Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТВОРЕНІЯ РУССКИХЪ СВЯТЫХЪ

Преп. Ѳеодосій Печерскій († 1074 г.)
Поученіе объ умѣренности въ застольномъ питьѣ
[1].

Услышите братіе извѣстно. яко обѣднѣ и трапезѣ двѣ молитвы еста. едина вначалѣ а другая въ конець установлена самѣмъ Господемъ. потомъ апостолы и тако святыми отцы. установлено же есть и кутья въ похвалу святымъ крестити и въ честь. и кутья за упокой умершимъ крестити. а обѣда и ужины крестити за упокой не уставлено. ни водою покропляти. ни яицъ на кутіи класти крестяще. тропарей же въ пиру лише трехъ не вѣлено молвити. обѣдъ поставится Христосъ Богъ славится. и сѣсти пити лѣпо есть. обѣдающе же пустошныхъ не глаголати. Нифонтово воспоминающе видѣніе. иже человѣка видѣ съ женою и съ дѣтьми обѣдающа. предъ ними нѣкія въ красныхъ стояще ризахъ. числомъ елико ядущихъ. Нифонтъ же чюдяся моляше Бога. да проявитъ. бѣша бо обѣдающе убози. и стояще въ чистыхъ одеждахъ. откры ему Богъ. яко ангели суть. никогда бо не отходятъ блюдуще вѣрныя. но егда смѣхъ или кощуны начнутъ. ли клеветами осужати кого. то отходятъ ангели. и бѣсъ пришедъ насѣваетъ злая. того деля останитеся неподобныхъ глаголати обѣдающе. егда же отобѣдаютъ. Дѣва Марія Господа рождьшая славити. а третье государю. лише же не велимъ. а и сами въ писаніи пытайте. како ти Богородица къ святому Василію рекла. аще мя заступницу въ бѣдахъ имѣти хощеши. другъ ми любимый будеши. питія многа отверзися и не молитвуй піянъ. не будеши услышанъ. но и паче разгнѣвиши Бога. аще бо кто упоитъ другаго нужею. да постится 7 дній. аще ли упоеныи блюетъ. да постится 40 дней. много о семъ въ правилехъ глаголетъ. но умнымъ се довлѣетъ. а не умнымъ аще бы всего міра книгъ сказанія повѣдася. ни ту вѣру имутъ. да аще писанію вѣры не имѣте. по дѣломъ разумѣйте. иже кто много піетъ съ тропари. како ти на колѣну ползати начнутъ. не мога итти на ногу своею. а друзіи валяются въ калу и блюя издохнути хощутъ. въ руганіе и посмѣхъ давъ себе. и хранителя душа своея ангела отгнавъ отъ себе. гдѣ тропари чашамъ творени. да ихъ быша избавили самохотнѣ бѣсящихся. бѣсный бо нужею терпитъ. небеснаго царства сподобится. а пьянчивыи волею бѣсится. наслѣдитъ огнь негасимыи. пришедши бо іерѣи сотворятъ молитву бѣсному. проженутъ бѣса. а надъ пьянымъ аще бы со всея земли сошлися попове и творили молитвы. то не могутъ прогнати самовольнаго бѣса запойства злаго. того деля святіи отцы отрекли многи тропари се чревоработницы уставили многія тропари глаголати во пиру. много хотячи пити. якоже апостолъ рече. ти чреву работающе а не Богу. ихъже Богъ чрево есть и слава пагуба имъ. но мы братіе потщимся въ трезвѣмъ умѣ Богу молитися а не піяни. да получимъ жизнь вѣчную о Христѣ Ісусѣ Господѣ нашемъ.

Примѣчанiе:
[1] Поученіе это издано между другими сочиненіями преподобнаго Ѳеодосія по двумъ спискамъ (Въ Учен. зап. Акад. наукъ. кн. II. вып. II. 1856 г.). Мы предлагаемъ здѣсь еще третій списокъ, нѣсколько отличный отъ тѣхъ двухъ и особенно любопытный по одному замѣчательному мѣсту, котораго нѣтъ въ тѣхъ спискахъ (Списокъ этотъ заимствованъ изъ Измарагда соловецкой библіотеки № 270 конца XV или начала XVI в.; онъ помѣщенъ также и въ другомъ Измарагдѣ тойже библіотеки № 272 XVI в.). Въ этомъ мѣстѣ говорится о томъ, что за столомъ во время обѣда дóлжно вести себя со всею скромностію и не говорить ничего лишняго и пустаго, чтобы не оскорбить и не удалить отъ себя ангеловъ Божіихъ, которые, по сказанію людей прозорливыхъ, присутствуютъ при самой трапезѣ человѣка. Принадлежитъ ли это мѣсто самому преподобному Ѳеодосію, или оно вставлено въ его поученіе уже въ позднѣйшее время, прямо сказать не можемъ. Но замѣтимъ, что предлагаемое въ немъ правило о поведеніи во время стола было извѣстно между нашими предками издавна и вошло въ послѣдствіи въ Домострой, въ которомъ между прочимъ сказано: «егда ядятъ съ благодареніемъ и съ молчаніемъ, или съ духовною бесѣдою, тогда ангели невидимо предстоятъ и написуютъ дѣла добрая; и ѣства и питіе въсладость бываетъ» (Домострой, гл. XI). Между многими благочестивыми людьми, особенно въ простомъ быту народа, это правило сохраняется до сихъ поръ; многіе благочестивые люди не только начинаютъ и оканчиваютъ свою трапезу молитвою, во и совершаютъ ее какъ какой-нибудь священный обрядъ; при этомъ даже говорить много и громко считается грѣхомъ.

Источникъ: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Преподобнаго Ѳеодосія Печерскаго поученіе объ умѣренности въ застольномъ питьѣ. // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. — 1858 г. — Книга III. — С. 255-258.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0