Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛЪ XVII ВѢКА

Профессоръ Н. Ѳ. Каптеревъ
Патріархъ Никонъ и его противники въ дѣлѣ исправленія церковныхъ обрядовъ.
Выпускъ первый: Время патріаршества Іосифа.


СОДЕРЖАНІЕ.

  • ПРЕДИСЛОВIЕ. стр. 1-2.

    ГЛАВА I. Xарактеръ отношеній къ кіевлянамъ и кіевской литературѣ при патріархѣ Iосифѣ.

  • Подозрительныя отношенія патріарха Филарета Никитича къ кіевлянамъ и ихъ литературнымъ произведеніямъ. — Измѣненіе въ характерѣ этихъ отношеній при преемникѣ Филарета патріархѣ Іоасафѣ. — Время патріаршества Іосифа было временемъ усиленнаго влiянiя кіевской литературы и ученыхъ кiевлянъ. — Кириллова книга, ея происхожденіе и составъ. — Книга о Вѣрѣ и другія южно-русскія произведенія, напечатанныя въ Москвѣ при Іосифѣ. — Вызовъ въ Москву при Іосифѣ ученыхъ кіевлянъ: Арсенія Сатановскаго, Дамаскина Птицкаго, Епифанія Славенецкаго. — стр. 3-22.

    ГЛАВА II. Характеръ отношеній къ греческой вселенской церкви при патрiархѣ Iосифѣ.

  • Отношеніе русскихъ къ грекамъ послѣ флорентійской уніи и паденія Константинополя. — Крайнія воззрѣнія нѣкоторыхъ русскихъ на грековъ, какъ на потерявшихъ истинное благочестіе, и значеніе въ этомъ отношеніи постановленій Стоглаваго собора. — Церковно-правительственный взглядъ на грековъ какъ на православныхъ, но только неудержавшихъ во всемъ древняго церковнаго чина и обряда. — Напечатанныя при Іосифѣ книги признаютъ грековъ во всемъ строго православными. — Самъ патріархъ Іосифъ не только признаетъ строго-православною греческую церковь, но и ея высшiй авторитетъ, въ русскихъ церковныхъ дѣлахъ. — стр. 23-41.

    ГЛАВА III. Книжныя исправленiя при патрiархѣ Iосифѣ.

  • Испорченность нашихъ церковныхъ книгъ и необходимость ихъ исправленія издавна признавалась нашею церковію, на это постоянно указывали и разные книжные справщики. — Во время патріарха Іосифа книжные справщики открыто и настойчиво заявляютъ о необходимости исправлять наши книги по греческому тексту и самую книжную справу поручать людямъ научно-образованнымъ. — При патріархѣ Іосифѣ уже дѣлаются попытки исправить нѣкоторыя наши книги по греческому тексту. — стр. 42-49.

    ГЛАВА IV. О книжныхъ справщикахъ при патриархѣ Iосифѣ и происхожденiи двуперстiя.

  • Несправедливость того мнѣнія, что книжными справщиками при патріархѣ Іосифѣ были Нероновъ, Аввакумъ, Лазарь и другіе расколоучители, или что въ ихъ рукахъ находилосъ по крайней мѣрѣ высшее руководство книжною справою. — Господствующею и преобладающею формою перстосложенія въ Московской Руси было двуперстіе, тоже самое было и въ Кіевской Руси до Петра Могилы. — Двуперстіе существовало у сербовъ, существовало въ извѣстное время, какъ господствующій обычай, и въ самой Константинопольской Церкви, которая и передала его русскимъ при ихъ обращеніи въ христіанство. — Какъ слѣдуетъ съ исторической точки зрѣнія и въ интересахъ православія рѣшать вопросъ о формѣ перстосложенія въ крестномъ знаменіи. — стр. 50-91.

    ГЛАВА V. О попыткахъ при патріархѣ Іосифѣ устроить въ Москвѣ школу съ помощію ученыхъ грековъ и кіевлянъ.

  • Во время патріарха Іосифа сказывается особая заботливость относительно распространенія у насъ просвѣщенія, является сознаніе необходимости для русскихъ правильнаго научнаго образованія. — Какъ слѣдствіе этого сознанія, при Іосифѣ являются дѣятельныя попытки образовать въ Москвѣ правильно устроенную школу, для которой стараются подыскать учителей въ Кіевской Руси и на востокѣ. — стр. 92-101.

    ГЛАВА VI. Кружокъ ревнителей благочестія, образовавшійся въ Москвѣ во вторую половину патріаршества Iосифа.

  • Царскій духовникъ, протопопъ Благовѣщенскаго собора Стефанъ Вонифатьевъ. — Его вліяніе на царя и характеръ этого вліянія. — Его заботы о насажденіи на Руси истиннаго благочестія и объ уничтоженіи различныхъ церковныхъ безпорядковъ. — Образованіе Стефаномъ въ Мосевѣ кружка ревнителей благочестія. — Іоаннъ Нероновъ, главный помощникъ Стефана вь Москвѣ. — Предшествующая дѣятельность Неронова какъ ревнителя благочестія и его московская дѣятельность. — Характеръ другихъ ревнителей благочестія. — Задачи и цѣли кружка ревнителей благочестія: борьба съ пороками, недостатками и суевѣріями въ жизни народа, борьба съ различными недостатками въ жизни и дѣятельности тогдашняго бѣлаго и чернаго духовенства, борьба противъ многогласія въ церковномъ чтеніи и пѣніи. — Заботы кружка ревнителей о возстановленіи на Руси совсѣмъ - было забытаго церковнаго учительства. — Различіе во взглядахъ и убѣжденіяхъ между ревнителями столичными и провинціальными и необходимость вслѣдствіе этого раздѣленія между ними. — Особенности въ воззрѣніяхъ провинціальныхъ ревнителей: ихъ особый взглядъ на русскую церковь и русское благочестіе вообще, ихъ взглядъ на сравнительное достоинство русскихъ церковныхъ книгъ и печатныхъ греческихъ, ихъ особое отношеніе къ ученымъ грекамъ и кіевлянамъ. Враждебное отношеніе ревнителей къ патріарху Іосифу и ихъ борьба съ нимъ. — Общія заключительныя замѣчанія о времени патріаршества Іосифа по отношенію къ времени Никона. — стр. 102-161.

    ПРИЛОЖЕНІЯ.
  • Предисловiе къ приложенiямъ — стр. 162-164.

    № 1.
  • Челобитная патріарха Іосифа 1649 года, февраля 11, государю Алексѣю Михайловичу съ жалобою на царскаго духовника, Благовѣщенскаго протопопа Стефана Вонифатьева, что Стефанъ публично поносилъ бранными словами его, патріарха Іосифа, и весь освященный соборъ. — стр. 165-166.

    № 2.
  • Челобитная неизвѣстнаго патріарху Іосифу съ просьбою предпринять мѣры противъ различныхъ укоренившихся церковныхъ безпорядковъ, которые подробно указаны въ самой челобитной. — стр. 166-170.

    № 3.
  • Чилобитная старца Григорія иконописца 1651 года царю Алексѣю Михайловичу съ просьбою исправить различные пороки, недостатки и суевѣрія, особенно процвѣтавшіе среди духовенства и народа въ г. Вязьмѣ. — стр. 171-173.

    № 4.
  • Грамота царя Михаила Ѳеодоровича къ Суздальскому и Торусскому архіепископу Іосифу съ обличеніемъ различныхъ преступленій архіепископа и съ объявленіемъ ему, что онъ лишается архіеписопскаго сана и ссылается на покаяніе въ Соловецкій монастырь. — стр. 173-175.

    / Къ оглавленію раздѣла /


    Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0