Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Расколъ Церкви XVII вѣка —» Источники

Акты относящiеся къ исторiи соловецкаго возстанiя.
Отписка къ архим. Варѳоломею келаря Савватія съ братіей, и при ней челобитная (первая) царю Алексѣю Михайловичу о сохраненіи прежнихъ церковныхъ чиновъ.
1666 г. февр. 14 [1].

Государю отцу нашему архимандриту Варѳоломею Соловецкого монастыря, твоея отеческія паствы, тояжь святыя обители чернцы: келарь Саватей, казначей Варсоноѳей и соборные чернцы челомъ бьютъ. Божіею, государь, милостію въ твоей отеческой паствѣ, въ Соловецкомъ монастырѣ, февраля по 14 число, далъ Богъ, все здорово. Совѣтовавъ, государь, на соборѣ, мы з братею написали великому государю челобитную за брацкими руками о церковномъ чину и о уставѣ, какъ доднесь чинъ предлежитъ, и послали къ тебѣ, государю отцу нашему, с кормщикомъ з Герасимомъ з двиняниномъ. И тебѣ бъ, государю, пожаловать, с тою челобитною у великого государя милости попросить, какъ тебя, государя отца нашего, Богъ наставитъ.

Челобитная [2]

Царю государю и великому князю Алексѣю Михайловичу, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, бьютъ челомъ твои, государевы, царскіе нищіе богомольцы, Соловецкого монастыря архимаритъ Варѳоломѣй, келарь чернецъ Саватѣй, казначей чернецъ Варсоноѳей, священницы и дьякони, и вся братія и болничные. Пришли мы, твои царскіе нищіе богомольцы во обитель боголѣпного Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа и преподобныхъ отецъ Зосимы и Саватія соловецкихъ чюдотворцевъ душевнаго ради спасенія, слыша ихъ преподобныхъ чюдотворцевъ богоугодное житіе и преславная чюдеса, и по нихъ благоугодившихъ Господеви — чюдотворца Филиппа митрополита, и преподобнаго старца Германа, и прочихъ святыхъ, и многихъ иноковъ, добродѣтельное житіе проходящихъ и церковной чинъ и уставъ по преданію преподобныхъ чюдотворцевъ Зосимы и Саватія непоколебимо хранящихъ: и мы, нищіе твои царьскіе богомольцы, преданія святыхъ чюдотворцовъ Зосимы и Саватія, церковной чинъ и уставъ, хотѣли соблюсти, какъ и прежніе отцы наши. Милосердый и праведный великій государь, царь и великій князь Алексѣй Михайловичь, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ, пожалуй насъ нищихъ своихъ царьскихъ богомольцовъ, не вели, государь, въ своемъ царьскомъ богомольѣ, въ Соловецкомъ монастырѣ, преданія преподобныхъ чюдотворцевъ Зосимы и Саватія, церковнаго чину и уставу, премѣнить, чтобъ намъ, нищимъ твоимъ царьскимъ богомольцамъ, въ преданіи святыхъ чюдотворцевъ препроводить дни своя, какъ и прежніе отцы наши. Царь государь, смилуйся.

Примѣчанiе:

[1]
Поддинная, на одномъ столбцѣ, сложенномъ въ пакетъ. (Синод. Библ.), на оборотѣ адресъ: Государю отцу нашему архимандриту Варѳоломею, Соловецкого монастыря; подъ адресомъ помѣтка: 174 году марта въ 28 день подалъ служка Иванъ Гладкой будучи на Вологдѣ.
[2]
Подлинная, на одномъ столбцѣ; соединена съ предидущимъ письмомъ въ одинъ свитокъ. На оборотѣ, въ началѣ оставлено пустое мѣсто, какъ надобно полагать, для подписи архимандрита, а затѣмъ собственноручно подписались слѣдующія лица:
«Келарь чернецъ Саватія руку приложилъ. Казначей Варсоноѳей руку приложилъ. Чернецъ Боголѣпъ руку приложилъ. Чернецъ Генадей руку приложилъ. Чернецъ Александръ руку приложилъ. Черной священникъ Леонтей и вмѣсто дѣтей своихъ духовныхъ священниковъ и прочей братіи руку приложилъ. Черной попъ Ананія и вмѣсто дѣтей своихъ духовныхъ руку приложилъ. Черной попъ Трифонище вмѣсто дѣтей своихъ духовныхъ руку приложилъ. Черной попъ Виталей руку приложилъ. Черной попъ Паѳнотей выѣсто дѣтей своихъ духовныхъ руку приложилъ. Черной попъ Павелъ руку приложилъ. Уставщикъ чернецъ Игнатіе руку приложилъ. Дьяконъ Іереміище руку приложилъ. Дьяконъ Игнатище руку приложилъ. Дьяконъ Ѳелоретъ руку приложилъ. Дьяконъ Нилъ руку приложилъ. Дьяконь Макарей руку приложилъ. Дьяконъ Варламъ руку приложилъ. Дьяконъ Пахомей руку приложилъ. Чернецъ Герасимъ руку приложилъ. Чернецъ Іона руку приложилъ. Чернецъ Матѳей руку приложилъ. Чернецъ Варсоноѳей руку приложилъ. Чернецъ Лука руку приложилъ. Чернецъ Никонище руку приложилъ. Чернецъ Аврамище руку приложилъ. Чернецъ Иринархъ руку приложилъ. Чернецъ Іоакимище руку приложилъ. Болнишной черной попъ Спиридонища и вмѣсто болнишнай семидесяти братовъ руку приложилъ. Болничной уставщикъ Чернецъ Васьянъ руку приложилъ.

Печатается по изданiю: Матерiялы для исторiи раскола за первое время его существованiя, издаваемые Братствомъ Св. Петра Митрополита подъ редакцiею Н. Субботина. Томъ третiй. Часть третья: Акты относящiеся къ исторiи соловецкаго мятежа. М.: Типографiя Т. Рисъ, 1878. – с. 44-47.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0