѣкоторыми мѣстами Слóва о постѣ, уже напечатаннаго въ нашемъ журналѣ (январь 1858 г), гдѣ распространены разными объясненіями и дополненіями тѣ мѣста, которыя въ предлагаемомъ здѣсь поученіи изложены кратко. Такія заимствованія изъ одного сочиненія въ другое, распространенія или сокращенія однихъ и тѣхъ же мѣстъ, были, какъ извѣстно, въ большомъ обыкновеніи у древнихъ нашихъ сочинителей и переписчиковъ. Во второмъ поученіи сочинитель, не называя себя по имени, между прочимъ, съ особенною силою говоритъ о своей обязанности поучать свою паству: «аще по повелѣніи Божіи поживете, и мене убогаго спасете; ащели азъ учу вы всегда, а вы не творите того, то осудитеся; мнѣ бо, аще не учу, золъ судъ пріяти…» и проч.

2. Слово о Ѳилиповѣ постѣ. еже предъ Рожествомъ Христовымъ [2].

Братіе. се время есть воздержанію. уставленый постъ святыми нашими учителями. божествеными апостолы. и честными отцы. се бо на ползу намъ взаконили суть. да оцѣстившеся грѣхъ нашихъ. яже есмы въ минувшая дни сотворили. нынѣ же о нихъ покаяніемъ и милостынею пощениемъ покланяніемъ любовію и смиреніемъ послушаніемъ ученія. и прочими. да чисти пресвятаго Рожества Господа Бога Спаса нашего дойдемъ. насъ ради рождьшагося отъ Пречистыя Дѣвы Марія. нашего ради спасеніа на земли явися. и со человѣкы поживе. вся создавыи Богъ. и вся намъ прообразова. что же требуетъ отъ насъ всего блага исполненый. подаянія ли. атъ [3] и намъ всѣмъ (все?) не скудно подаетъ. пѣнія ли и славы. а поютъ и славятъ всегда ангели и архангили вся воиньства безплотныхъ. поклонянія ли. а поклоняются ему небесныя силы со боязнію. что отъ насъ требуетъ. а вся тварь имъ створена бысть. видимая же и невидимая. но да быхомъ ся спасли. правду творяще. того отъ насъ проситъ. да блуда бѣгаемъ. и законно поживемъ. да любимъ другъ друга. безгнѣва мольбы Ему всылаемъ. отъ насъ милости хощетъ къ убогимъ ко вдовамъ и сиротамъ. хощетъ отъ насъ воздержаніа. да піяньства злааго уклоняемся. и безъ времени яденія бѣгаемъ. хощетъ в насъ. да быхомъ всегда ко церкви востанливы были. ищетъ и того. (да) богатство безъгрѣшно дръжимъ. Злааго же корени всѣмъ грехомъ да бежимъ. еже отъ насилія грабленія собраное богатьство съ клятвою. или впожарѣ грабленое то горше и татбы есть. вельми за сія злобы гнѣвъ Божій на непокорівыя приходитъ. на резоимца же и кленущаяся лжою. О чада останите насилія и грабленія сиротъ и вдовиць. да не за сихъ воздыханіа и многіа слезы повержени будете во езеро огненое. О любиміи. во святыя сіи дни о всѣхъ неправдахъ покайтесь. и ктому нельститеся ими. да радостію душевною Христова Рожества дойдемъ. и егоже воспросимъ. дастъ намъ Богъ. аще ли по воли его будемъ (ходити). и мене грѣшьнаго отца вашего молящася за васъ услышитъ. аще ми поможете послушаніемъ. аще ли молюся за вы азъ. а вы творите злая, кый молитвѣ поспѣхъ. много речено можетъ молитва поспѣваема. сей поспѣхъ мольбѣ есть. аще и вы на благая спѣете. молящеся Богу. вы бо мой вѣнець. вы моя похвала. вы моя слава. стадо Христово. аще по повелѣніи Господни поживете. и мене убогого спасете. аще ли азъ учю вы всегда. а вы не творите того. то осудитеся. мнѣ бо аще не учю золъ будетъ судъ. слышю бо на Моѵсія Богу разгнѣвавшуся за люди на бóльшаго во пророцехъ. како мнѣ не ужасатися худому. васъ видя во бестрашіи живуще злѣ. О чада. что убо речемъ къ Богу во судный день. и како отвѣщаемъ. аще время се влѣности изгубимъ. аще бо кто имѣние изгубитъ. иное обрящетъ. а врѣмя живота погубль. иного уже нѣсть обрѣсти. Христосъ бо намъ речетъ. васъ ради воплотихся. и за вы раны пріяхъ. и заушенъ бывъ и распятъ. васъ ради жолчи и óцта вкусихъ. и смерти пріяхъ. да васъ отъ льсти діяволя избавлю. вы же что мене ради претерпѣли есте. отъидѣте не вѣде(хъ) васъ. того отвѣта блюдетеся о чада. пребывайте вповелѣніихъ Господнихъ вмало се время. да въ бесмертный животъ пріидѣте.

Примѣчанiя:

[1]
Писанномъ въ концѣ XV, началѣ XVI вѣка.
[2]
По языку и способу писанія предлагаемый списокъ принадлежитъ къ такъ называемой синкретической или смѣшанной рецензіи. Потому въ немъ древніе палеографическіе признаки перемѣшаны съ новыми знаками, входившими въ письменность въ XVI в.
[3]
но.

Печатается по изданiю: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Два поученія о постахъ. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1859 г. – Книга III. – с. 444-445, 453-455.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0