Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛЪ XVII ВѢКА

Протопопъ Аввакумъ († 1681)
Посланіе (четвертое) къ боярынѣ Морозовой
[1].

(л. 61 об.) Не обленюся и еще припомянуть подвиги и труды твоя, блаженная Ѳеодосія! Самовидецъ бо есмь внѣшнимъ и внутреннимъ твоимъ плодомъ. Подобно бо еси царю Ѳеодосію, управляющему добрѣ царскія, — порфиру и багряницу ношаше, внутрь же власяницу подъ одѣяніемъ царскимъ; ѣздящу ему на колесницѣ царстѣй, и въ то время книги своими руками [2] писаша, и труды рукъ своихъ нищимъ вручаше, и пищу себѣ нужную отъ рукодѣлія своего строя, мниховъ же и нищихъ зѣло любляше и правилу и посту прилѣжа и колѣнному преклоненію, и прочая творя, еже что смиренію прилична. Тако и твоя (л. 62.) труды быша. Постящутися и молитву дѣющи неотложно, и власяницу подъ одѣяніемъ ношаше на срачицѣ, устроенна отъ скота власовъ бѣлыхъ, краткорукава. И нѣкогда печаловашеся о томъ, яко познала на тебѣ сноха твоя, Борисова жена Морозова, Анна Ильичьна; азъ же разсудилъ о томъ, яко не хотѣніемъ такъ сотворилось: Богъ проститъ! Ты же по правилѣ и чтеніи книжномъ разсуждая домочадцовъ и деревенскія нужды, бес покоя дни часу до девятаго и болши печашеся о исправленіи християнскомъ: иныхъ жезломъ наказуя, а иныхъ любовію и милостію на дѣло Господне привлачая. Иногда же руцѣ твои пряслицѣ касахуся, и прядущу ти (л. 62 об.) нити, и тѣми нитьми рубахъ нашивше своими руками, и по вышереченному со Анною Амосовною ввечеру, одѣвшися въ худыя рубы, по улицамъ и по стогнамъ града нищимъ, ходя, раздѣляше. А иныхъ въ дому своемъ гнойныхъ держаше, — Ѳеодота Стефановича, и прочихъ, имъ своима рукама служаше, язвы гнойныя изъмываше и во уста ихъ пищу влагаше. Еще же юродивымъ Христа ради домъ твой отверстъ бяше, и нищимъ и сиротамъ невозбранно было въ ложницахъ твоихъ витати, и съ ними ядяше изъ единаго сосуда. И бывшу ти вверху у царицы, или у своихъ сестръ [3], правило церковное и келейное никогдаже остави: аще и зѣло утомисься, а праздно не покосниши (л. 63.). На бесѣдахъ же никоніянъ мужеска полу и женска безпрестанно обличая, и потязая отъ пути истиннаго заблудившихъ и ходившихъ вслѣдъ прелести никоніянской: вездѣ имъ являшеся яко левъ лисицамъ. И просто рещи, — быхъ всѣмъ вся, да вся приобрящеши [4]. Но и надъ всѣми же сими Христа ради умрети за святую церковь изволи. Блаженна ты въ женахъ и треблаженна въ нынѣшнемъ родѣ! Кто тебе равенъ и точенъ? Невѣмъ, — Богъ вѣсть! Не облѣнимся: Господа ради, и до смерти. И меня не забывай въ молитвахъ. Какъ намъ не умереть за Владыку нашего — свѣта?

Слышала ли еси, какъ собаки никоніяня блядословятъ, глаголя, яко не сугубъ Христосъ бысть? Вотъ су новыя [5] единоволники родилися! (л. 63 об.) А Аѳанасій глаголетъ: якоже бо душа человѣческая и плоть единъ есть человѣкъ, тако и Богъ и человѣкъ единъ есть Христосъ, непремѣненіемъ Божества въ плоть, но воспріятіемъ человѣчества въ Божество, не сліяніемъ естествъ, но единствомъ состава. Такъ, свѣтъ, вѣруй и умри. Богу нашему слава нынѣ и присно и вовѣки вѣкомъ, аминь.

Мелко писано — бумашки нѣтъ.

Примѣчанія:
[1] Ркп. Высокопреосвящ. митрополита Макарія, № 34. Варіанты приводятся по тѣмъ же спискамъ А. И. Хлудова и Е. В. Барсова. Въ ркп. такого заглавія посланіе не носило.
[2] Въ Хлуд. спис. своима рукама...
[3] Въ спис. Хлуд. или сестръ...
[4] Ср. 1 Кор. 9, 22.
[5] Въ проч. спис. Вотъ новыя...

Источникъ: Протопопъ Аввакумъ. Житіе. Челобитныя къ царю. Переписка съ боярыней Морозововой. — Парижъ, 1951. — С. 99-100.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0