Наследие Святой Руси. Памятники древне-русской письменности
 
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Наслѣдiе Святой Руси
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Раздѣлы сайта

Святые Кириллъ и Меѳодiй
-
Книги старой печати
-
Патерики и житiя святыхъ
-
Великiя Минеи Четiи
-
Церковно-учит. литература
-
Творенiя русскихъ святыхъ
-
Стоянiе за истину
-
Исторiя Русской Церкви
-
Церковный расколъ XVII в.
-
Исторiя Россiи

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛЪ XVII ВѢКА

Акты относящіеся къ исторіи соловецкаго возстанія.
Челобитная (пятая) о вѣрѣ соловецкихъ иноковъ.

Списокъ съ челобитные, которая посылана Великому Государю изъ Соловецкаго монастыря о старомъ пѣніи въ лѣто 7176 года сентября въ 22 день (съ) старцемъ Кириломъ Соловецкія же обители отъ всего собора.

Благовѣрному и благочестивому и въ Росіи пресвѣтло сіяющему, отъ Небеснаго Царя помазанному, в царѣхъ всея вселенныя Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексѣю Михайловичу, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу. Бьютъ челомъ нищіе твои государевы богомольцы, Соловецкаго монастыря келарь Азарей и казначей Геронтей, и священницы и діакони, и соборные чернцы, и вся рядовая и больничная братія, и служки и трудники всѣ.

По преданію, государь, Никона бывшаго патріарха и по новоизложеннымъ ево книгамъ проповѣдаютъ намъ нынѣ ево никоновы ученицы новую незнамую вѣру по своему плотцкому мудрованію, а не по апостольскому и святыхъ отецъ преданію, е(я)же вѣры неточію мы, но и прадѣды и отцы наши до настатія никонова патріаршества и до сего времяни и слухомъ не слыхали, а в коемъ православіи прародители твои государевы скончались и многія святыя отцы и чудотворцы наши Зосима и Саватій, и Германъ и Филиппъ митрополитъ угодили Богу, и ту истинную нашу православную вѣру они похулили, и весь церковный чинъ и уставъ нарушили, и книги всѣ перепечатали де на свой разумъ, богопротивно и развращенно.

А что, государь, ихъ непотребство и развращеніе въ тѣхъ новыхъ книгахъ объявилось, и то ихъ книги сами мимо насъ обличаютъ ихъ въ лице. Якоже въ книгѣ, глаголемой въ Скрижали, листъ 466 Дамаскина(ъ) иподіаконъ въ словѣ своемъ в недѣлю третью святаго поста повелѣваетъ намъ православнымъ христіяномъ ходити потатарски безъ крестовъ, и пишетъ сице: кая рече, польза, или кая добродѣтель есть носити кому крестъ на рамѣ своемъ. А святіи апостоли, государь, и святіи отцы крестъ намъ на себѣ носити похваляютъ, и сами носили и намъ носити повелѣваютъ. Якоже рече Апостолъ: мнѣ же да не буди хвалитись токмо о крестѣ Господни. И паки: азъ бо язвы Господа Ісуса на тѣлѣ моемъ ношу, сирѣчь крестъ Христовъ. И пророкомъ Исаіемъ Господь Богъ вѣрнымъ своимъ обѣтова: и пріидутъ и узрятъ славу мою и оставлю на нихъ знаменіе. Таже и великій Аѳанасій въ толкованіи 59 псалма пишетъ: вѣрнымъ, рече, людемъ, иже нарицаются христіане, дано есть носити и имѣти крестъ христовъ. И Василій Великій глаголетъ, яко вѣнецъ Царя нашего Христа крестъ на себѣ носити. А святый Ефремъ Сиринъ въ словѣ еже о страшномъ судѣ пишетъ, яко святіи крестъ на себѣ носили; и паки въ словѣ о покаяніи: сіе оружіе носи во дни и въ нощи, и ничегоже безъ него не твори. Святая же Макрина, сестра Великаго Василія, крестъ на себѣ носила, и свидѣтельствуетъ житіе ея. И святый великомученикъ Орестъ крестъ на себѣ носилъ же, и о семъ писано въ мученіи его. Такожде и въ житіи Иванна Милостиваго пишетъ, яко нѣкто бяше мірянинъ Захарія нищелюбивый, не имяше просящему у него на пути чесо дати, снемъ съ себе крестъ сребрянъ, даде нищему. И отселѣ явѣ, государь, яко въ прежнія лѣта въ грекахъ не точію иноцы, но и мірскія крестъ на себѣ носили; а нынѣ они не носятъ и намъ носити возбраняютъ. Такоже и вси святіи единомысленно крестъ Христовъ правовѣрнымъ всегда носити на себѣ повелѣваютъ: понеже велія тайна въ семъ знаменіи святыя нераздѣлимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, прославляется, и симъ знаменіемъ благочестивіи вси отъ невѣрныхъ раздѣляемся. А той Дамаскинъ иподіаконъ, по діаволю наученію, написалъ въ греческой своей книгѣ на погибель душамъ нашимъ, велитъ ходити, аки таторомъ, безъ крестовъ, и въ томъ ему судитъ Господь Богъ.

Да онъ же, Дамаскинъ, не убояся страха Божія, отрыгнулъ отъ злаго сокровища сердца своего, въ томъ же словѣ именовалъ безгрѣшнаго Сына Божія Господа нашего Ісуса Христа грѣшнымъ, будто онъ, Спаситель нашъ, распялся за нѣкое прегрѣшеніе, а не за мірское спасеніе, и пишетъ въ той Скрижали, листъ 766, сице: тако да имате предъ собою смерть вашу, яко же и онъ, иже имать распинатися за нѣкое погрѣшеніе, носитъ крестъ на рамѣ своемъ, и ходитъ трепеща и ожидая смерти.

Къ сему же, государь, и иныя многія непотребныя статьи напечатаны. Якоже въ книгѣ 4-й Иванна Дамаскина, глаголемой Небеса, того же выходу, епифаніева переводу кіевлянина, во главѣ 27, листъ 56, положено егоже страшно и писанію предати, проповѣдуютъ Сына Божія еще въ плоть не пришедша, но впредь пришествовати его сказываютъ и напечатали сице: всякъ убо, рече, не исповѣдая Сына Божіяго и отъ Бога въ плоть пришествовати. Такоже, государь, и воскресенія Сына Божія во многихъ мѣстѣхъ в новыхъ своихъ книгахъ не проповѣдаютъ: в Служебникахъ на литоргіи и въ Тріодяхъ въ Великую Субботу, въ тропарѣ, еже: Благообразный Іосифъ, и въ тропарѣ: Мѵроносицамъ женамъ, и въ кондакѣ: Иже бездну затворивый, и въ свѣтильникѣ воскресномъ третіемъ воскресеніе Сына Божія отставлено же, невѣдомо для чего. Да они же, государь, напечатали въ новомъ Потребникѣ, листъ 42, въ молитвѣ на крещеніе человѣкомъ, повелѣваетъ молитися духу лукавому: сего же ихъ умышленія не даждь Боже намъ ниже помыслити. А о церковномъ, государь, священіи въ томъ же Потребникѣ, листъ 878, напечатали не по преданію святыхъ отецъ, повелѣваютъ свещати мыломъ: и то, государь, церкви Божія(и) не освященіе, но паче оскверненіе, понеже въ мылѣ всякая нечистота и скверность. А надъ умершими, государь, вмѣсто помазанія святаго масла велятъ посыпати пепеломъ, егоже срамно есть не точію тако творити, но и глаголати. И Господу нашему Ісусу Христу спасенное его имя, нареченное отъ Бога святымъ ангеломъ, перемѣнили же.

И самый истинный животворящій крестъ Христовъ, отъ трехъ древъ, отъ певга и кедра и кипариса сотворенный, отставили, и возненавидѣли, и непотребна сотворили, и возлюбили крыжъ латынскія вѣры, и во всемъ почитаютъ ево паче истиннаго Божественнаго креста Христова, отъ трехъ древъ сотвореннаго. А святіи пророцы о томъ тричастномъ крестѣ Христовѣ за много лѣтъ до Христова вочеловѣченія пророчествоваша, и яко отъ трехъ древъ сотворенну ему быти глаголюща(аша). Якоже велегдасный пророкъ Исаія о немъ, во главѣ 60, свидѣтельствуетъ и пишетъ сице: Слава Ливанова к тебѣ пріидетъ певгомъ и кедромъ и кипарисомъ прославити имя святое мое и прочая. Такоже и святый Иванъ Дамаскинъ о немъ хваляся вопіетъ: О треблаженное древо, на немже распятся Христосъ Царь и Господь. И въ октаѣ, государь, 3-го гласу, въ среду и въ пятокъ, въ сѣдальнахъ на утрени пишетъ сице: На кипарисѣ и певгѣ и кедрѣ вознеслся еси агнче Божій. Такоже и во многосложномъ своемъ посланіи Германъ патріархъ, листъ, пишетъ сице: Яко честный и животворящій крестъ, отъ трехъ древъ, кипариса и певга и кедра, въ тридневную смерть Господа Ісуса содѣланъ бысть. И преподобный Григорій Синаитъ въ вокресномъ дневномъ канонѣ творенія своего, во многихъ мѣстѣхъ, воспоминаетъ точію о истинномъ, тричастномъ крестѣ Господни и пишетъ сице: Кресте трисоставне и свѣтне, кресте треблаженный, тріеобоюдный мечь, древо трелюбезно и знаменіе непостижимыя Троицы, крестъ трисоставный образъ. Такоже, государь, и вси святіи пишутъ, и почитаютъ истинный тричастный крестъ Христовъ, а не крыжъ двоечастный, о немже никтоже отъ святыхъ воспомянулъ во единомъ словѣ, ежебы предпочтену ему быти паче истиннаго креста Господня.

А и прародители твои, государевы, благовѣрные цари и великіе князи въ русской землѣ крыжомъ чести отнюдь не воздавали иже и тѣмъ латинскія вѣры не почитали. Якоже во исторіи пишетъ, ежебы то (еже бысть) отъ созданія міра въ лѣто 6981, егда пріиде изъ Царя-града царевна Софія въ царствующій градъ Москву къ Великому Князю Ивану Васильевичу, а съ нею пришелъ изъ Рима отъ папы посолъ Антоній лагатосъ и несъ передъ собою крыжъ, Великій же Князь и преосвященный Филипъ митрополитъ Московскій и всея Русіи, и весь освѣ(я)щенный соборъ и царскій синклитъ и всѣ московстіи народи съ тѣмъ крыжомъ ни близь царствующаго града Москвы пройти не пустили, сего ради, яко да не будетъ нами православнымй латынскі(а)я вѣры(а) почитаема, понеже бо писано есть, яко возлюбивъ и похваливъ чужую вѣру, той своей поругался есть.

Такожде, Государь, и вселенскій учитель Иванъ Златоустый въ воскресномъ Толковомъ Евангеліи, въ недѣлю 3 святаго поста, той латынскій крыжъ за истинный крестъ Христовъ не почитаетъ же, но образъ и сѣнь его быти нарицаетъ. И аще, Государь, все божественное Писаніе свидѣтельствуетъ намъ, яко той крыжъ образъ и сѣнь креста, а не самый истинный и животворящій крестъ Господень, токмо (токая), государь, потреба нынѣ намъ, оставя истину, и паки тое законную сѣнь гонити и законная мудрствовати, еже крыжъ почитати, а истинный крестъ Христовъ презирати? И аще бы, по Апостолу, первый законъ непороченъ былъ, не бы второму изыскалося мѣсто.

Да въ тѣхъ же, Государь, новыхъ книгахъ напечатано по томуже дамаскинову преданію, велѣно намъ креститися щепотью, тремя персты, а яже мы изъ начала пріяхомъ по апостольскому и святыхъ отецъ преданію, и по свидѣтельству преподобнаго Петра Дамаскина, и святаго Ѳеодорита, и блаженнаго Максима Грека, и по соборному уложенію Макарія митрополита Московскаго и всея Русіи и всѣ (всего) освященнаго собора, тѣ новые вѣры учители двѣма персты креститися намъ возбраняютъ, а не крестящихся щепотію проклинаютъ, и тѣмъ точію всуе себе труждаютъ и грѣхъ на свою главу собираютъ, понеже писано есть: аще святитель проклинаетъ не по дѣлу Божію, сирѣчь не по священнымъ правиломъ, не послѣдуетъ Божій судъ, а непокоряющіися имъ аще и прокляти отъ нихъ, но отъ Бога великимъ хваламъ достойни суть.

А что при Благовѣрномъ Царѣ и Великомъ Князѣ Иваннѣ Васильевичѣ всеа Русіи преосвященный Макарій митрополитъ, по апостольскому преданію, на освященномъ и богодухновенномъ своемъ соборѣ уложили и не крестящихіся двѣма персты вѣчному проклятію предали, и они тому церковному уложенію и священному собору, паче же Христову и апостольскому преданію не повинуются, да и намъ такоже повиноватися не велятъ, и полагаютъ то соборное проклятіе ни за что, и тѣмъ своимъ неповиновеніемъ учинили себя подъ вѣчнымъ проклятіемъ, да и насъ нынѣ грѣшныхъ ведутъ съ собою подъ тоже проклятіе; а не повинующихся, Государь, ихъ странному ученію и непріемлющихъ новые ихъ вѣры они, никоновы ученицы, мучатъ лютыми томленьми и ругаются всякимъ руганіемъ безчеловѣчнымъ. А святіи апостоли, государь, и святіи отцы въ прежнія лѣта такова ругательства и безчеловѣчія и надъ богоотступниками отнюдь не творили, но аще кто и впадетъ въ нѣкое прегрѣшеніе, и они исправляли таковыхъ духомъ кротости, и любовію, и терпѣніемъ, послѣдствуя кроткому пастырю своему и учителю Христу, понеже Онъ, Спаситель Христосъ Богъ нашъ, Начальникъ и Совершитель нашея православныя христіанскія вѣры, Самъ училъ пресвятыми Своими усты божественнымъ и спасеннымъ заповѣдемъ не гордостію, и не мученіемъ, и не руганіемъ, якоже они творятъ, но самъ вся претерпѣ нашего ради спасенія. А нынѣшняго, государь, на концѣ послѣдняго вѣка новые вѣры проповѣдницы отнюдь нетерпѣливы, и немилосердны, и неблагоприступны и горды; аще и едино слово явится имъ неугодно, и они хотятъ за то и душу съ тѣломъ разлучити и смерти предати. И воистину, государь, блаженъ той, егоже сподобитъ Господь отъ таковыхъ нынѣшнихъ учителей до смерти пострадати, и вѣруемъ Божественному писанію, яко тіи паче прежнихъ мучениковъ у Бога обрящутся. О семъ бо и мы молимъ человѣколюбіе Божіе, яко да и насъ грѣшныхъ сподобитъ отъ нихъ пострадати и поне малу отраду въ будущемъ вѣцѣ за своя согрѣшенія получити. Да въ тѣхъ же, государь, новыхъ книгахъ напечатано, велѣно говорить аллилуія трижды, а въ четвертые Слава тебѣ Боже. И мы, богомольцы твои, троити та божественная аллилуія отнюдь не смѣемъ, бояся тогоже гнѣва Божія и Пречистыя Богородицы, иже бысть явное наказаніе за утроеніе божественной аллилуіа иной вѣры попѣ (на Іовѣ распопѣ) псковскомъ и троеженцѣ, иже и мотыльный столпъ наречеся, егда онъ не послушалъ наказанія преподобнаго отца Евфросина псковскаго чудотворца, еже двоити божественнае аллилуія, якоже предаде ему Іосифъ Царя града вселенскій патріархъ, и того ради своего непослушанія и суемудреннаго начинанія онъ Іовъ воспріялъ отъ Бога веліе отмщеніе, инымъ впредь на увѣреніе, — прежде будущаго мученія пораженъ бысть богопопущенною лютою язвою и неисцѣльнымъ недугомъ, кипѣлъ въ червяхъ и въ смрадѣ неудобъ стерпимомъ два года, и въ той лютой язвѣ и душу свою изверже; а иже троити божественнае аллилуіа возбраняющаго преподобнаго отца Евфросина псковскаго чудотворца за сіе богоугодное мудрованіе Господь Богъ прославилъ во Святыхъ; а по преставленіи его наипаче же намъ совершеннѣйше бысть извѣщеніе: сама Владычица наша Пресвятая Богородица въ явленіи своемъ со архангеломъ и съ преподобнымъ Евфросиномъ явися списателю житія его и повелѣ православнымъ христіаномъ божественнае аллилуіа глаголати дважды, а третіе приглашати: Слава Тебѣ Боже, а троящимъ изрече прещеніе страшно. Къ сему же, Государь, и въ книгѣ глаголемой Стоглавъ, въ царскомъ и святительскомъ соборномъ уложеніи, написано, яко то латинская ересь, еже троити аллилуія, и пиаштъ сице: яко соборная и апостольская Церковь имѣя и предаде, еже дважды глаголати святая аллилуія, а не трегубити, понеже бо сія нѣсть православныхъ преданіе, но латынская ересь, не славятъ бо Троицу, но четверятъ, и Духа Святаго отъ Отца и отъ Сына исходяща глаголютъ, и тѣмъ раболѣпна Духа Святаго творятъ, и того ради не подобаетъ святыя аллилуіи трегубити, и (но) дважды глаголати: аллилуія, аллилуія, а въ третіе: Слава Тебѣ Боже. Такоже, государь, и блаженный Максимъ Грекъ въ книгѣ своей пишетъ и нарицаетъ латинскою ересію. Да они же, новые вѣры учители, въ молитвѣ Ісусовѣ Сына Божія именовати намъ не велятъ, не вѣдомо для чего. А святый Иванъ Златоустый, въ воскресномъ въ толковомъ Евангеліи, въ недѣлю 17, пишетъ сице: аще ясте, или піете, или дѣлаете, или шествуете, или стоите, или сѣдите, или ино что творите, непрестанно вопійте кождо васъ: Господи Ісусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя. И въ книгѣ Бесѣдъ апостольскихъ, листъ 130, и во многосложныхъ посланіи(яхъ) Германа патріарха Царяграда, и Григорія Двоеслова, и въ книгѣ Григорія Синаита, и Кирила Іерусалимскаго, л. 178, и въ Прологу, генваря въ 9 день и іюля въ 29 день, и въ книгѣ Филоѳея патріарха и Нила Сорскаго, и въ житіи Михаила Малеина, и во Псалтыряхъ и въ Часовникахъ печатныхъ и письмянныхъ. и въ иныхъ во многихъ книгахъ святіи отцы въ молитвѣ Ісусовѣ Сына Божія глаголати повелѣваютъ. Такоже, государь, и символъ православные христіанскіе вѣры измѣнили же, — говорятъ: и въ Духа Святаго Господа животворящаго, а истиннаго отставили. А святіи отцы, государь, отнюдь того не измѣняли и прибавити и убавити собою ничего не смѣли, якоже преподобный Иванъ Дамаскинъ во многосложномъ своемъ посланіи, въ Соборникахъ печатныхъ, въ дестевыхъ и въ полдесть, и въ книгѣ блаженнаго Максима Грека, во главѣ 5, въ словѣ отвѣтномъ Николаю латынянину, пишетъ: и въ Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго, такоже и въ книгѣ никонскихъ правилъ, отъ слова 39, и въ книгѣ Кирилла Іерусалимскаго, листъ 128 и 44, и паки въ той же книгѣ Максима Грека, во гл. 1-й, въ книгѣ Кормчей московской печати, по послѣднимъ числамъ л. 2, въ тѣхъ во всѣхъ книгахъ, идѣже символъ православныя вѣры положенъ, истиннаго нигдѣ не отставлено. Да они же, государь, въ стихѣ: Царю небесный, совершенно Духа Святаго истиннымъ не именуютъ, и напечатали сице: Царю небесный, Утѣшителю Душе истины, — двѣ буквы нашъ да иже изъ истиннаго отняли, и тѣмъ сотворили Духа Святаго, аки причастника истинѣ, а не самымъ истиннымъ Святый Духъ именуютъ. А на троицкой вечерни, государь, молитву Святому Духу отняли всю, и ектенію большую отставили же, и молятся стоя на колѣнкахъ, и главъ не преклоняютъ. А въ уставахъ, государь, печатныхъ и писмяныхъ, и въ Потребникахъ и въ Служебникахъ, и въ той же троицкой вечерни въ стихѣрахъ велѣно главы съ колѣнома преклонше на землю молитися а не на колѣнкахъ стояти. А трисвятое, государь ангельское пѣніе тѣ новые учители перемѣнили же, и напечатали въ Ирмологѣ, листь 384, съ прибавкою, сице: Сила, святый Боже, святый крѣпкій, святый безсмертный помилуй насъ. А въ прежнія государь, лѣта, при благочестивомъ царѣ Ѳеодосіи, еретицы къ той ангельской пѣсни лишное прибавливать начали же, и того ради отъ Господа съ небесе бысть отрочатемъ извѣщеніе и знаменіе страшно, и о семъ свидѣтельствуетъ Прологъ сентября въ 25 день. А въ Богородичномъ, государь, воскресномъ: я(и)же насъ ради, напечатали насъ отчаянными, а отчаянные, государь, именуются бѣси; а намъ грѣшнымъ до послѣдняго издыханія Христосъ Богъ нашъ отчаятися не повелѣваетъ: понеже бо отчаявыйся, по Божественному писанію, самъ ся закля. Да они же, государь, въ новыхъ своихъ правилахъ налагаютъ на человѣки бремена тяжка и неудобь носима, не противъ человѣческія мѣры и святыхъ отецъ преданія, и напечатали въ новомъ Потребникѣ своемъ, Номоканонѣ, во главѣ 109 сице: инокъ аще изыдетъ изъ монаетыря, и за то его 12 лѣтъ не причащать и въ церковь не пущать, и указали ложно на четвертое правило святаго четвертаго собора: а того, государь, въ томъ четвертомъ соборѣ, по ихъ мудрованію, отнюдь не положено. Да они же напечатали въ Номоканонѣ же, во главѣ 96: инокъ аще въ келіи поѣстъ, и за то епитеміи положили противъ блудника на 7 лѣтъ. И то, государь, все затѣваютъ они не по правиломъ святыхъ отецъ, собою, на погибель душамъ нашимъ, а не на спасеніе. А иноческій чинъ, государь, паче же ангельскій чинъ тѣ новые учители до конца исказили, и правила святаго Василія Великаго гордостію своею положили ни во что, ходятъ въ церковь Божію и по торгомъ безъ манатей, безобразно и безчестно, аки иноземцы, или кабацкіе пропойцы. А въ правилѣхъ, государь, Василія Великаго, въ Номоканонѣ, въ главѣ 59, иноку отнюдь безъ мантіи быть не повелѣваетъ, не точію на молитвѣ, но и на рукодѣліи. А въ постриженіи, государь, иноческомъ въ Потребникѣ печатномъ мантіи и параманда на постриженниковъ класть у нихъ не указано и стиховъ не положено жъ. Да они же, государь, въ покаяніи и исповѣди и псалмы и молитвы исповѣдникомъ и надъ умершими прощалныя и разрѣшалныя молитвы, и величанія на всѣ господьскіе праздники и святымъ отставили, и все дѣйство въ божественныхъ службахъ творенія Василія Великаго и Иванна Златоустаго и Григорія папы Римскаго преложили на свой чинъ по своему плотцкому мудрованію. Такожъ и прочее церковное пѣніе, заутреню и вечерню, и павечерню, и полунощницу, и молебны и понахиды, и вкратцѣ рещи весь церковный чинъ и уставъ, что держитъ Церковь Божія, то все перемѣнили, и книги перепечатали не по преданію святыхъ отецъ, и всю православную христіянскую вѣру испревратили на свой разумъ. А указываютъ, государь, они на старые книги и говорятъ, что де въ греческихъ книгахъ такъ написано, и печатаютъ съ нихъ безъ расмотрѣнія и безъ свидѣтельства, аще что и до конца худо и непотребно, тому они не внимаютъ, точію бы имъ было противъ греческихъ книгъ. И тѣми они греческими книгами они православную нашу христіянскую вѣру истребили до толика, будто и слѣдъ православія въ твоемъ государствѣ, російскомъ царствіи до сего времени не именовалося, и учатъ насъ нынѣ новой вѣрѣ, якоже Мордву или Черемису, невѣдущихъ Бога (и) истинные христіанскіе православпые вѣры. А мы, богомолцы и раби твои государевы, аще и многогрѣшни, но держимъ истинную православную христіянскую вѣру, самимъ Господемъ нашимъ Ісусъ Христомъ преданную, и святыми Апостолы и святыми отцы, седми вселенскими соборы, утверженную, непоколебиму и нерушиму, тоже преданіе, которое по се время держали прародители твои государевы, благовѣрныя цари и великія князи, и отецъ твой, великаго государя, благовѣрный государь нашъ царь и великій князь Михаилъ Ѳедоровичъ всея Росіи, въ нейже и чюдотворцы и начальники наши Зосима и Саватей, и Германъ и Филиппъ митрополитъ Московскій и всея Росіи, и вси святіи отцы угодили Богу, и многіе чюдотворные иконы Господь Богъ въ чюдесѣхъ у насъ, въ русской землѣ, прославилъ, и нынѣ прославляетъ, и неизреченную свою милость отъ нихъ намъ подаетъ. А сверхъ, государь, того, сами они, вселенскіе патріархи, прежде бывшіи у насъ въ русской земли, Іеремій цареградцкій и Ѳеофанъ іерусалимскій и иные многіе палестинскіе власти о нашей православнѣй истиннѣй вѣрѣ свидѣтельствуютъ списаніемъ, якоже въ книгѣ Кормчей московской печати, листъ 15 и 26, пишетъ сице, что де у нихъ въ Царѣградѣ и во Іеросалимѣ конечное православной вѣрѣ греческаго закона отъ агарянъ насиліе и погубленіе, церквамъ Божіимъ запустѣніе и разореніе, не(но) точію единъ на всей вселеннѣй владыка и блюститель непорочныя вѣры христіянскія, самодержавный великій государь царь благочестіемъ всѣхъ превзыдетъ, и все благочество въ твое государство едино царство собрашася, и третій Римъ благочестія ради твое государство московское царство именоваша. И аще бы, государь, наша православная христіянская вѣра неправа, то бы и милости и чудесъ отъ тѣхъ чюдотворныхъ иконъ не было, и прародителей твоихъ государевыхъ, благовѣрныхъ царей и великихъ князей, и преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ Господь Богъ во святыхъ чюдесы не бы прославилъ, и вселенскіе православные патріархи, наипаче же началнѣйшій и глава всѣмъ Іеремія цареградцкій, и Ѳеофанъ іерусалимскій и иные многіе палестинскіе власти не бы православныя нашіе христіанскіе вѣры похвалили. И аще, великій государь, толикія многія и безчисленныя свидѣтельства на нашу православную христіянскую вѣру, яко непоколебимо въ православныхъ догматѣхъ и въ церковныхъ исправленіихъ пребываетъ: то кая, государь, нужда намъ тое истинную православную вѣру, самимъ Господемъ Богомъ преданную, и святыми отцы утверженную, и вселенскими верховнѣйшими патріархи похваленную, нынѣ покинути и держати новое преданіе и иную вѣру? Аще ли, государь, намъ нынѣ на конецъ послѣдняго вѣка учитися сызнова новой вѣрѣ ни (и) слушати ихъ непотребнаго ученія, егоже страшно и помыслити, еже духу нечистому молитися, и ходити по-татарски безъ крестовъ, и безгрѣшнаго Сына Божія именовати грѣшнымъ, и воскресеніе его и вочеловѣченіе не проповѣдывать, и креститися щепотью, и истинный крестъ отринути и крыжъ латынской почитати, и аллилуія четверити, и прочая ихъ небогоугодная мудрствовати: то развѣ, государь, и креститися намъ будетъ сызнова, и святыхъ угодниковъ Божіихъ и чюдотворцевъ изъ Церкве Божіи, по ихъ мудрованію, будетъ изринути вонъ, егоже не даждь намъ Боже ни слышати. И аще, государь, по ихъ, новыхъ учителей, хуленію держали мы по се время будто не истиннную православную вѣру: но прародители твои, государевы, благовѣрные цари и великіе князи, и святіи отцы православніи. Аще ли, государь, они были православніи, то и мы явѣ яко православни. Аще ли, государь, они и мы православніи, то почто имъ у насъ православная христіянская вѣра отъимати и учити насъ новой вѣрѣ и странному ученію, которые сами ничего не знаютъ и конечнаго исправленія въ православной вѣрѣ требуютъ? Понеже, государь, очи ушію вѣрнѣйши суть и паче слуха видѣніе, всѣмъ намъ явно каково ихъ исправленіе, наипаче же самому тебѣ, великому государю, вѣдомо и извѣстно: ибо и самые ихъ лутчіе греческіе учители, егда пріѣзжаютъ въ рускую землю, и ни единъ лица своего перекрестити не умѣетъ и ходятъ безъ крестовъ. А у насъ, государь, невѣжи и поселяня имъ дивятся и говорятъ: что-де они, палестинскіе власти, пастыри и учители нарицаютца и въ иную землю учити пріѣзжаютъ, а сами и лику своего перекрестити не умѣютъ, то-де чему насъ поселянъ научити, и какова-де отъ нихъ научитися намъ въ православнѣй вѣрѣ исправленія. А Божественное писаніе неистово крестящихся нарицаетъ отмѣтниками креста Христова и пишетъ сице: аще кто лѣностію, или невѣжествомъ не исправляетъ креста на лицѣ своемъ, той отмещется креста Христова и предаетца діяволу. Поистинѣ, великій государь, тѣ прежніе вселенскіе патріархи, Іеремія и Ѳеофанъ, писали они въ грекахъ не мимо дѣла, что православная вѣра у нихъ отъ насилія поганыхъ турковъ до конца иссякла. Влѣпоту убо, государь, пріѣзжаютъ(жать) въ твое государево благочестивое россійское царствіе, самимъ учитись православной храстіянской вѣрѣ и благочестію навыкати, яко да доволни будутъ въ своей землѣ и иныхъ научити. Подобаетъ бо, государь, по божественному писанію, учителю прежде самому научитись, такожъ и иныхъ научити. По истинѣ, государь, тѣ нынѣшніе греческіе учители пріѣхали въ твое государство російское не вѣры исправлять, но злата и сребра и вещей собирати и міръ истощать. А нынѣ, государь, видя вѣсно ихъ греческаго ученія въ православной нашей христіянстѣй вѣрѣ смятеніе и церквамъ Божіимъ неумиреніе и повсядневное премѣненіе, многіе иноземцы намъ посмѣхаютца и говорятъ, будто мы христіанскіе вѣры по сю пору де знали, а будетъ-де и знали, ино нынѣ заблудили, и о томъ что де ваша вѣра и нынѣ (книги) всѣ перемѣнены по новому, и съ прежними вашими книгами, кои при прежнихъ царехъ были, нынѣшніе книги ни въ чемъ ни сходятца. И намъ, государь, противъ ихъ ругателства отвѣту дать нечего, потому что они видятъ наше непостоянство, поносятъ насъ дѣломъ, не точію тѣмъ противимся, и отъ нихъ отходимъ, и говоримъ, что у насъ истинная православная христіянская вѣра отъ крещенія Рускія земли, прародителя твоего государева, благовѣрнаго и равно Апостоломъ великаго князя Владимера лѣтъ съ семсотъ до Никонова патріаршества, и до учениковъ ево, и до нынѣшнихъ греческихъ учителей стояла нерушима и непоколебима и твоему, великаго государя, російскому царствію отъ иноплеменныхъ разоренія и церквамъ Божіимъ запустеніе(я) и еретическаго раздранія и книгамъ истребленіе(я), прародителей твоихъ государевыхъ и твоими, великаго государя, молитвами, не бывало, измѣнитца у насъ въ православной христіянской вѣрѣ было ничего (нечего). А сверхъ тово, тое нашу православную христіянскую вѣру свидѣтельствовали вселенскіе патріархи и всѣ палестинскіе власти не въ одно время, и они до конца у насъ въ руской земли благочестивое истинное православіе похвалили, и писанію предали, и печатми царскими и руками своими то писаніе утвердивше, въ соборной и апостольской церкви положили, якоже въ преждереченной книгѣ, глоголемой Кормчей, о семъ свидѣтельствуетъ, и хотяй сего подлинно увѣдати, самъ да смотритъ тамо. И понеже, государь, зависть не вѣсть предпочитати полезнаго и николиже оставляетъ познати истинны, тѣ греческіе учители и никоновы ученицы, завистію подвижими, тѣхъ вселенскихъ прежнихъ патріархъ богодухновенное на нашу истинную православную вѣру свидѣтелство положили ни во что. А имъ, государь, грекамъ православная христіянская вѣра по се время изронить недивно: понеже живутъ толико множество лѣтъ посредѣ безбожныхъ и поганыхъ турковъ, во всякомъ озлобленіи и неволѣ, и православную вѣру держатъ дни своя окупаючи, и многіе монастыри и церкви Божіи у нихъ стали въ конечномъ раззореніи. А книги, государь, у нихъ грековъ, кои прежняго благочестиваго исправленія были, послѣ цареградцкаго взятія отняли рымляне и перепечатали у себя, по своему латынскому обычаю, и тѣ имъ свои латынскіе книги роздали, а ихъ греческіе книги всѣ огнемъ сожгли. И о семъ свидѣтольствуетъ въ книгѣ своей блаженный Максимъ Грекъ. А у насъ благодатію Христовою по се время того но бывало. А которые, государь, старые книги у нихъ, грековъ, нынѣ еще есть, и тѣ книги отъ еретиковъ многіе испорчеры, насѣяно въ нихъ много худыхъ плевелъ: понеже во время тѣхъ старыхъ книгъ въ грекахъ еретиковъ и богохулниковъ и иконоборцовъ было много. Да и намъ, государь, тѣ ихъ греческіе книги нынѣ стали всѣмъ явны, что они не исправны и отъ еретиковъ испорчены: понеже, государь, въ рускихъ нашихъ печатныхъ книгахъ до сего времени, покамѣста съ греческихъ книгъ не печатали, никоторые посылки и зазоры не было; а какъ почали печатать изъ греческихъ переводовъ, и въ тѣхъ новыхъ рускихъ печатныхъ книгахъ объявилось много худыхъ и богохулныхъ и непотребныхъ рѣчей, ихже вкратцѣ вмалѣ тебѣ, великому государю, въ сей челобитной выше сего изъявихомъ.

Милосердый благочестивый, Богомъ избранный, великій государь царь и великій князь Алексѣй Михайловичь, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ! молимъ твою, великаго государя, благочсстивую державу и плачемся вси, со слезами милости просимъ, помилуй насъ, нищихъ богомолцовъ своихъ и сиротъ, не вели, государь, у насъ тѣмъ новымъ учителемъ и всенскимъ патріархамъ истинную нашу православную христіянскую вѣру, самимъ Господемъ нашимъ Ісусомъ Христомъ и святыми его Апостолы преданную, и седми вселенскими соборы, и твоими государевыми прародители утверженную, измѣнити и порудить, чтобы памъ Господа Бога и Спаса нашего Ісуса Христа, Царя царствующимъ и Господа господьствующимъ не прогнѣвить и во вѣки въ безконечное мученіе осужденнымъ не быть, и тою новою вѣрою прароцителей твоихъ государевыхъ и святыхъ отецъ не посрамить, а иноземцомъ и хулникомъ нашея христіанскія православныя вѣры впредь дерзновенія не подать, и вели, государь, быти въ томъ же благочестіи и преданія(и), въ коемъ чюдотворцы и началники наши Зосима и Саватій, и Германъ, и Филиппъ митрополитъ Московскій и всея Росіи, и вси святыя угодили Богу, и вси прародители твои государевы, и отецъ твой блаженныя памяти благочестивый и великій государь, царь и великій князь Михайло Ѳедоровичь всея Русіи, и дѣдъ твой, приснопамятный блаженный Филаретъ Никитичь, Московскій и всея Русіи патріархъ, препроводиша дни своя, чтобъ намъ подъ запрещеніемъ и клятвою святыхъ отецъ не быть, и во вѣки душою и тѣломъ не погибнуть. Аще ли твой, великаго государя, помазанника Божія и царя гнѣвъ на насъ грѣшныхъ изліетца, и православную нашу христіянскую непорочную вѣру тѣмъ новые вѣры проповѣдникомъ отнять у насъ попустити изволишь, и чюдотворцевъ нашихъ и прочихъ святыхъ отецъ преданіе измѣнить, и о семъ тебѣ, великому государю, прежде въ челобитной своей писали, и нынѣ тожде пишемъ: лучше намъ временною смертію умереть, нежели вѣчно погибнуть. Или аще, государь, огню и мукамъ насъ тѣ новые учители предадутъ, или на уды разсѣкутъ: но убо измѣнить апостольскаго пореченнаго (и отеческаго) преданія не будемъ во вѣки. Великій государь царь, смилуйся пожалуй!

Источникъ: Матеріялы для исторіи раскола за первое время его существованія, издаваемые братствомъ св. Петра Митрополита подъ редакціею Н. Субботина. Томъ третiй. Часть 3-я: Акты относящіеся къ исторіи соловецкаго мятежа. — М.: Типографія Т. Рисъ, 1878. — С. 213-262.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0