Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Расколъ Церкви XVII вѣка —» Источники

Акты относящiеся къ исторiи соловецкаго возстанiя.
Челобитная (третья) царю Алексѣю Михайловичу о вѣрѣ тѣхъ же иноковъ, болѣе пространная [1].

Царю государю и великому князю Алексѣю Михаиловичу, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, бьютъ челомъ богомольцы твои государевы, Соловецкого монастыря келарь Азарей, и бывшей Савина монастыря архимаритъ Никоноръ, и казначей Варсоноѳей, и священницы, и діякони, и соборные чернцы, и вся рядовая и больничная братія, и служки и трудники всѣ. Въ нынѣшнемъ, государь, во 175-мъ году, по твоему, великого государя, царя и великого князя Алексѣя Михайловича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца указу и по уложенію преосвященныхъ митрополитовъ, и архіепископовъ, и епископовъ и всего священного собора присланъ съ Москвы къ намъ, въ Соловецкой монастырь, Ярославля Спаского монастыря священно-архимаритъ Сергей съ товарыщи учити насъ, богомольцовъ твоихъ, церковному преданію по новымъ книгамъ. И во всемъ велятъ послѣдовати и творити по новому преданію, а преданія, великій государь, святыхъ апостолъ и святыхъ отецъ седми вселенскихъ соборовъ, въ коемъ прародители твои государевы, благовѣрные цари и благочестивые великіе князи, и начальники наши преподобніи и богоносніи отцы и чюдотворцы, Зосимо, и Саватіе, и. Германъ и преосвященный Ѳилипъ митрополитъ Московскій и всея Русіи и иные многіе святіи отцы угодили Господу Богу, и отцы наши скончались, нынѣ намъ, богомольцомъ твоимъ, держати и послѣдовати они возбраняютъ. А правила, государь, то преданіе отеческое и церковныя уставы прелагати намъ отнюдь не повелѣваютъ. Якожъ и апостолъ глаголетъ: братіе, стойте и держите преданія, имъ же научитеся или словомъ, или посланіемъ нашимъ. И мы, богомольцы твои, чрезъ преданія святыхъ апостолъ и святыхъ отецъ священныя уставы и церковныя чины премѣняти не смѣемъ. Понеже, великій государь, въ новыхъ книгахъ выходу Никона патріарха, по которымъ насъ учатъ новому преданію, противъ прежнихъ царей и твоихъ, государевыхъ, книгъ многая и безчисленная несогласія, отъ нихъ же сія суть: Въ новыхъ, государь, книгахъ, преложено имя Господу нашему Ісусу Христу, Сыну Божію. По сему новому преданію вмѣсто Ісуса написано съ приложеніемъ излишныя буквы: Іисусъ, егоже страшно есть намъ грѣшнымъ неточію приложити, но и помыслити. Понеже, государь, мы и отцы наши не слышахомъ сего никогда, и въ божественномъ писаніи, въ старыхъ и новыхъ писменныхъ и печатныхъ рускихъ и въ литовскихъ въ старыхъ книгахъ, до сего времени у насъ нигдѣ не обрѣтается. Да въ новыхъ же, государь, книгахъ повелѣваетъ намъ иноко креститися, а иноко священникомъ благословляти, а не творящихъ таковая патріархъ Никонъ проклятію предаетъ. А въ старыхъ, государь, книгахъ прадѣда твоего государева, благочестиваго государя, царя и великого князя Іванна Васильевича всея Русіи, и преосвященнаго Макарія митрополита Московского и всея Русіи и прочихъ митрополитовъ, и архіепископовъ, и епископовъ и всего освященного собора изложеніи, въ книгѣ глаголемой Стоглавъ, повелѣваетъ людямъ креститися и священникомъ благословляти однымъ воображеніемъ крестнымъ, а не двѣма, а не творящимъ таковая написано прещеніе страшно. А послѣ, государь, тово соборново уложенія начальникъ обители нашея, отецъ нашъ и наставникъ, Ѳилипъ митрополитъ Московскій и всея Русіи чудотворецъ и иные многіе святіи отцы тому ихъ соборному преданію послѣдствовали и угодили Богу, и за то провославлены они отъ Господа въ знаменіихъ и чюдесѣхъ многихъ. И сего ради мы, богомольцы твои, держимся тогоже преданія святыхъ отецъ и соборного уложенія неизмѣнно. Да въ тойже, государь, книгѣ пишетъ и о божественнѣй аллилуи, что по свидѣтельству и извѣщенію Пресвятыя Богородицы и преподобнаго Еѳросина Псковскаго чюдотворца. И въ книгѣ блаженнаго Максима грека предано намъ божественная аллилуія глаголати дважды. Да въ новыхъ, государь, книгахъ, повелѣваетъ намъ креститися тремя персты. А блаженніи отцы, Петръ Дамаскинъ, и Ѳеодоритъ епископъ и премудрый Максимъ грекъ повелѣваютъ намъ креститися двѣма, а не трема персты. Да въ Служебникахъ, государь, новыхъ написано, на святомъ агнцы и на просѳирахъ вмѣсто божественнаго совершеннаго креста Христова повелѣваетъ печатати крыжѳмъ, егоже святый Іванъ Златоустый въ воскресномъ толковомъ Евангеліи, въ недѣлю 3-ю поста образъ и сѣнь глаголетъ, а не самый божественый совершеный крестъ Христовъ. И тому, государь, послѣдствовавъ, въ прежебывшая лѣта прародители твои государевы, благовѣрные великіе князи, и соборные апостольскія церкви архіереи крыжемъ чести не воздавали, якоже въ исторіи пишетъ: егда приходилъ изъ Риму къ Москвѣ съ царевною Соѳиею отъ папы посолъ, Антоній легатосъ, и несъ предъ собою крыжъ и благовѣрный великій князь Иванъ Василевичъ всеа Русіи и преосвященный Ѳилиппъ митрополитъ Московскій всея Русіи съ тѣмъ крыжемъ ни близъ царствующаго града Москвы пріити не попустиша. И отнюдъ въ твоемъ, великого государя, російскомъ царствіи тотъ крыжъ до сего времени на просѳирахъ не именовался. И по всѣмъ святымъ Божіимъ церквамъ во всей Руской землѣ, прародителей твоихъ государевыхъ и святыхъ отецъ молитвами и твоею государевою державною высокою рукою и благочестивымъ исправленіемъ православная христіянская истинная вѣра до сихъ новыхъ книгъ сіяла аки солнце въ небеси, и никогда же ни отъ кого въ православныхъ догматехъ и въ церковныхъ исправленіяхъ зазрѣни быхомъ. Наипаче же сами они вселенскія патріархи Иеремия Цареградскій и Ѳеоѳанъ Іеросалимскій, ихже глаголютъ всякими добродѣтельми украшенныхъ сущихъ, и бывшимъ имъ въ московскомъ государствіи довольно время, отъ нихже и первопрестолники соборныя и апостольскія церкви, Іевъ митрополитъ и дѣдъ твой, великого государя, блаженный Ѳиларетъ Никитичь, въ твоемъ, великого государя, Російскомъ московскомъ царствіи на патріаршескій престолъ возведени быша, и видѣвше истинную нашу православную непорочную вѣру, зѣло похвалили, свою жъ они греческую вѣру, отъ неяже нынѣ исправленія ищемъ, доконца сами уничижили, якоже въ книгѣ, глаголемей Кормчей, московской печати о семъ свидѣтельствуетъ, что де у нихъ во Иеросалимѣ и во всѣхъ тамо сущихъ восточныхъ странахъ конечное православныя вѣры греческого закона отъ агарянъ насиліе и погубленіе, и церквамъ Божіимъ запустѣніе и разореніе, но точію же единъ на всей вселеннѣй владыка и блюститель непорочныя вѣры Христовы христіянскій самодержавный великій государь благочестіемъ всѣхъ превзыде и вся благочестивая въ твое государево едино царство собрашася. И мы, богомольцы твои, по сему свидѣльству, святыхъ отецъ преданіе и церковный чинъ и уставъ, въ нихже преподобніи отцы наши Зосимо и Саватие чюдотворцы угодили Богу, до сего времени соблюдали непоколебимо. Милосердый государь, царь и великій князь Алексѣй Михаиловичь, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ, пожалуй насъ, молимъ твою, великого государя, блачестивую державу, помилуй нищихъ твоихъ государевыхъ богомольцовъ, не вели государь, ему священно-архимариту Сергию прародителей твоихъ государевыхъ, благовѣрныхъ царей и благочестивыхъ великихъ князей, и начальниковъ нашихъ и великихъ чюдотворцовъ, преподобныхъ отецъ Зосимы, и Саватия, и Германа и преосвященого Ѳилиппа митрополита Московскаго и всея Русіи, преданія нарушать. И вели, государь, намъ въ томже преданіи быти, въ коемъ чюдотворцы наши и отецъ твой, великого государя, благочестивый великій государь, царь и великій князь Михаило Ѳодоровичь всея Русіи, и дѣдъ твой государевъ, блаженный Ѳиларетъ Никитичь, Московскій и всея Русіи патріархъ, богоугоднымъ своимъ житіемъ препроводивше дни своя, чтобъ намъ, богомольцомъ твоимъ и трудникомъ, врознь не розбрестися и твоему, великого государя, богомолію, украинному и порубежному мѣсту, отъ безлюдства не запустѣть. Великій государь царь, смилуйся пожалуй.

Примѣчанiе:

[1]
Подлинная (Синод. библ.). На оборотѣ также собственноручныя подписи челобитчиковъ. Число ихъ меньше, нежели на предыдущей челобитной. Подписались именно слѣдующія лица и въ слѣдующемъ порядкѣ: архим. Никаноръ, свящ. Леонтій вмѣсто келаря Азарія, казначей Варсонофій, черные попы: Леонтій, Митрофанище, Селивестръ, Лаврентей, Павелъ, попъ Митрофанъ, Амбросимъ, Спиридонъ, чернцы: Калинникъ, Аркадей, Михайло, дьяконы: Іеремище, Варламъ, Игнатей, Пахомище, Макарей, Іовъ, Пахомъ вмѣсто дьякона Досиѳея, будильникъ Саватѣя, и вмѣсто чернца Исидора, Иринархъ, Ияковъ, Конищо, Павлище, Зосимо, черной попъ Селивестръ вмѣсто Германа чернца, дьяконъ Ѳелоретъ, чернцы: Ияковище, Измайлище и вмѣсто Тарасья, Игнатьище, Саватей, Ксенефонтищо, Герасимъ, мірскіе: Ѳедка Савиновъ вмѣсто Ивана, Ѳадейка Петровъ, Якунка Антоновъ, Ѳадейка Петровъ вмѣсто Елиозара Олексѣева, Ивашко Захаровъ.

Печатается по изданiю: Матерiялы для исторiи раскола за первое время его существованiя, издаваемые Братствомъ Св. Петра Митрополита подъ редакцiею Н. Субботина. Томъ третiй. Часть третья: Акты относящiеся къ исторiи соловецкаго мятежа. М.: Типографiя Т. Рисъ, 1878. – с. 164-171.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0