Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛЪ XVII ВѢКА

Протопопъ Аввакумъ († 1681)
Посланіе (третіе) къ боярынѣ Морозовой, княгинѣ Урусовой и Марьѣ Даниловой
[1].

(л. 54 об.) Протопопъ Аввакумъ, рабъ и посланникъ Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа, по предъувѣденію званымъ святымъ о Христѣ Ісусѣ: Ѳеодорѣ и Евдокеи и Маріи.

Благодать вамъ, милость и миръ, отъ Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа да умножится. Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Ісуса Христа, благословивый насъ всяцѣмъ (благословеніемъ благодуховнымъ въ небесныхъ о Христѣ, якоже избра насъ и васъ прежде сложенія міра, быти намъ святымъ, непорочнымъ предъ нимъ въ любви по благоволенію хотѣнія его, въ похвалу славы благодати его [2]. Сего ради и азъ вѣмъ вѣру вашу о Христѣ Ісусѣ и любовь, яже ко всѣмъ (вамъ) святымъ, страждущимъ благовѣрія ради. Непрестанно благодаримъ (л. 55) з братіею, поминаніе о васъ творя в молитвахъ нашихъ, да Богъ и Отецъ Господа нашего Ісуса Христа, Отецъ славы, да дастъ вамъ духъ премудрости и откровенія в познаніе его, просвѣщеннымъ очеса сердца вашего, яко увѣдати вамъ [3] что есть дѣйство воздушнаго князя, иже нынѣ дѣйствуетъ духъ въ сынохъ противленія, мерзскихъ враговъ, сущихъ отступникъ, и цареви неправедну, лукавнѣйшу, дѣйствующу [4] разоряти матери нашея красоту, святыя церкви, чадо же гнѣву, яко кони неистовніи другъ друга предваряюще, и лѣпоты ея уничижающе, святыя догматы отъ святыхъ Апостолъ и святыхъ отецъ преданныя низрѣвающе, и своя нововводныя коби многоразличныя въ церковь (л. 55 об.) внесоша. Богъ же, богатъ сый в милости, за премногую любовь свою, еюже возлюби насъ [5] съ вами, и призва на дѣло сіе, стояти противо враговъ твердо и непоколѣбимо за упованіе вѣчныя жизни, закона ради отъ Христа преданнаго и святыми утверженнаго, яже научаютъ насъ и вразумляютъ старопечатныя при благовѣрныхъ царѣхъ московскія книги. Тѣмже убо ктому нѣстъ странніи и пришелцы, но сожители святымъ рускимъ, и присніи Богу, создани есте по Христѣ страдати, о немъже всяко созданіе составляемо раститъ церковь святую Господеви, о немже и вы созидаетеся въ жилище Божіе духомъ [6].

Сего ради и азъ; протопопъ и юзникъ о Господѣ молю вы, друговъ моихъ сердечныхъ, стойте (л. 56) прочее и не унывайте о житіи прежебывшемъ. Вѣмъ, другъ мой милой Ѳеодосья Прокопьевна, — жена ты была боярская, Глѣба Ивановича Морозова, вдова честная, вверху чина царева, близъ царицы. Дома твоего тебѣ служащихъ было человѣкъ с триста, у тебя же было крестьянъ 8.000, имѣнія въ дому твоемъ на 200.000, или на полтретьи было. У тебя же былъ всему сему наслѣдникъ сынъ, Иванъ Глѣбовичь Морозовъ. Друговъ и сродниковъ въ Москвѣ множество много. Ѣздила къ нимъ на колесницѣ, еже есть въ корѣте драгой, и устроеной мусіею и сребромъ, и аргамаки многи, 6 или 12, з гремячими цѣпьми [7]. За тобою же слугъ, рабовъ и рабынь, грядущихъ 100, или 200, а иногда человѣкъ и триста (л. 56 об.) оберегали [8] честь твою и здоровье. Предъ ними же лѣпота лица твоего сіяла, яко древле во Израили святыя вдовы и Юдифы, побѣдившія навходоносорова князя Алоферна. И знаменита была въ Москвѣ предъ человѣки, яко древняя Деввора во Израили, Есфирь жена царя Артаксеркса. Молящютися на молитвѣ Господу Богу, слезы отъ очей твоихъ яко бисеріе драгое схождаху, изъ глубины сердца твоего воздыханія утробу твою терзаху, яко облацы воздухъ возмущаху, глаголы же устъ твоихъ яко каменіе драгое удивителны предъ Богомъ и человѣки бываху. Персты же рукъ твоихъ тонкостны и дѣйственны: великіи, и меншіи, и средніи во образъ трехъ ипостасей, указателныи же и великосредніи (л. 57) во образъ двухъ естествъ, божества и человѣчества Христова, сложа на чело возношаше, и на пупъ снося, на обѣ рамѣ полагаше, и себя пометая на колѣну предъ образомъ Христовымъ, прося отпуста грѣховъ своихъ и всего мира. Очи же твои молненосны, держастася отъ суеты міра, токмо на нищихъ и убогихъ призираютъ. Нозѣ же твои дивно ступаніе имѣютъ: до полунощи со Анною домочадицею своею тайно бродишъ по темницамъ и по богаделнямъ, милостыню отъ дому своего нося, денги и ризы, и потребная комуждо неимущему доволно, овому рубль, а иному десять, а индѣ пятдесятъ рублевъ, и мешокъ сотной. Напослѣдокъ же сына своего Ивана въ жертву принесе (л. 57 об.) Богу, православія ради, еже есть скончался скоро отрокъ отъ великія печали, егда отступники съ тобою разлучили. Ты же нимало отъ подвига уклонися, ни усумнѣвся, но и паче простирашеся ко обличенію враговъ креста Христова и разорителей догматовъ святыя церкви. Они же тя, яко звѣріе дивіи, терзаху на пыткѣ, руцѣ твои и плоть рваху. И сестру твою, княгиню Урусову Евдокѣю Прокопьевну, такъже мучили на пыткѣ. И Марью Герасимовну, Акинфея Ивановича Данилова жену, съ вами же пытали и кнутомъ били. Приглашаху еретицы у пытки стоя: отверзитеся знаменія Христова и пять перстъ, отъ святыхъ преданныхъ, въ рукѣ не слагайте, но пріимите изволъ гдревъ [9] (л. 58) — три перста, и запечатайте себя антихристомъ богомъ нашимъ, мы же к вамъ милостиви будемъ. Вы же, троица святая: Ѳеодосья, и Евдокія, и Марія, умрети изволиша Христа ради, непослушаша духа противнаго, въ муки ввержени быша, безчести обнажени тѣлесемъ и раны прія, таже цѣпьми [10] оковани быша и во юзилищахъ мучени много времени быша. Таже всѣхъ васъ и со иными страждущими Христа ради обще живыхъ въ землю вкопали, а иніи отцы и братія наша огню предани быша.

Молю вы о Господѣ дѣти мои [11] духовныя, святы и истинніи раби Христовы, — Богъ есть с нами и никтоже на ны! Кто можетъ насъ разлучити отъ любви Христовы? [12] И самъ діяволъ (л. 58 об.) не учинитъ намъ ничево, стоящимъ и держащимся за Христа крѣпцѣ. Что воздамъ вамъ, земніи ангели, небесніи человѣцы [13]? О, святая Ѳеодосія, и блаженная Евдокія, и страстотерпица Марія! Мученицы и исповѣдницы Христовы, дѣлателіе винограда Христова [14]! Вертоградъ едемскій васъ именую, и ноевъ славный ковчегъ, стоящь на горахъ Араратскихъ. Свѣтліи и добліи мученицы, столпи непоколебиміи! О, каменіе драгое: акинфъ, и измарагдъ, и асписъ! О, трисіятелное солнце и немерцающія звѣзды! Кто не удивится и кто не прославитъ терпѣніе и мужество ваше противу козней враговъ и разорителей церковныхъ! Не стѣны разоряютъ, но законы (л. 59). Не толико [15] осуждени будутъ въ вѣкъ грядущій жиды, иже Господа убиша, плоть его терзавше, на крестъ пригвоздивше, оцтомъ и желчію напоиша, и копіемъ въ ребра прободоша, Апостоловъ побивше и Богу не угодивше, якоже никоніяне жертву духовную опровергоша, и Духа Святаго глаголютъ не истинна быти, но просто животворяща, и вся церковная, Духомъ Святымъ преданная, отмещутъ и злѣ развращаютъ, на плотское мудрованіе сводятъ, кольми суть паче [16] жидовъ осудятся, понеже невидимаго Бога борютъ. Тамо видимую плоть терзаху: здѣже невидимый Духъ Святый воюютъ, ихъже грѣхи и мученическая кровь загладити не можетъ. Тако (л. 59 об.) Златоустый пишетъ на посланіе апостольское въ бесѣдахъ, в нравоученіи, обли схизматизники, еже есть раздирающія церковь, якоже нынѣ видимъ творятъ никоніяне, вся Богомъ [17] преданная и святыми отмѣщутъ, да говорятъ сами, діяволомъ научени: какъ бы нибудь, лише бы не постарому! Охъ, собаки! что вамъ старина-та помѣшала? развѣ то тяшко, что блудить не велятъ старыя святыя книги? Блуди, собака, блуди, отступникъ, бабъ униатокъ, а не замай старыхъ святыхъ непорочныхъ книгъ пречистыхъ! Отраднѣе тебѣ на судѣ будетъ, нежели уничижая Духъ Святый погибаешъ. Какъ не бѣда содѣяся в земли нашей? Всѣхъ еретиковъ отъ вѣка ереси собрани [18] в новыя книги (л. 60): духу лукавому напечатали молится [19], в томъ же крещеніи сатаны не отрицаются, и около купѣли противъ солнца кружаютъ, и церкви святятъ такоже противъ солнца со образы и крыжами ходятъ, а въ Треодѣхъ напечатана тайная злая ересь сице: аще кто речетъ, яко ты еси единъ Богъ творяй чюдеса трижды, а аще кто исповѣсть Христа Сына Божія единосущна Отцу, все трижды. Видите ли какая бѣда? Явно рѣжютъ Сына Божія-свѣта, неединосущна Отцу глаголютъ. А аще не единосущенъ Отцу, ино не Богъ, по Арію тварь, кол иного существа мудрствуете, воры блядины дѣти! А въ Скрыжали напечатано [20] во антиоховыхъ вопросахъ, сице: умно услышимъ, да не прелщаемся (л. 60 об.) сугуба быти Христа, глаголю, изъ божества и человѣчества, но слово бо его плотъ бысть. Вотъ-су смотрите [21], добрые люди, — по ихъ коли не сугубъ Христосъ, ино едино естество имѣлъ. Скажи-тко кое? плоть ли нагу Божества, или Божество кромѣ плоти, не истинно вочеловѣчился [22]? Скажи-тко, никоніянинъ, скажи: какъ не сугубъ? Богоборцы, воры, блядины дѣти! Ано сугубъ естествомъ, два естества: Богъ и человѣкъ, неслитно во единомъ составѣ. Слыши, враже всякоя правды и всякоя истинны: якоже бо человѣкъ, — душа и тѣло единъ человѣкъ: тако Богъ и человѣкъ единъ Христосъ, два естества во единомъ состовѣ. Такъ Аѳанасій Великій научаетъ. Да гдѣ блудня-та ваша переговорить! (л. 61). Не подобаетъ съ вами, поганцами, намъ вѣрнымъ и говорить много. Кое сообщеніе свѣту ко тмѣ, и кая часть вѣрному с невѣрнымъ, кое общеніе Христу с веліаромъ и церкви Божіей со идолы [23]? Такъ то и намъ съ вами, съ проклятыми отъ святыхъ Отецъ седми соборовъ и отъ русскихъ чюдотворцовъ. А что вы насъ кленете со діяволомъ своимъ: и мы тому смѣемся. И робенъ [24] разсмѣется вашему безумію. Коли насъ за старину святую проклинать: ино и отецъ вамъ и матерей подобаетъ своихь проклинати, въ нашей вѣрѣ измершихъ. Увы (л. 61 об.), затмилъ діяволъ, — нѣчево много говорить! Ну, госпожи мои свѣты, запечатлѣемъ мы кровію своею нашу православъную вѣру христіянскую со Христомъ (л. 61 об.) Богомъ нашимъ, емуже слава во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Ркп. Высокопреосвящ. митрополита Макарія, № 34. Варіанты приводятся по списку А. И. Хлудова (ркп. № 257) и Е. В. Барсова. Въ ркп. такого заглавія посланіе не носитъ.
[2] Ср. Ефес. 1, 3-5.
[3] Ефес. 1, 15-18.
[4] Ср. 7 пѣснь отроковъ въ пещи Вавилонской, тоже Дан. 3, 32.
[5] Ефес. 2, 4.
[6] Ефес. 2, 19. 21-22.
[7] Въ обоихъ спис. чѣпьми
[8] Въ хлуд. спис. оберегая
[9] Въ списк. Хлуд. государевъ; въ списк. Барс. царевъ.
[10] Въ обоихъ спис. чѣпьми.
[11] Въ обоихъ спис. дѣтки мои
[12] Ср. Рим. 8, 35.
[13] Ср. стихиру на литіи, славникъ, Рождеству Іоанна Предотечи.
[14] Срав. стихиру св. Николаю чудотворцу, Слава на литіи, 6 декабря.
[15] Въ Хлуд. спис. Не токмо
[16] Въ Хлуд. спис. кольми суть паче
[17] Это слово написано на поляхъ, хотя чернилами и рукою одинаковыми съ цѣлою рукописью.
[18]собрали
[19] Ср. чинъ освященія воды на Богоявленіе.
[20] Въ спис. Барс. напечатали
[21] Въ Хлуд. спис. Вотъ смотрите.
[22]вочеловѣчився
[23] Ср. 2 Кор. 6, 15.
[24] Первоначальное «робенъ» въ ркп. другимъ почеркомъ и чернилами исправлено на «робенокъ».

Источникъ: Протопопъ Аввакумъ. Житіе. Челобитныя къ царю. Переписка съ боярыней Морозововой. — Парижъ, 1951. — С. 95-99.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0