Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТВОРЕНIЯ РУССКИХЪ СВЯТЫХЪ

Н. Никольскій.
Посланіе Нила, епископа Тверскаго къ нѣкоему Вельможѣ Георгію Дмитріевичу о воздвиженіи Пресвятыя и о артусѣ.

Нилъ [1], епископъ Тверской (съ 24 августа 1509 года [2] † 3 апрѣля 1521 года) [3], по происхожденію грекъ [4], былъ давно извѣстенъ, какъ составитель посланія къ вельможѣ Георгію Димитріевичу о воздвиженіи Пречистыя и о артусѣ. Еще въ «Словарѣ историческомъ о бывшихъ въ Россіи писателяхъ духовнаго чина» (т. II 2, Спб., 1827, стр. 139-140) митрополитъ Евгеній отмѣтилъ, что въ «въ библіотекѣ монастыря Волоколамскаго между рукописями есть «посланіе» Нила епископа Тверскаго «къ нѣкоему вельможѣ о воздвиженіи Пресвятыя (и панагіи) и о артусѣ» [5]. О томъ же посланіи упоминаетъ и П. М. Строевъ въ Хронологическомъ указаніи матеріаловъ отечественной исторіи, литературы, правовѣдѣнія до начала XVIII столѣтія» (Ж. М. Нар. Просв., 1834, ч. I, стр. 166. № 93).

Посланіе это писано въ отвѣтъ на запросъ нѣкоего вельможи Юрія Дмитріевича, почему отъ трехдневнаго воскресенія Христова до Ѳоминой субботы не воздвизаютъ Пречистой хлѣбца, т. е. не совершаютъ чина панагіи, а воздвизаютъ только артосъ, причемъ дьяконъ возглашаетъ: «Христосъ воскресе» трижды, а потомъ цѣлуетъ артосъ, который потребляютъ только въ Ѳомину субботу».

Для разъясненія этого обычая авторъ прибѣгаетъ къ церковному преданію о происхожденіи чина панагіи. Въ славяно-русской письменности, было въ обращеніи нѣсколько сказаній объ этомъ, какъ-то: 1) «Сказаніе о воздвиженіи Пре(чи)стыя», нач.: «По страшнѣмъ воскресеніи бяху вси апостоли» [6], 2) «Слово св. апостола Ѳомы, како воздвиже панагію», нач.: «Егда бысть успеніе святыя Богородица, тогда»... [7] и друг. Ho y автора былъ, повидимому, подъ руками, иной источникъ, восходящій, вѣроятно, къ греческимъ текстамъ.

Заслуживаетъ вниманія, что почти все посланіе, вошло въ составъ одного изъ сочиненій, изданныхъ Казанскою Духовною Академіею съ именемъ преп. Максима Грека (см. III2, стр. 90-92).

Если обратить вниманіе на компилятивный характеръ этого послѣдняго сочиненія и на неполное соотвѣтствіе заглавія содержанію его, то едва ли можно сомнѣваться въ томъ, что въ посланіи епископа Нила мы имѣемъ одинъ изъ источниковъ труда преп. Максима Грека.

Издаемъ посланіе по рукописи Имп. Публичной Библіотеки, Q. XVII. 64, XVI вѣка.

Примѣчанія:
[1] Біографическія свѣдѣнія о немъ см. въ трудахъ: Протоіерея К. Чегодаева, Біографіи тверскихъ іерарховъ, Тверь, 1859, стр. 56-57; Титовъ, Тверскіе епископы, М. 1890; Н. П. Лихачевъ, Палеографическое значеніе бумажныхъ водяныхъ знаковъ, ч. I, Спб. 1899, стр. XXX-XXXII; въ изданіи А. А. Титова: «Тверскіе епископы. Матеріалы для исторіи русской церкви», Тверь, 1891, стр. 26 и 69-70.
[2] Никон. лѣт., ч. VI, стр. 187.
[3] Продолженіе Нестор. лѣтоп., стр. 375.
[4] Первая Псковская лѣтопись, какъ указываетъ Н. П. Лихачевъ (о. с, I, стр. XXX), сообщаетъ о родѣ епископа Нила подъ 1472 годомъ, творя о свитѣ царевны Софіи: «а быша у ней люди черны, а иные сини, а бояринъ ея былъ великаго князя Юрьи малой, грекъ; а владыка тверской Нилъ былъ того же роду» (П. С. Р. Л. т. IV, стр. 244).
[5] Вѣроятно, митр. Евгеній имѣлъ въ виду списокъ, находящійся въ сборникѣ XVI в. (4°, 374 л., на л. 161), принадлежащемъ нынѣ Московской Духовной Академіи. См.: Опись рукописей, перенесенныхъ изъ библіотеки Іосифова монастыря въ библіотеку Московской Духовной Академіи, Іеромонаха Іосифа (Чтен. въ О. И. и Др. Росс., 1881, кн. III, стр. 166, № 156-520).
[6] Намъ извѣстны списки: Ж. Общ. Ист. и Древн. Росс., Сборникъ XV в., 4°, 476 л., см. л. 196 об. (Общ. Ист. № 189, стр. 66); Моск. Епарх. библ. Г. № 495, л. 390-391; Казан. Духовн. Акад., Псалтырь съ возслѣдованіямъ, 4°, 582 л., XVI в., см. л. 330 (Солов. III, I, № 836-777. стр. 301); М. Румянц. Муз. № 362, Сборникъ, 4°, 181 л., XVII в., см. л. 179 об. (?), Востоковъ, Опис. рукоп. Румянц. Муз., стр. 520; И. Акад. Наукъ. Хронографъ № 17, 5, 6, подъ 5557 годомъ.
[7] Слово это издано Ст. Новоковичемъ въ «Apokrifske price o Bogorodicinoj smrti», Zagrebu. 1886 (изъ «Starine», XVIII), стр. 13-14, по рукописи Бѣлградской Народной библіотеки № 184. — См. также списки: М. Никол. Единов. мон. № 32. Сборникъ, 8°, XVI в., 402 л., нал. 401 (Поповъ, Описаніе рукописей Хлудова, Прибавленія стр. 68); М. Румянц. и Публ. Муз., Ундол. № 565, Сборникъ XVI в., 182 л., 4°, См. л. 144.

Печатается по изданiю: Матерiалы для исторiи древнерусской духовной письменности. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Типографiя М. Меркушева. — 1909 г. — Часть II. — С. 1115-1117.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0