Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛЪ XVII ВѢКА

Протопопъ Аввакумъ († 1681 г.)
Посланіе (первое) къ боярынѣ Морозовой
[1].

(л. 67 об.) Господь грядетъ грѣшники мучити праведники же спасти [2]. Плачемся и воздыхаемъ, и пріимемъ чювство онаго дне, воньже безвѣстная и тайная открывый человѣкомъ (л. 68) отдастъ по достоянію. Страшенъ судія пріидетъ: и кто противъ станетъ его? Не обленися потрудитися въ нынѣшнемъ вѣцѣ, предваримъ и восплачемся прежде суда онаго, егда небеса погибнутъ и звѣзды спадутъ, и вся земля поколеблется, да милостива обрящемъ тогда Бога нашего.

Свѣтъ моя Государыня! Люблю я правило нощное и старое пѣніе. А буде обленишъся на нощное правило, тотъ день окаянной плоти и есть не давай. Не игрушка душа, что плотскимъ покоемъ ея подавлять! Да переставай ты и медокъ попивать. Намъ иногда случается и воды въ честь, да живемъ же. Али ты насъ тѣмъ лутчи, что боярыня? Да единако намъ (л. 68 об.) Богъ распростре небо, еще же луна и солнце всѣмъ сіяетъ равно, такожде земля и воды и вся прозябающая по повелѣнію Владычню служатъ тебѣ не болши, и мнѣ не менши. А честь прелѣтаетъ. Единъ честенъ, — тотъ, кто ночью востаетъ на молитву, да медокъ перестанетъ, въ квасъ примѣшивая, пить. Еще ли, государыня, бранится? Мнѣ мнится, обленилася ты на ночную молитву: того ради тебѣ такъ говорю съ веселіемъ. Евангеліе воспоминаю: егда поносятъ вамъ и изженутъ вы, возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небесѣхъ (Матѳ. 3, 11; Лук. 6, 23). Аще и радостію тебѣ глаголю, не радуйся о глаголехъ сихъ. Дніе наши не радости, но плача суть. (л. 69) Воспомяни, — егда ты родилася, не взыграла, но заплакала, отъ утробы изъшедъ матерни. И всякой младенецъ тако творитъ, прознаменуя плачевное сіе житіе: яко дніе плача суть, а не праздника, якоже мнѣ грѣшнику на земли и праздника нѣсть, развѣе святымъ и праведнымъ, кои веселятся законы Божіими и заповѣдьми Его, соблюдающе. Тако и ты, государыня, плачи суетнаго житія своего и грѣховъ своихъ, понеже призвалъ тя Богъ въ домовое строеніе и разсужденіе; но и возвеселися, едва в нощи воставъ совершиши 300 поклоновъ и седмь сотъ молитвъ веселіемъ и радости духовныя. И меня грѣшнаго помяни тутъ, надежда моя, къ Богу, и жену мою и дѣти (л. 69 об.) мои. Еще же реку ти: егда молитися, вниди въ клеть свою, затвори двери своя (ср. Матѳ. 6, 6), сирѣчь все помыслы злыя отринь и единому Богу гори душею, воздохни со восклицаніемъ и рцы: Господи! согрѣшила окаянная, прости! нѣсмь достойна нарещися дщерь Твоя, сотвори мя, яко едину отъ наемницъ Твоихъ (ср. Лук. 15, 19)! Еще же глаголю: аще и всѣ добродѣтели сотворишъ, рцы души своей: ничтоже благо сотворихъ, ниже начахъ добро творити. Нощію воставай, — не людемъ себя приказуй будить, но сама воспряни отъ сна безъ лѣности, и припади и поклонися Сотворшему тя. А въ вечеру мѣру помни сидѣть. Поклоны: еда метаніе на колѣну твориши, тогда главу свою впрямь держи; егдаже великіи прилучится (л. 70), тогда главою до земли. А нощію триста метаніи на колѣну твори. Еда совершиши сто молитвъ стоя, тогда: слава и нынѣ, аллилуіа, и тутъ три поклоны великія бываютъ. Такожъ и на Достойнѣ всегда поклонъ великіи. На святую Пасху и во всю Пятдесятницу и нощію въ поясъ. И промежъ Рожества и Крещенія въ поясъ [3]. И во всякую суботу, и недѣлю, и в праздники въ поясъ; развѣ въ Великую Суботу, противъ великаго дни: то метаніе на колѣну. Блюдися ты, государыня, лестьцовъ чернцовъ, и поповъ, и черницъ, ежебы не развратили душю твою, и всѣхъ злыхъ человѣкъ уклоняйся, а з добрыми бесѣдуй [4]. Не презирай живота мертвеца.

Примѣчанія:
[1] Ркп. библ. Высокопреосвящ. митрополита Макарія, № 34. Сличена съ ркп. библ. А. И. Хлудова, № 257.
[2] Ср. 9-ю пѣснь канона въ недѣлю мясопустную. Постная тріодь.
[3] Этихъ словъ: И промежъ Рожества и Крещенія въ поясъ, въ хлуд. спис. нѣтъ.
[4] Ср. Поученіе духовнымъ дѣтемъ, въ Потребникѣ.

Источникъ: Протопопъ Аввакумъ. Житіе. Челобитныя къ царю. Переписка съ боярыней Морозововой. — Парижъ, 1951. — С. 89-90.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0