Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТВОРЕНIЯ РУССКИХЪ СВЯТЫХЪ

Завѣтъ мнихомъ унымъ [юнымъ] въ кельи житье.

Мниху дѣло, сирѣчь калугеру, ума блюденье, отъ скверныхъ мыслей, молитва, пѣнье, иже é ангельско дѣло, кормля души, уму просвѣщенье, отчаянью тесла, надежи указъ, вѣчныхъ благъ безпогрѣшенье. Молитва творити по уму, отъ сердца, вѣдати глаголемыхъ силу ізъ правитерехъ въ свѣдѣньі разумъ.

О чернче! на будущая просвѣщаіся, книжнымъ почитаніемъ утвержаіся, отъ погибающая жизни сея понудися, въ послушаньи и въ ручномъ дѣлѣ тружаіся. Пищу пріемля тѣлеси, душу же божественными словесы корми; умъ всегда горѣ имѣй. Изъ кѣлья во ину кѣлью походовъ не обыкивай, на свое плотское похотѣнье ни к. (ни куда?) же не сходи, развѣ духовнаго исхоженья на молитву или на службу которую, все же твори съ благословеніемъ старца. Собѣ не живи по плотскому хотѣнью своему, но живи Богови, тщася въ жизнь вѣчную. Да будутъ ти гробъ кѣлья твоя, предъ общимъ гробомъ; не буду (буди?) же въ міру въ истлѣнье, чего отреклся еси и отбѣжалъ, но живъ буди Богови. Слави Бога съ ангелы, игумена колико увидишь, поклонився до земли, проси благословенья; брата срѣтая всегда поклоняіся и проси благословенья, и глаголи сію молитву: «Молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Ісусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь». А по мефимонѣ не глаголи ни съ кимъ. А съ стороны братъ придеть изъ иного монастыря или отколѣ, срѣтая, глаголи сію же молитву: «Молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Ісусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь». А въ кѣлью съ нимъ вшедъ глаголи преже туюже молитву, яже глаголется въ усрѣтенье брату, и, руцѣ воздѣвъ, потомъ духовнѣ утѣшися съ братомъ и угости ѝ. Не смѣіжеся до зубъ николиже ни глядаі неопасиво. Риза же ти проста свита, отъ сукна самотворена, буд притяжена къ тѣлеси; поясь не выше чреслъ опоясатися, простъ кожанъ; хоженье же буд ни сурово ни лѣниво; ходя же руцѣ имѣй согбенѣ на персехъ. Съ мірскими не говори, паче же со уными, ни сѣди съ ними, ни стой; идѣже игры и кощуны и смѣси будутъ, бѣгаі оттуду. Своима рукама не пріимаіся къ брату, ни обуимися, ни къ собѣ не дай пріятися иному, ни зрѣти кому пусти на лице свое; но уклонися и отыди. А самъ вельми стерезися зрѣти на лице молода и голоуса. Игры и смѣха блюдися: про то чернецъ инокъ нарицается, а иже единъ къ единому Богу внимати день и нощь.

Блюдѣте себе, не сѣдите же уни и межу собою пороздни; стерезися кождо нечистыя любве, всяка бѣжи яда смертна, яко же пророкъ рѣче, да не вскочитъ въ ны смерть дверцами кими, — дверцами 5-ю чувствъ: языкомъ, обоняніемъ, слухомъ, осязаньемъ, вкушеньемъ. Но сія дверца храма своего тѣлеснаго страхомъ загради Божіемъ. Весь буди окомъ, сна же пріими, полна ти буд. нужа велика; а много предъ спаньемъ молися, книги почитай, по рукодѣлье имися, да не мнящеся тѣсный Божій путь женуще, ведый ны въ жизнь, обрящешся широкій женуще, ведый ны въ пагубу. Взлегъ же да будеши препоясанъ въ свитѣ, клобучекъ на головѣ, руцѣ согбенѣ на персѣхъ чеш. жес. не мози руки простерети по тѣлу, подъ свиту не положи руки страсти ради пагубныя, ни соненъ никакъ; а николиже къ срамнымъ удомь доловь руки простри, ни пріимися, ни позри. Умъ на высоту держи, стерезися злые пагубы ручнаго блуда; рѣче бо апостолъ: не прельщайтесь, ни идолослужители, ни блудници, ни творящіи содомскія грѣхи и творящіи рукою блудъ, ни разбойници, ни пьяници, ни татье не причастятся Царству Божію. Мысли скверныя блюдися и взора съ вредомъ и осязанья руки и слуха; самъ другъ не лязи на постелѣ: на конѣ не сяди самъ другъ; нечистыя стерезися страсти, не погуби себе. А сію молитву всегда молви, и вставая, и ложася, и за трапезою, и ходя, и сѣдя: «молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Ісусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь». Аже бо мнихъ молится во времена молитвеная точью, таковый отнюдь не молится; но на всякъ часъ достóитъ молитися. Аще и кратка молитва си, но велику пользу творить, съ вѣрою молящемуся. Богъ, мѣнимъ, отгонить бѣсы, Ему же слава съ Отцемь и съ Святымь Духомь нынѣ, и присно, и въ вѣки вѣкомъ, аминь [1].

Примѣчанiе:
[1] Келейныя правила инокамъ заимствованы нами изъ «Обѣхода церковнаго» Новгородской Соф. библіотеки XIII-XIV вѣка, № 13 или 15, л. 291 об. — 294 об. Къ сожалѣнію, списокъ правилъ не чуждъ ошибокъ, которыхъ нѣтъ возможности исправить за неимѣніемъ другихъ списковъ. Русское ли это сочиненіе или нѣтъ, неизвѣстно; но то несомнѣнно, что вся рукопись, откуда оно напечатано нами, писана въ Россіи.

Печатается по изданію: Келейныя правила инокамъ, по списку XIII-XIV вѣка. // Матеріалы для исторіи Русской Церкви. Томъ I. — Харьковъ: Въ Университетской Типографіи, 1862. — С. 23-26.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0