Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТВОРЕНIЯ РУССКИХЪ СВЯТЫХЪ

Нилъ, еп. Тверской († 1521 г.)
Посланіе к нѣкоему велможе о воздвиженіи Пречистыя і о артусе

Благословеніе Нила владыкы тферьскаго о Святѣм Дусѣ господину и сыну Георгию Дмитреевичю. Пишеш, господине, к нашему смиренію о вещи о церковнои, а вьспрос твои: про что от тридневнаго въскресеніа Христова до Фомины суботы Пречистой хлѣбца не воздвизают, токмо артусъ воздвизают, и глаюлеть дияконъ: Христос воскрес трижды и потомъ цѣлует, а тот артус потребляють в фомину суботу, а буди тобѣ, господине, вѣдомо: многи вещи церковные преданы с писмом и без писмени церковь Божія держит, а то, господине, тридневное воскресеніе до фоминь суботь един день именуется. Святие апостоли послѣ воскресеніа Христова, ходили въ таинѣ и явленно, а после воскресеніа Христова ходили апостоли по странѣ іеросалимьстѣи и держали подушкы чисты, и клали на мѣстѣ Спасовѣ, а на той подушкѣ клали часть хлѣба на Спасово имя во время яденіа своего, а послѣ яденіа въстав Петръ апостолъ и взем хлѣбъ Спасову (л. 300 об.) часть с подушкы и въздвизает руцы и глаголеть: Христос воскресе, и апостоли рекоша: во истину воскресъ. И пакы Петръ глаголетъ: Христос воскрес, и апостоли рекоша: во истину воскрес. И пакы третицею Петръ глаюлеть: Христос воскрес, и апостоли рекоша: во истину воскресъ, а тотъ чинъ, господине, дрьжали святии апостоли после вознесенія Христова, доколе пришли во Антиохию Сирьскую, и по обычаю сѣли ясти и положилі подушку на Спасовѣ мѣсте, а чясть хлѣба Спасова положили на подушке, а послѣ яденіа вставъ Петръ апостолъ и всѣ, и взяв Петръ чясть Спасову и воздвизает, глаголеть: Христос воскрес трижды, и апостоли рекоша: во истину воскрес трижды по обычею, и абіе: Пречистая Богородица явис имъ и покры их благодатію, якож облаком свѣтлым, и видѣша лице Пречистые вси. И рекоша Петръ и вси апостоли веліимъ гласомъ: все святая Богородице помогаи нам, а та чюдеса, господине, видѣша апостоли после преставленіе Пречистые, а до преставленіа Пречистые ходили апостоли проповѣдати по землѣ, и опять идут во Иеросалимь поклонитіс Пречистой Богородици, як Спасу и святому апостолу Іакову, брату Господню, а Пречистаа Богородица съ апостолом Иваном ходила въ святую гору в корабли. I стал корабль на том мѣстѣ, гдѣ ныне стоит Иверьскіи монастырь, и оттолѣ пошли пѣти на то мѣсто, гдѣ нынѣ стоитъ монастырь Пречистыа Богородици Ватопеди, а на том мѣстѣ тогда жили еллины не крещены. И въпросили еллины апостола Ивана, глаголюще, что есть котороя тая честная жена, и отвѣща ім апостолъ Иван: то естъ мати Исусова и поклонілис еи, а и она многа чюдеса сътворила, и крестилис многые на том мѣсте. И послѣ того, господине, времяни минувше много великіи царь Констентин создалъ на томъ мѣсте монастыр честень во имя Пресвятой Богородици. И после того спустя время, тот монастыр разорил Улиан преступник, а нынѣ опять на том мѣсте создали монастырь православные христіане во имя Пречистые Богородици Ватопеди. И спустя тот монастырь разорили аравлене. И оттоле, господине, пошла Пресвятаа Богородица со апостолом Иваном во остроа кіпрьскіи въ корабьлѣ кь четверодневному Лазарю, епископу Кіпрьскому, а носила Пречистая Богородица ризы своего рукодѣлья, тѣ ризы есть и до сѣх мѣстъ, лежат во Амахосте монастырѣ Иверьском и до нынѣшняго часа, а святіи отци (л. 301 об.), господине, положили после апостолов, что на святои недѣли после воскресеніа Христова до Фомины суботы глаголати: Христос воскрес трижда, а в четвертои: Всесвятая Богородица, помогаи нам, а весь народ иже преж воскресеніа и после воскресеніа, и по вознесеніи доколе пришли во Антиохію Сирьскую и видели и слышели та чюдеса и даровали апостоли народу имена, которые вѣровали въ Христа, и крестилися, и нарекоша их хрестьяны по всеи землѣ, а град Антиохію нарекоша Божіи град велікіи; а по всеи, господине, землѣ три рода ядят на столѣ: греки, сербинъ, русинъ, тѣ, господине два един род, а третіи род латыни, иже живут Европи, а полистіни и сиріанѣ, и египтене, и еравли, и прьси, и ефиопіи, и бери, и до конца земли, и всѣ тѣ ядят на землѣ; а обычеи Спасовъ был со ученики столованіе кругом по землѣ, а та горница стоит и до нынѣ во Іерусалимѣ, в коеи Спасъ со ученики ѣлъ Пасху, a служат в неи латыни, а внутри нѣт ни лавакъ ничего.

Печатается по изданiю: Матерiалы для исторiи древнерусской духовной письменности. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Типографiя М. Меркушева. — 1909 г. — Часть II. — С. 1117-1119.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0