Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛЪ XVII ВѢКА

Протопопъ Аввакумъ († 1681 г.)
Посланіе (второе) къ боярынѣ Морозовой, княгинѣ Урусовой и Марьѣ Даниловой
[1].

(л. 93) Херувимомъ подобящеся отроцы въ пещи ликовствоваху, вопіюще: благословенъ еси, Боже, яко истинною и судомъ (л. 93 об.) навелъ еси сыи вся грѣхъ ради нашихъ, препѣтый [2] и превозносимый во вѣки вся (Дан. 8, 25. 28).

Молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Ісусе Христе Сыне Божій помилуй насъ. Аминь.

Херувимы многоочитыя, серафими шестокрилни, воеводы огнепалныя, воинство небесныхъ силъ, тричисленная единица трисоставнаго Божества, раби вѣрніи: Ѳеодора въ Евдокѣи, Евдокѣя въ Ѳеодорѣ, и Марія въ Ѳеодорѣ и Евдокеи! Чюдной составъ по образу Святыя Троица, яко вселенстіи учителіе — Василій, Григорій и Іоаннъ Златоустый! Ѳеодора огненный умъ Аѳанасія Александрійскаго, православія насаждь ученія, злословія терне изсѣкла еси, умножила сѣмя вѣры одожденіемъ (л. 94) духа, преподобная, по Троицы поборница великая. Княгиня Евдокѣя Прокопьевна, свѣтъ трисіянный, вселивыйся в душу твою, сосудъ избранъ показа тя, преблаженная, свѣтло проповѣда Троицу пресущную и безначалную. Лоза преподобія и стебль страданія, цвѣтъ священія и плодъ богоданенъ, вѣрнымъ присно цвѣтущая даровася, но яко мученикомъ сликовна, Марія Герасимовна, со страждущими съ тобою взываше: Ты еси, Христе, мученикомъ свѣтлое радованіе.

Старецъ, рабъ вашего преподобія, покланяюся главою грѣшною за посѣщеніе, яко простросте бесѣду довольную и напоили мя водою животекущею. Зѣло, зѣло углубили кладезь ученія своего (л. 94 об.) о Господѣ, а ужа моя кратка досягнути, — немощно, присѣнно и прикровенно во иномъ мѣстѣ теченія воды.

Понуждаете мя молитися, чтобы далъ Богъ терпѣніе, и любовь, и покореніе, безлобіе, и воздержаніе, безгнѣвіе, и терпѣніе, и послушаніе. И я о семъ в души своей колеблюся: нѣтъ ли въ васъ между собою ропоту? — боюся и трепещу навѣта діяволя, Евдокѣя Прокопьевна! худо, свѣтъ моя, неблагодареніе. Марія Герасимовна! чево у васъ не бывало преже сего, нынѣ ли чести искать, или о нужной пищи ропотить? Въ мимошедшіе времена и рабичища слаще тово ѣли у васъ, чемъ вы нынѣ [3] питаетеся; а въ пустошномъ семъ толко ропотъ и безсовѣтіе (л. 95).

Увы мнѣ, грѣшному! Ей, слезамъ достойно есть: у меня здесь діяволъ отъ десныхъ ссору положилъ, — въ дегматахъ считалися, да и разбилися. Молодой щенокъ, Ѳедоръ дьяконъ, сынъ духовной мнѣ, учалъ блудитъ надъ старыми книгами и о Святѣй Троицѣ предкнулся, и о Христовѣ во адъ сошествіи и о иныхъ, догматствуя пониконіянски, нелѣпотно. Въ книге моей написано и послано къ вамъ о Господѣ. Азъ же, не утерпѣвъ безумію его, и слышати не могъ хулы на Господа Бога моего, отрѣзалъ его отъ себя и положилъ подъ клятвою, не ради внѣшнихъ досадъ, — ни, никакоже! — но ради безстудства его на Бога и хулы на старыхъ книгъ. Буди онъ проклятъ врагъ Божій.

А у васъ, свѣты мои, какое догматство (л. 95 об.) между собою? Женской быть одно говори: какъ в старопечатныхъ книгахъ напечатано, такъ я держю и вѣрую, съ тѣмъ и умираю. Да молитву Ісусову грызи, да и все тутъ. А о пищи, и питіи, и о чести вѣка сего что роптать? бросили вы сіе: плюнте уже на все!

Наудачю вѣдь говорю. Аль и нѣтъ у васъ тово, милостію Христа Бога моего и заступленіемъ Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, помощницы вашея, свѣта? А ты, другъ мой головной, пожалуй, Господа ради, на себѣ притирай. Ты уже мертвецъ, отреклася всего; а онѣ еще, горемыки, имутъ сердца своя к супружеству и ко птенцамъ. Мочно намъ знать, яко скорбь ихъ томитъ. Я и мужикъ, а всяко живетъ. У меня в домишку (л. 96) дѣвка рабичищо робенка родила. Иныя говорятъ — Прокопей сынъ мой привалялъ; а Прокопей божится и запирается. Въ лѣтахъ дѣтина, недивно и ему привалять! Да сіе мнѣ скорбно, яко покаянія не могу получить. Выную пору совѣсть разсвирѣпѣетъ, хощу анаѳемѣ предать и молить Владыку, да послетъ бѣса и умучитъ его, яко древле в Коринфахъ соблудившаго съ мачехою; и паки посужю, какъ бы самому въ напасть не впасть: аще толко не онъ, такъ горе мнѣ будетъ тогда, — мученика казни предамъ!

Увы, Ѳеодора Прокопьевна, мати моя! Утѣснися душа моя отвсюду грѣхъ ради моихъ. Молися, молися, крѣпко молися, Господа ради, о мнѣ! А я уже и не знаю, какъ живу (л. 96 об.) въ горести ума моего; не помню иное въ печалѣхъ, какъ день, какъ нощь преходятъ у меня. Охъ, охъ, охъ, души отовсюду утѣснившейся моей! Евдокѣя да Марья оханье прислали ко мнѣ: а у меня и своего много! Глядѣлъ — глядѣлъ въ ваше рукописаніе-то: огорчилася утроба, я ударился о землю: Владыко! соблюди, реку, ихъ во имя Твое, и меня грѣшнаго за молитвъ ихъ спаси! Кому помощи, аще не Ты? А ты говоришъ иную суторщину: възойдуль-де я тебе на умóтъ когда? болшо-де ты меня забылъ! Я тебя избранилъ въ тѣ поры, — прости Бога ради! Вотъ, реку, она во снѣ бруситъ, и слушать нѣчево! Развѣ, реку, сама забываешъ меня! А что петь о Иванѣ-то болно сокрушаешся? Главы (л. 97) главы не сохранилъ! Полно-су плюскать-то, Христа для! Главы не сохранилъ! Какъ поразсудить-то дѣло твое: ино ужасъ возметъ. Какъ то надежа-свѣтъ-Христосъ изволилъ! То бы по твоему добро, какъ бы на лошадяхъ-те бесъ тебя ѣздить сталъ, да бабъ-те воровать? — Привели бы онѣ на вся, ругаяся тебѣ, — и Христа бы отрекъся, какъ и онѣжъ! А то дорогое дѣло — поновому робенка причастили! Великая бѣда, куды! Онъ и не знаетъ, ни вѣдаетъ въ печалѣхъ в то время, что надъ нимъ кудисили блядины онѣ дѣти, и со всѣмъ умысломъ своимъ у Спаса-свѣта правда будетъ на судѣ. Толко бы онъ ево надежа-свѣтъ не возлюбилъ: и онъ бы ево в такую нужную пору не взялъ (л. 97 об.) къ себѣ. Я благодарю Бога о немъ, — причастилъ я ево, помню: довлѣетъ ему сіе во вѣки вѣкомъ! Не истлѣла въ немъ благодать. Я на твое плюсканье не гляжю. Тебе бы таки всякъ исповѣдникъ! Охъ, матка Божія, — не по Ѳедосьину хотѣнію дѣлается! Плач-ко ты о себѣ болши; а о немъ слава Христу и безъ твоихъ возгрей! А што? Горе ужъ отъ безумія твоего стало мнѣ! Есть о немъ плачющихъ-те. Иной и одинъ воздохнетъ, ино адомъ потрясетъ; хотя бы и впрямъ осужденъ былъ: ино выпустятъ. А то за что ево осудить? Въ мукахъ скончался робя. Григорей о Троянѣ о мучители помолился: ино отдали. Сказалъ же ему Христосъ: опять-де не моли мнѣ о таковыхъ, не стужай; а однако таки отдалъ (л. 98) милостивый Богъ. А Иванъ не мучитель былъ, — самъ покойникъ мучился и свѣта не видалъ вся дни житія своего. Да собаки опоганили при смерти, такъ у матушки и брюхо заболѣло: охти мнѣ, — сына опоганили! во адъ угодилъ! Не угодилъ, — не суетися! Для тебя такъ попущено, чтобъ ты не вознесълась. Блюдися себѣ возношенія, инока схимница! Дорога ты, что в черницы-тѣ попала, грязь худая? А хто ты, — не Ѳеодосья ли дѣвица преподобно-мученица? Еще не дошла до тое версты! Ну полно бранится. Прости, — согрѣшилъ. Не кручинься о Иванѣ: такъ и бранить не стану.

На тебя глядя и Евдокѣя кручинится о своихъ робятахъ. Да молоть ли правда? — Евдокѣи-то, милинкой (л. 98 об.) тяжко. то су и есть мужеское и дѣвическое дѣло, чтобы въ грѣхи не ввалились безъ пріятеля. А батюшко по-за-воронами охочь! — знаю я ево. Да чтожъ дѣлать, Прокопьевна миленкая? Положимъ упованіе на Христа и Пречистую Богородицу-свѣта. Она дѣтей нашихъ не покинетъ. Евдокѣя Прокопьевна! Авось бы ты умерла: ведь бы имъ жить же безъ тебя? Ну да станемъ Христу докучать: Онъ управитъ ихъ къ себѣ, Создатель нашъ.

Марья Герасимовна! Не пререкуйте же вы предъ старицею-то съ Евдокіею: она ведь ангельскій чинъ содержитъ, а вы простые бабы, — грѣхъ вамъ предъ нею пререковать. Да чаю-то у васъ и нѣтъ тово о Христѣ; надѣюся на Господа, яко дастъ вамъ Богъ терпѣніе (л. 99) и долгодушство, и кротость, и повиновеніе, и любовь. А что ты о Акинфье печалуешъся? Вели ему пострищися, да и ты постригися, да прямою дорогою ко Христу побредите неоглядъкою! А затѣмъ какъ васъ Христосъ наставитъ. Миръ ему и благословеніе, свѣту моему-Ивановичю, и всѣмъ благословеніе, любящимъ васъ.

Евдокѣя Прокопьевна! Чаю ужъ великонки дѣтушки-тѣ у тебя, свѣты мои? Да чтожъ дѣлать? Неболно кручинься о нихъ! Богъ о всякомъ человѣке промышляетъ.

Ну простите же, свѣты мои, сердечныя друзья, — простите, государыни мои, простите же Бога для! Господи Ісусе Христе, Сыне Божій, помилуй насъ.

Мати честная и преподобная Ѳеодора! Прости мя грѣшнаго, елика (л. 99 об.) согрѣшихъ словомъ и дѣломъ и помышленіемъ [4], — прости же, оскорбилъ тебя, — прости, государыня моя! Ну прости же, старица! Тово для не кручинься о Иванѣ: еще и не такъ стану бранить, будетъ не перестанешъ сѣтовать, а она сама кручинится.

А Меланью-ту твою ведь я знаю, что она доброй человѣкъ; да пускай не развѣшиваетъ ушей: стадо-то Христово крѣпко пасетъ, какъ побраню. Ведь я не сердитъ на нея, — чаю знаешъ ты меня. Онѣ мнѣ и малины прислали, радѣютъ миленкіе: а мнѣ петь-су своихъ какъ покинуть! Надобе другъ друга жюрить, какъ бы лутчи. Я браню ея, а она благословенія проситъ. Видишъ ли? — совѣсть-та въ ней хороша какова! Полно ужъ мнѣ ея (л. 100) искушать. Попроси у ней мнѣ благословенія: прощается-де предъ тобою протопопъ! Да вели ей ко мнѣ отписать рукою своею что-нибудь. Ну прости же и ты меня, и молися Бога для о мнѣ. Я ведь надѣюся на молитвы-тѣ ваши.

Посемъ миръ вамъ и благословеніе, и по поклонцу рядомъ всѣмъ. И Іустинѣ старицѣ съ побратимомъ миръ и благословеніе. Терпите свѣты мои о Христѣ.

Многогрѣшный инокъ Епифаній, милости у Христа Бога прося, а ваши святыя молитвы въ помощь себѣ призывая, благословеніе вамъ Христово приписалъ. Не забывайте насъ, свѣты, новые исповѣдницы, во святыхъ своихъ молитвохъ.

Примѣчанія:
[1] Ркп. библ. Высокопреосвящ. митрополита Макарія. Здѣсь посланіе озаглавлено такъ: Книга инокѣ Ѳеодорѣ, а помирски боярынѣ, с сестрами.
[2] Прославленный (на поляхъ).
[3] Это слово на поляхъ, хотя написано чернилами и рукою, одинаковыми съ цѣлою рукописью.
[4] Ср. прощеніе послѣ полунощницы.

Источникъ: Протопопъ Аввакумъ. Житіе. Челобитныя къ царю. Переписка съ боярыней Морозововой. — Парижъ, 1951. — С. 90-94.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0